Из истории русских дорог. Тем из нас, кому доводилось заниматься поиском с металлодетектором в местах, где когда то были проложены дороги, хорошо известно, дело это не простое, отнимающее много сил и времени. Мне самому пришлось отмотать не один десяток километров, не смотря на наличие старых карт и современных средств навигации, в надежде как то научиться определять, где находится концентрация находок, не истаптывая эти самые десятки километров. Я не о постоялых дворах, поклонных крестах, переправах, речь о менее явных признаках. Лично для меня вывод получился однозначный – только ножками! И если значительные, крупные дороги, скажем века 19-го, ещё можно вычислить с необходимой точностью, то с более старыми дело куда сложнее.
Хорошо когда получается найти перекрёсток или возможные водопои, в ином случае остаётся включать собственную фантазию, осматривая места предположительно удобные для привалов и т.п. Так же, если удаётся определить, где точно проходила дорога, считаю необходимым поискать на расстоянии, хотя бы в несколько метров от самой дороги, причём вдоль обеих её сторон. Понимаю, сколько времени и сил это отнимет, но результат даёт.
Но моя статья собственно не о способах поиска вдоль старых дорог. Дело в том, что занимаясь своими исследованиями, я заинтересовался самой историей Русской дороги.
Надеюсь, некоторая собранная информация будет интересна и читателям нашего сайта.
Вообще-то принято считать императора Петра 1 основателем дорожного дела на Руси и действительно, его заслуги в этом огромны. Только и до Петра дорожное строительство, конечно же существовало, но по порядку.
Издревле, на Руси, для передвижения использовались реки. Особенно зимой такая дорога была удобна и безопасна. Весной и осенью передвижения были мало где возможны, да и летом далеко не везде разбегаешься, через топи да чащобы .
Например, когда в 1014 году князь Владимир Святославович готовился к походу на Новгород, то приказал «теребить путь и мостить мосты». Мосты в то время, это и были гати на болотах и т.п. По непроходимой грязи стелили ветки, клали брёвна. Даже в Русской правде указывалась такая мостовая пошлина. Вот откуда русское слово «мостовая».
Северную же Русь, сторону Московскую, например, называли Глухим Лесом, где путь и вовсе не найдёшь. В истории хорошо известен курьёзный случай, когда две рати, Московская и Владимирская идя на бой, друг с другом, попросту разминулись и потерялись. В итоге сечи не произошло.
Однако ближе к окончанию татаро-монгольского ига дело заметно продвинулось. Крупные центры Руси были связаны дорогами, находящимися под княжеским надзором. Хотя нельзя не признать, в общем, дорожное дело обстояло не лучшим образом. А уже великий князь Московский Иван 3 создал Ямской приказ, это было почтовое сообщение, организованное на серьёзном, государственном уровне. В правление Ивана 3 даже иностранные дипломаты отмечали высокую организацию гоньбы. А уж мы все знаем, как «любили» западные дипломаты хвалить Русь и признавать за нашими предками умение делать, что-либо не хуже, а то и значительно лучше, чем на западе.
Нам конечно особенно интересны ямы – почтовые станции и посёлки ямщиков того времени. Вычислить такое место, огромная удача для любого поисковика.
Царь Иван Грозный, значительно увеличив территорию страны, ещё сильнее развил систему почтовой гоньбы и дорог соответственно.
После Смуты, к сожалению, с дорогами стало значительно хуже.
Пришло время Петра 1. Трудно перечислить все новшества привнесённые императором. Вот лишь некоторые. Вводится должность земских комиссаров, отвечавших за состояние дорог, обязательное обременение крестьян участвовать в весенней и осенней починке дорог, появление первых верстовых столбов. Что интересно, при установке столбов, между соседними сажались молодые деревья.
При Александре1 дороги были разделены на разряды: главных сообщений (государственные); больших сообщений; губернские обыкновенных почтовых сообщений; уездных почтовых и торговых сообщений; сельские и полевые. Для покрытия затрат на их постройку ввели дорожный сбор с каждой ревизской души плюс налог с купцов.
В 1847 году был даже утверждён поперечный профиль для государственных шоссе, предусматривавший на глинистых грунтах песчаный слой толщиной в 10 дюймов; в этом дорожном нововведении Россия была первой в мире.
С 1840 по 1860 года было построено множество дорог, потом строительство заметно пошло на убыль, а с 1867 года почти совсем прекратилось.
Историей дорожного дела в советский период, разумеется, даже не интересовался. Тема уж очень объёмна. Таким образом, я в очень сжатой и общей форме изложил историю строительства дорог в России.
На самом деле, по этому вопросу существует огромное количество вполне доступных материалов. Тема будет чрезвычайно полезна и увлекательна людям не равнодушным к своей истории.
Изучая историю дорог на Руси, мне повезло познакомиться с интереснейшим человеком, который не один десяток лет увлекается путешествиями. Но не совсем обычными путешествиями. Он находит старинные дороги и проходит по ним, не зависимо от того леса там сейчас дремучие или болота. Так же разыскивает давно не существующие деревни и прочие населённые, когда то пункты, так же и храмы. Но, не копает, только фотографирует. Надеюсь, этот увлечённый и знающий человек не откажется дать интервью для посетителей нашего сайта.
Д.Нукратец www.mdregion.ru
Фильм "Кошелёк". Где и как искать старые поселения и деревни.
Поиск по старым дорогам мне по душе - и находки интересные, и залегают не глубоко, и сохран лучше полевого, и направление поиска понятно. Информация интересная, спасибо!
История всегда интересна ,жду интервью .
Пока я в Турции на пляже бока грел, Рудольф гляжу работал :) Клуб стал интересным и много полезной информации. Спасибо. Буду помогать по мере возможного и выкладывать интересную информацию. Фильм о дискриминации СТХ снял, выложу вскоре.
очень интнресно . особенно для меня начинающего
Тоже видел в одной деревне дорогу вымощеную камнем.Говорят для царицы делали.Очень хорошо сохранилась и было интересно идти по ней.
Очень интересная информация!
P.S. Михаил (muxa177), ждем от Вас фильм о дискриминации CTX.
спасибо за информацию очень интересно
Очень интересно было бы взять интервью. По осени тоже задался поиском одной дороги. Доехал куда мог по легковой. Но уже лежал снег и из моих поисков ничего полезного не было: несколько военных гильз и ЖД гвоздь! Думаю он там не с проста лежал: либо здесь ЖД дорога когда-то была, либо как засов в телеге или ещё где на тракторе мог быть приспособлен
у стх очень хороший дискриминатор даже видео не надо смотреть и так все понятно, железно дорожные гвозди не видит у этого прибора самый хороший дискриминатор 5+
Почитал недавно интервью с тем человеком о котором в рассказе говорится. Блин, интересный мужик конечно, только не очень то к нашему брату хорошо относится. И всё из за того, что некоторым лень после себя лунный пейзаж подчистить.
Уважаемые знатоки подскажите по карте пожалуйста , на карте изображена дорогаа а на ней не понятное что то обьясните что это....
Санаторий скорее всего
Что самое интересное это вырезка из советской карты 40х годов , на этом месте всегда стоял очень старый храм и по сей день действующий ... Да и на самом деле сан. это обозначение санатория , как такое может быть незнаю ... Может кто знает объясните.
Во многих церквях(храмах) в советское время устраивали музеи,клубы,склады.Может это тоже такои случаи.
Может и быть спасибо!!!
Дело в том, что при советах частенько мухлевали с картами, ну типа ввести в заблуждение потенциального противника. Если церковь рассматривалась как стратегически удобная позиция, к примеру для наблюдения и координации, то вполне могли таким образом "навести тень на плетень". В данном случае это просто предположение конечно.
други нашел карту 1771года координаты забил прошел 5 кв км итог 3 кованных гвоздя и кусок плуга терка 305 штат катушка 7,5 ужас
олег (tytanhamon), Плохому танцору яйца мешают! Ты координаты чего завел и куда с карты 1771 года :))) Какие координаты на карте 300-т летней давности, ты хоть представляешь? Не координаты нужно вводить, а по местности искать. Думай головой прежде чем кричать ужас.
И в правду интересное направление-старые дороги,сам в своей губернии,бью одну дорогу,всегда находки присутствуют,от Елизаветы до ранних советов.
я жеву в доме где была раньше цековь. я разобрал полы а там бетонная кладка в землю . что это токое
фундамент!!!
Откопал как то трак на свет божий. Примерно сантиметров 15 земля, а потом мощеные булыжники. Хотя из карте знал, что где то дорога рядом и нашел.
По дороге столбовой возвращался я домой...,песня такая была.Вот по этим дорогам больше всего находок бывает.
" В правление Ивана 3 даже иностранные дипломаты отмечали высокую организацию гоньбы. А уж мы все знаем, как «любили» западные дипломаты хвалить Русь и признавать за нашими предками умение делать, что-либо не хуже, а то и значительно лучше, чем на западе."
И пословицу про дураков и дороги даже придумали.
А ямы вычислить несложно, они обычно через 20-30 верст располагались и лошадей всегда свежих держали много, потому как по рангу и лошадей давали. Обычно в селах, реже в деревнях.И по сей день подавляющее большинство сел, где ямы и станции почтовые располагались, существуют.Да и дороги старые и сейчас местные используют потому как менталитет у нас такой мы вокруг ходить не любим нам по кратчайшему пути сподручней и раньше так же было.
В настоящее время пословица будет звучать лучше так:
- В России две беды;
- одна другую ремонтирует.
Ну зачем дураку деньги?
Я нашла клад Тимура визиря.Меня привезли в какой-то городок, оказалась на пустынной чистенькой улице, дорога как видно вдали обрывалась и я решила пройти улицу до обрыва её .Дальше начинался пустырь, пройдя её немного оказалась у домика и войдя в дверь заметила что она захлопнулась, так я оказалась в ловушке.Через некоторое время в дверь стали ломиться и как только она открылась влетел человек и сунул мне в рот капу.Следом вошел высокий человек , говорили не на русском.Когда они ушли , я пошла следом .Надо сказать, что и городе, я увидев его ,пошла за ним и никого не было.Это было странно , но как оказалось всё объяснимо , город мёртвых, они были убиты звуком . Случайно ли я попала туда я не знаю ,но пустырь собой выпуклость .Походив по нему ,нашла воткнутый меч в землю.Как только вытащила его то раздался грохот и земля осев стала прямой ,Засунув эфес меча в образовавшуюся щель и повернув , открылся вход ,В низ уходили ступени и всё засверкало от драгоценностей.Меня за интересовали лишь кастаньеты , брошь в виде жука и двухголовая змея.там много мечей .Надо сказать, что наигравшись я сбросила это всё назад.Там произошла трагедия уже в наше время.Несчастные случаи из-за , того что некоторые товарищи бегали в невидимках в виде скелета,а набедокурив , одели на меня чехол этот и в меня стреляли а я была подростком.Один человек из них сказал , что он мой отец, какой-то Фёдор Никитич,он получил пулю в рот , я попыталась его спасти .Женщина -Бела Вайс, оказалась там и не знаю удалось ли её откачать, дышать там нечем.Затем оказалось , что та комната в которую я вошла и стоящая на холме похоже была самолётом.Всё он забрал и улетел.был там и Рахматуллин и Валентин -шах,кому досталось, тот стал у власти и ест сласти, а зовут меня незабудкою. а имя моё Татьяна Царевская.С приветом к кладоискателям!
Гость татьяна писал(а):
Гость татьяна писал(а):
Чо курила?
У нас возле деревни проходит муравский шлях обычная грунтовка с крыма на москву минуя все водоемы ,может там что есть
Гость viktor писал(а):