Аскер Шахмамедов - студент одного из Санкт-Петербургских вузов, будущий историк. Историей он увлекался с детства и это увлечение определило выбор профессии. Однако у историков тоже бывают хобби, Аскер Шахмамедов - не исключение. Однако его хобби - не такое, о каком принято рассказывать на каждом углу и хвастаться им. Большинство людей вообще скрывают, что у них такое хобби. Аскер - кладоискатель.
- Почему вы согласились дать интервью?
- Потому что я сам лично не вижу ничего зазорного в своих поисках. Я не "черный" археолог, не прихожу на поля сражений, не раскапываю могил и не тревожу прах погибших, чтобы найти редкие медали или оружие. Хотя и среди "черных" копателей попадаются порядочные люди, которые, найдя останки солдат, хоронят их как полагается, даже выискивают какие-то документы, чтобы написать на могиле, кто похоронен.
- Насколько я знаю, так поступают поисковики, которые иногда жизнь кладут, чтобы не было безымянных могил.
- Да, вы правы, но лично я знаю одного "черного" копателя, который не прочь найти монеты времен Второй мировой, редкие награды, особенно немецкие, котелки там всякие, кружки с нацистской символикой, продать все это повыгоднее, и при этом он всегда старается не трогать кости, а если все же наталкивается на них, то старается связаться, с кем надо, чтобы похоронить их по обычаю, а если есть возможность, то и фамилию узнать.
- Тогда в чем отличие кладоискателя от "черного" копателя?
- "Черный" ищет все, что имеет какую-то ценность, в основном времен войны, и в основном оружие. Я же ищу исключительно клады. Я ищу их целенаправленно, и если нахожу что-то другое, то отдаю тем, кому это интересно. Или нужно. Но главное отличие лежит все-таки не в материальной, а в духовной области. Да и с точки зрения закона... Закон-то запрещает такое "копание", мародерство тоже запрещает, а снять с пальца какого-нибудь погибшего фрица старый перстень - это же мародерство в чистом виде. И то, что закон это все запрещает - правильно. Власти боятся, что найденное оружие может быть использовано, это во-первых. Во-вторых, есть очень большой шанс покалечиться самому, на мине или снаряде подорваться. А клад найти - это же такая романтика!
- Да и в денежном плане подспорье...
- Есть такая статья в УК России "Присвоение найденного имущества". Согласно ей, если клад оценивается в тридцать пять миллионов рублей, его нужно сдать государству. Если в кладе предметы, представляющие историческую или культурную ценность, тоже надо все сдать. Если нет таких предметов и стоит все меньше тридцати пяти миллионов, то приходишь в полицию, объясняешь, где и при каких условиях нашел, оформляешь все как положено, ждешь шесть месяцев - а вдруг у находки есть хозяин, и получаешь в итоге половину стоимости - в отличие от советского время, когда давали четверть. Если на чьей-то земле нашел с ведома хозяина, делишь с ним пополам. Но дело даже не в этом! Есть рыбаки, которые поймают огромную рыбину, сфотографируют ее, а потом отпустят. Им не сама рыба нужна, а факт ее поимки. Или если вещь берут в музей, то ставят табличку - "Дар такого-то". Приятно! Но, конечно, если удается что-то получить, то кто ж от этого откажется! Мои коллеги иной раз несколько тысяч долларов зарабатывали.
- А что вы делаете, если нарываетесь на оружие или патроны?
- Я по армейской профессии связист, поэтому разминировать не смогу. Я в таких случаях или топлю находку, желательно в болоте, или закапываю поглубже. Лучше, конечно, взорвать, но это опасно.
- У вас не бывает опасений, что, раскапывая как-нибудь клад, вы можете уничтожить что-то ценное с археологической точки зрения, но совершенно ненужное вам? Черепки какие-нибудь, которые, возможно, являются следами древней богатой культуры.
- Ну я же все-таки не совсем дилетант! Я же все-таки на пятом курсе исторического факультета учиться буду! Нас на раскопы на практику возили, учили, как правильно работать. Я, если что найду в таком роде, сообщаю куда следует. Жаль только, что эту информацию сейчас часто мимо ушей пропускают. Специалисты с одной стороны тревогу бьют, что из-за масштабных поисков "черных" им самим скоро искать нечего будет, пытаются запретить свободную продажу металлоискателей и откопанных древностей. А, с другой стороны, археологических работ в последнее время ведется так мало, что можно сказать, и вообще не ведется. В музеи иной раз даже старинные украшения не берут, у нас, говорят, запасники и так забиты. Получается, и сами не работают, и другим не дают. Как собаки на сене. Да, с "черными" бороться надо, они в девяносто случаях из ста непрофессионалы и на самом деле многое губят, даже если извлекают находки аккуратно.
Потому что нарушают тем самым исторический контекст, в котором существовали найденные предметы, и ученые этот контекст уже никогда не восстановят. Но если вспомнить, что натворил Шлиман, раскапывая Трою, это же детский лепет! Шлиман же безвозвратно уничтожил все более поздние культурные слои Трои, ему была нужна Троя времен Гомера, а на то, что было позже, ему было наплевать. Видите, как все неоднозначно? Я могу сказать только одно: "черные" исчезнут лишь тогда, когда их функцию возьмет на себя государство. Получается, что проблема решения не имеет и все в ней неоднозначно. Вон в Курской области недавно "черные" нашли редчайший комплект украшений пятого века. Предположительно из захоронения вождя гуннов. Находка удивительнейшая, такая раз в сто лет бывает. Делом, говорят, ФСБ занимается, потому что ценности частично уже проданы за границу. Но не будь "черных", это захоронение никто бы и не нашел, потому что никто и предположить не мог, что оно может быть в этом месте. Вот и выходит, что вред и польза от "черных" идут рука об руку. Да, что-то они уничтожили, что-то продали, зато указали, где можно еще что-то найти. Или другой пример, с монетами времен Дмитрия Донского. Они были такой редкостью, что представить себе трудно, счет шел на единицы. А сейчас, благодаря поиску с металлоискателями, их несколько сотен.
- Как вы решили стать кладоискателем? Это же какое-то совершенно несерьезное занятие, мальчишество какое-то!
- А вот именно мальчишкой и захотел! Начитался всяких книжек о кладах, о сокровищах, об их поисках. Первой такой книжкой были "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Фина". Это все меня настолько увлекло, что я ходил по соседям и просил разрешения порыться на их дачных участках. Меня кто прогонял, кто посмеивался, только один дед, друг моей семьи, разрешил покопаться у него в огороде. У него был старый дом в районе, там жили еще его предки. Я ж не ко всем подряд ходил, а только к тем, кто в старых домах жил.
- Нашли что-нибудь?
- А как же! Пару заржавленных гвоздей и подкову, такую же ржавую. Но старинную, начала двадцатого века. Эта находка - пустяк, конечно, но она меня вдохновила! Некоторые всю свою жизнь клады ищут и ничего не находят, а кто-то огород копал и натолкнулся на спрятанные ценности. Вот и я нашел! Пусть пустяк, но нашел же! И сразу буквально, только-только начал этим увлекаться. Мне тогда двенадцать лет всего было. Так что дед этот стал моим "крестным отцом", путевку в жизнь мне, можно сказать, выписал, спасибо ему большое! Звали его Мамед Аббасов, он был простым крестьянином, сейчас он уже умер.1 июля 2012