Впервые этот вопрос, адресованный непосредственно в свой адрес, я услышал года три назад, когда мы с Валерой Гаращуком, моим коллегой по кладоискательскому цеху, организовали четырехдневную экспедицию в Селенгинск — заброшенный город на юге Бурятии. К нам в команду напросился корреспондент московского журнала "Профиль", и с той минуты, как мы проехали КПП на Синюшиной Горе, он начал донимать меня вопросами — зачем я рою землю?
Смотри, — канючил москвич, — до Селенгинска — 600 километров, туда и обратно — 1200. Одного бензина сколько надо! Плюс продукты! Плюс переправа на пароме! А вдруг вы ничего не найдете?" При этом он успевал что-то чертить в своем блокноте — видно, высчитывал расходы. Все четыре дня я пытался ему объяснить, что дело здесь вовсе не в деньгах и не в какой-то жажде наживы. Кладоискательство в том виде, в котором мы им занимаемся, — это просто приключение, легкий адреналин, способ расслабиться и отдохнуть.
Корреспондент "Профиля" добросовестно записывал мои откровения, а через два месяца в столичном журнале появился репортаж из Селенгинска под странным заголовком "Остов сокровищ". Один из абзацев текста был полностью посвящен моей персоне и философскому вопросу "Почему я рою землю?". Возможно, это и нескромно, но я приведу этот абзац полностью:
"Пойми, мужику нельзя постоянно сидеть дома. Дом для него — смерть, — продолжил философствования Алексей Елизарьев. — В каменном веке мужчины шли на охоту, а женщины охраняли очаг. А сейчас мужика хотят привязать к очагу, а потом удивляются: отчего это он спился? Да потому что его в такие условия поставили — некомфортные. Поэтому, если ты хочешь, чтобы мужик оставался мужиком, у него должно быть какое-то хобби: рыбалка, охота, дайвинг — не важно. Вот мы с Валерой клады ищем... Казалось бы, ну что особенного? Идешь себе с "клюшкой" по полю. А для нас это — как охота для мужика в каменном веке".
На мое удивление, нудный москвич достаточно точно уловил ту мысль, которую я пытался донести ему в течение всей нашей поездки, хотя и изложил ее в своей статье не в свойственной мне экспрессивной манере. Действительно, не спрашивают же у какого-нибудь крупного чиновника или бизнесмена: зачем ты охотишься — ведь мясо можно и на рынке купить? Все понимают: чиновнику или бизнесмену надо расслабиться после праведных трудов, поймать адреналин, почувствовать кураж, вспомнить свои доисторические корни.
Но не все же хотят палить из ружья — кому-то, чтобы расслабиться, надо найти занятие поспокойнее. И вот тут в качестве альтернативы появляются удочка, грибное лукошко или металлодетектор.
Причем если рыболов или грибник существуют в современном мире, то для кладоискателя каждая вылазка в заброшенную деревню или улус — погружение в прошлое. И это дополнительная прелесть кладоискательства. Странное чувство испытываешь, когда в твоей руке появляется монетка, которую последний раз держали в руках двести лет назад! Того человека уже нет, его имя, возможно, хранится лишь в памяти потомков, а скорее всего, вообще нигде не хранится — но полушка или денежка, потерянная им в собственном дворе, прошла через все эпохи и ничего ей не сделалось...
Прав корреспондент "Профиля" — тут уж точно начнешь философствовать.
Поэтому, когда вы видите в поле человека с металлодетектором, не удивляйтесь, не пугайтесь и не обижайте его. Опасность для общества представляют как раз те люди, у которых металлодетектора нет. А если у них к тому же нет ни ружья, ни лукошка, ни удочки, а также отсутствуют лыжи, костюм для подводного погружения или какие-либо другие прибамбасы для активного времяпрепровождения, стоит задуматься, как эти люди подавляют зов предков — охотников и собирателей, который время от времени звучит в каждом из нас.
© Алексей Елизарьев,
главный редактор газеты "Кладоискатель. Золото. Клады. Сокровища",
член Иркутского клуба кладоискателей
Клип - гимн кладоискателя. Хобби бывают разные, кто-то путешествует или ходит на рыбалку, но есть одно, которое кроме удовольствия приносит замечательные находки. Кладоискательство - жизнь в формате приключений. Автор клипа Рудольф Кавчик, фото и видео из личного архива. Песня "Кладоискатели" Виталий Лисицин из игры "Дневник купца".
Сравнение с рыбалкой не совсем корректно. Рыбу можно, разводить если её стало мало. А археологический предмет извлечённый из земли снова на том же месте не появиться.
Весь сыр-бор из за того, что археологи считают, что везде может находиться интересный для них археологический предмет или памятник. В связи с эти у меня возникает вопрос - археологи всю территорию Российской Федерации хотят раскопать и изучить? Когда мне ждать экспедицию на своём огороде? По крайней мере последние 100 лет интереса к моему огороду ни кто не проявлял.
Согласен с тобой Андрей.
Сравнение с рыбалкой не совсем корректно. Рыбу можно, разводить если её стало мало. А археологический предмет извлечённый из земли снова на том же месте не появиться.- А КАКЖЕ НАСЧЕТ ТОГО ЧТО "ЭТО" МЕСТО ЗАСЫПЯТ УДОБРЕНИЯМИ, БУДУТ ПО"ЭТОМУ" МЕСТУ ТАСКАТЬ ПЛУГИ, БОРОНЫ И ПРОЧУЮ ХРЕНЬ....
ЧТО У НАС АРХИ КАК БОЖЕНЬКИ ВЕЗДЕ УСПЕВАЮТ?
Да ср....ть я хотел и на архов и на законы бестолковые...Хрень какаято...
Нет, ну с рыбалкой коп схож чем-то. За чем человек копает, спросят многие?
А зачем, допустим человек ловит рыбу?
-кто-то на ужин
-кто-то коту
-кто-то на продажу
-кто-то вообще отпускает
С копом параллель провести не сложно. Кто-то копает для пополнения коллекции, кто-то для души, кто-то для обогащения. Каждому свое
Дело не в том, зачем человек копает, а в том, что происходит в результате копания. Археологи грамотно объясняют, что предмет вырывается из контекста и им потом сложно восстановить истинную картину прошлого. Только они всё это распространяют на каждый квадратный метр поверхности земли и на каждый предмет под поверхностью лежащий. Это то же самое, что вам запретят ловить рыбу и собирать грибы потому, что среди них могут попадаться редкие или на сегодняшний момент неизвестные науке экземпляры.
Сергей, вам не кажется, что СМИ пофиг, белый ты серый или еще какой, для них есть ярлык черный и им этого достаточно
Ну отношение к кладоискателям у населения - своеобразное. Как то мой немецкий поставщик рекомендовал меня по приезде в Москву коллегам "Эст Сергей, эр шварц археолог.." Такой конфуз перед законопослушными бундасами)))
Но больше всего меня "убила" девочка из нашего офиса. Узнав, что в выходные еду на покапушки, она с видом эксперта стала меня просвещать
-Сергей, а ты знаешь, что гробы не гниют 30 лет?
-Нет, не знаю. А мне-то ты зачем про это рассказываешь?
-Как за чем, вы разве не кладбища поедите копать?
У меня челюсть до ламината отвисла! Я что, Лара Крафт, что-ли? Монетный поиск в полях и мародерство - не одно и тоже, и как - то я поводов о себе так думать не давал. Мда...
Вот так сплетни и рождаются!
Не один, даже самый беззаветно влюбленный в науку историк или археолог не поедет в поля за нашими единичными монетками или пуговками - ни научной карьеры, ни славы, ни денег на этом не наживешь. Рассказы о том что если кладоискатель находит монетку и грубо вгрызаясь в пласты культурных слоев извлекает ее на поверхность - она стерта и обезличена, та как ее нельзя описать и индефицировать и прочее, прочее. Честно - бред! Допустим, что в поле монета найдена аннинская, ей лет 250. Сколько раз это поле пахали безгамотные крестьяне, а затем сознательные колхозники? О какой сохранности культурного слоя, если рассматривать глубину лемеха плуга или штыка лопаты, можно вести речь? И какая польза от единичных находок когда давно все описано, и подобные монеты тысячами представлены в экспозициях и сотнями тысяч свалены в запасниках музеев, а каждая деревня, возле которой может быть сделана находка описана и в писцовых книгах, и в планах генерального межевания, и в списках населенных мест, и в десятках других источников? Что там можно еще обнаружить сенсационного?
Мне суть проблемы видится так - ученые просто хотят стать монополистами в этой области. Как, к примеру, МПС. Хвали его, ругай - а альтернативы нет, вся железная дорога в одних руках.
Вот такая же канитель может статься и с копом.
Сергей, а кто в этом будет разбираться, еще раз повторю, СМИ пофиг, какого мы цвета, им нужна сенсация, даже из "кладов" пару медяшек Н2 раздувают такого слона, что чуть ли не находка века, пока идет травля на копателей, со стороны архов, пока не примут законодательные акты (надеюсь и наши интересы не упустят), мы так и будем для всех обывателей ЧЕРНЫМИ.
Я не сторонник "теории заговора" и не считаю, что археологи хотят оставить всё для себя:). Кто им мешает инициировать закон разрешающий копать везде и выкопать всё самим. Я искренне верю, что они обеспокоены масштабами разграбления археологических памятников. Но в то же время, я не понимаю почему они не могут привлекать грабителей в рамках существующего законодательства. При панических заявлениях, что тысячи "черных копателей" разрывают памятники я не вижу, что бы кого то в большом количестве задерживали на археологических памятниках. Они не могут реализовать выполнение закона физически. Нет ни средств ни сил. И вместо того, что бы начать сотрудничать с энтузиастами и совместными усилиями сохранить известные памятники и найти новые, они хотят объявить всю территорию страны археологическим памятником. Эдакие "сферические археологи в вакууме". Думают, что после принятия запрета все перестанут копать. От их непримиримой позиции памятникам лучше не станет.