В последнее время активизировались работы на самом крупном гидроэнергетическом долгострое России — Богучанской ГЭС. Заполнение ложа водохранилища уже началось, сданы и запущены в эксплуатацию первые гидроагрегаты электростанции. Но вместе с наполнением ложа под воду уходят ценные археологические памятники и родные места для тысяч людей. Какие ценности теряет область и что оставляют переселенцы в зоне затопления, выяснял корреспондент IRK.ru
Что уйдет под воду
Все последние годы специалисты Иркутской области и Красноярского края спасают важные исторические материалы, попавшие в зону затопления БоГЭС. С 2008 года участвует в раскопках и опытный иркутский археолог Алексей Шляхтин.
— Этим летом я работал в качестве замначальника одного из отрядов, — рассказывает Алексей. — Мы проводили раскопки на объекте под названием «Акимов ручей», который включает в себя разновременные отложения — от «железа» до неолита, временные рамки которых от 5—6 тысяч лет до нашей эры и по сегодняшний день. Этот памятник достаточно масштабный — в прошлом году там проводились работы на площади в 1 000 квадратных метров. И в этом году проводились работы на соседнем участке той же площади.
Разведка и распределение участков между археологическими партиями производились заранее. Так, места раскопок в Иркутской области разведаны отрядом под руководством опытного историка, сотрудника лаборатории археологии ИГУ Евгения Роговского. Благодаря его данным, со многих площадок в зоне затопления удалось спасти бесценные исторические материалы.
— Я видел материалы с раскопок на острове Лиственичном, — поясняет собеседник, — это и каменные топоры, и гарпуны, и многие другие каменные изделия. На том же «Акимовом ручье» самой, на мой взгляд, интересной находкой был настоящий «клад» из 48 каменных наконечников для стрел. Редко кто находил такое их количество в одном месте. Обычно такие вещи находят в каких-либо захоронениях, а в данном случае находка ни к чему не была привязана. Возможно, кто-то просто потерял этот набор стрел. Для тех времен это наверняка было большой потерей, потому что тогда сделать наконечники было довольно трудно.
На огромной археологической площадке «Акимов ручей» завершены практически все работы. Однако не факт, что к затоплению удастся завершить все запланированные раскопки на других участках. Алексей отмечает, что на момент их экспедиции активные работы по затоплению уже велись. И в ближайшие месяцы многие разведанные, но неосвоенные, памятники могут оказаться под водой.
— В данный момент ведутся переговоры, продолжать ли дальнейшие работы на этих участках или нет, — объясняет археолог. — Конечно, там есть что спасать. Но в целом на «Акимовом ручье» основная масса археологического материала изъята. Сейчас площадки в Усть-Едорме, Усть-Кате, Новотагино, Заимке, Старом Кеуле и других местах ставят в план дополнительных спасательных экспедиций. За их спасение сейчас идет основная борьба.
Два взгляда на переселение
Вместе с археологическими памятниками водохранилище скроет и историю тысяч людских судеб, связанных с этими местами. Переселенцев лишают не только налаженного быта, но и родной земли, куда уже нельзя будет вернуться.
Евгений переехал с семьей из Кеуля в Шелехов в конце августа. Именно тогда застройщик планировал сдать для переселенцев первые дома в иркутском жилом комплексе «Луговое». Однако строительство продолжается, но семья переселенцев пускает корни на новой «малой родине».
— Мы переехали, ожидая, что нам, как и было заявлено, 22 августа будет сдано жилье, рассчитывали получить квартиры. И мы были уверены, что как только приедем, сразу въедем в свое жилье. Но сроки сдачи все оттягиваются, и поэтому в целях экономии средств мы вынуждены жить в Шелехове. Хорошо, что здесь у нас есть родственники. Правда, не знаем до сих пор, когда получим квартиры — сдача не первый раз переносится. Детям надо получать знания, они уже посещают образовательные учреждения, мы устроили их в Шелехов. Младшая дочка ходит в детсад, старшая — в школу.
К вопросу переезда Евгений отнесся легко. В его жизни это уже второй переезд из зоны затопления. Первый раз в 1984 году — из уже затопленного поселка Едорма. Тогда, по признанию Евгения, многих переселяли именно в Кеуль. Теперь место, ставшее для мужчины второй Родиной, также скоро уйдет под воду. Но Евгений не унывает и положительно оценивает случившееся.
Археологические раскопки в устье реки Кеульки.
— Все люди сидят на чемоданах, — оценивает Евгений обстановку в Кеуле. — Некоторые даже, наверное, рады, что все так сложилось. Пенсионерам хочется остаться на прежнем месте, спокойно дожить свой век. А молодежи, как для нас с женой, понятно, хочется уехать в город — перспектив в поселке нет.
Глава поселка Кеуль Тамара Бобыльская, напротив, не хочет перебираться в город. Женщина хочет остаться неподалеку от места затопления — в Невонском муниципальном образовании Усть-Илимского района. По ее словам, обстановка в поселке спокойная.
— Здесь наша родина, я не стремлюсь переезжать в город, мне привычнее в сельской местности, — объясняет женщина. — В любом случае, будем искать участок недалеко от своих родных мест.
Все идет по плану
— В 2008 году я работал в Усть-Кове, на следующий год в Едорме, — рассказывает Алексей Шляхтин. — Уже тогда в тех местах из местных жителей были баба Марфа и дед Василий, кажется, да местные рыбаки. Им было уже все равно, старики доживали свой век.
Жители Кеуля — самого крупного поселения в зоне затопления — относятся к предстоящему переселению философски. Археолог Алексей отмечает, что у людей было много времени морально и физически подготовиться.
— В самом Кеуле я был только раз проездом, с местными жителями почти не общался, — говорит собеседник. — Но из редкого общения с ними видно, что люди смирились с предстоящим затоплением их земли и переездом. Складывается примерно та же картина, как в повести Распутина «Прощание с Матерой». Отношение к переселению у них скорее философское. А куда им деваться? О том, что надо будет ехать, все знали заранее, ведь подготовка ложа Богучанской ГЭС ведется еще с 80-х годов прошлого века. То есть здесь выросло целое поколение ожидающих. Они росли с мыслью о том, то их родные места поглотит водохранилище.
Однако ожидание переселенцев скором времени должно завершиться. Как заявил на прошлой неделе первый зампред правительства Иркутской области Владимир Пашков, все мероприятия по переселению граждан из зоны затопления водохранилища Богучанской ГЭС должны быть завершены к 1 января 2013 года. Ситуация с переселением находится на прямом контроле руководства области и лично губернатора Сергея Ерощенко.
— Все уровни власти имеют и моральные, и материальные обязательства перед жителями, которые переезжают из зоны затопления Богучанской ГЭС, — отмечает Сергей Ерощенко. — Мы не имеем права их бросить после переезда, все поселки и районы, куда прибудут переселенцы, должны быть обеспечены всей социальной инфраструктурой.
Всего для переселенцев будет подготовлено 429 квартир. Из них 88 — в Усть-Илимске, 50 — в Братске, остальные в Иркутском районе. По особому запросу переселенцам должны выделять и земельные участки в разных районах Приангарья. Также при «Дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» будет создана бригада для ликвидации помещений, покинутых переселенцами.
Первый зампред правительства отмечает, что все работы, которые запланированы в рамках отдельных мероприятий по подготовке и заполнения ложа Богучанской ГЭС, идут в соответствии с графиком. Первый этап по лесосводке и лесоочистке завершен на 99,9 %. Выполняется перенос кладбищ и консервация скотомогильника. Из-за наступления низких температур работы по благоустройству территории кладбища в Невоне будут проводиться весной 2013 года. Энергетическая расчистка и берегоукрепление уже выполнены на 30 %.
— Мы идем в соответствии с графиком, поэтому каких-либо ограничений для заполнения водохранилища до отметки 208 метров со стороны Иркутской области не существует, — подчеркивают областные власти.
Андрей Щепинhttp://www.irk.ru/news/20121112/water/
Да я ходил в тех краях. У меня друган живет в Кодинске. Это рядом. Нихрена там нет. Пошарили - один Николай II и советы.