В конце декабря 2012 года коллекционеры Сергей и Татьяна Подстаницкие передали в дар музею-заповеднику «Царское Село» похищенную из Екатерининского дворца в годы войны картину Карла Фридриха Шульца «Чины Крымско-татарского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка». Это уже третья картина, возвращенная Подстаницкими музею.
Зачем коллекционеры отдают картины музеям и что такое коллекционер в современной России – об этом Сергей ПОДСТАНИЦКИЙ рассказал Online812.
- Сергей, вам нет и сорока лет, и вы не совсем похожи на коллекционера в нашем традиционном представлении. Для России редкость, когда молодой человек занимается коллекционированием искусства?
- Времена меняются. Сейчас старое поколение коллекционеров практически полностью ушло. В Петербурге и Москве их остались единицы. Сегодня среди коллекционеров преобладает средний возраст. Приходит поколение молодых коллекционеров, у них совсем другой подход к формированию коллекций, да и информацию они получают иными путями, не так, как прежнее поколение.
- Кто они?
- Это могут быть топ-менеджеры до сорока лет, владельцы компаний, просто представители среднего класса.
- Для них произведения искусства - вкладывание денег?
- Как раз нет. Приходят люди, которые коллекционируют для удовольствия и не думают, как бы потом это перепродать.
- Коллекционирование – это всегда страсть?
- Любое коллекционирование связано со страстью вне зависимости от того, что вы коллекционируете – от спичечных этикеток до картин стоимостью в миллионы долларов. Поиск вещи в чем-то сравним с охотничьим инстинктом. Торги на аукционе вызывают настоящий мужской инстинкт: ты должен победить!
- Где вы учились торговаться на аукционах?
- Это приходит с опытом. В первый раз торговался на аукционе в Амстердаме в 1999 году. Тогда была распродажа содержимого замка герцога Саксен-Кобург-Готского, его купил кто-то другой. Продавали все – начиная от зубочисток с герцогскими коронами до живописи XVI века.
На аукцион собрались коллекционеры и антиквары со всей Европы – пожилые дамы с собачками, господа на автомобилях начала двадцатого века. Поскольку продавались вещи из личного гардероба герцога, то многие примеряли на себя его пиджаки.
- Вы коллекционируете картины. Это не спичечные этикетки. Откуда у вас нашлись немалые суммы на их покупку? У вас есть свой бизнес?
- Я профессионально занимаюсь искусством, по образованию – историк. Работал экспертом. Эта работа хорошо оплачивается.
На самом деле, моя коллекция начиналась с покупок дешевых вещей в Измайлове. Там можно было купить гравюрки за двадцать-тридцать долларов.
- Чтобы потом перепродать за сто?
- Спекуляция мне неинтересна. Мне интересно первым найти и атрибутировать. Единственный шанс купить шедевр – это первым его узнать. Как-то я купил картину художника французской школы, а оказалось, что это была работа Боровиковского.
- У музейщиков есть ревность друг к другу, а у коллекционеров?
- Конечно, есть какая-то зависть, например: у кого коллекция лучше. Я стараюсь относиться к этому легко. Вещей на свете много, и если не сумел купить какую-то, то куплю другую.
Иногда вещь может сделать круг, и даже если по каким-то причинам не смогла достаться сразу, то по прошествии какого-то времени может прийти в руки. У меня были такие случаи, не раз и не два. Мне нравилась картина, но тогда я был молодым человеком и финансы не позволяли ее купить. Ее покупали олигархи того времени, потом проходило время, они разорялись или теряли интерес к живописи и продавали ее.
- Когда у вас появилась страсть к коллекционированию?
- Я всегда что-то собирал. Интерес к истории у меня был всегда, участвовал в исторических олимпиадах, еще школьником ездил в археологические экспедиции – при МГУ был исторический кружок.
- Сколько стоит самая дорогая картина в вашей коллекции?
- Мне не хотелось бы говорить про коммерческую сторону. Самые ценные вещи в коллекции выражаются в культурном плане. Это картины лучших портретистов начала девятнадцатого века.
- И за миллион долларов есть?
- Больше.
- И вы каждый день ходите мимо таких сокровищ?
- Я даже не думаю об этом. Когда занимаешься коллекционированием, начинаешь понимать, что деньги, как таковые, не имеют никакой ценности.
- Коллекционер - как собака на сене…
- Нет. Мы с женой, как коллекционеры, как раз активно участвуем в выставках – в год несколько раз. К тому же каждая выставка имеет каталог. Таким образом мы вводим вещи в культурный оборот.
- Просветительство в России… это как-то несовременно.
- Но кто-то же должен это делать.
- Недавно вы подарили Царскому Селу картину Фридриха Шульца, которая была украдена немцами в войну. Не грустно было расставаться с ней?
- Это их вещь. Когда покупал эту картину, то знал ее происхождение. Оно недостаточно легитимное – она была украдена во время войны.
Есть еще и честолюбивый момент, его не надо сбрасывать. Это прикосновение к истории вещи. Двести лет назад она хранилась в Екатерининском дворце, и на протяжении ее жизни я не только вошел в ее историю, но и вернул в Россию.
- С музеями дружите?
- В основном историческими. Моя жена работает в музее-усадьбе «Остафьево» под Москвой.
- Директор Пушкинского музея Ирина Антонова говорила, что музейным работник не имеет права заниматься коллекционированием.
- Она человек старой формации. Ведь смотря как к этому относиться. Если говорить старушкам: «Я сотрудник музея, продайте мне вещь подешевле», а потом ее оставить себе, то это аморально.
С другой стороны, такие деятели, как Врангель и Бенуа, те, которые стояли у истоков Эрмитажа в начале прошлого века, были крупнейшими коллекционерами. Ничего зазорного в этом не было.
К тому же мы с женой часто дарим музеям вещи из нашей коллекции.
- Правда, что коллекционный бизнес привлекает интерес криминальных структур?
- Сейчас на самом деле ничего этого нет. Может, в девяностые было, но сейчас все легально. Главное – выбирать круг общения, и стараться не общаться с такими людьми. Да и красть картины сегодня бессмысленно, ведь отследить, где может появиться краденое, легко.
- Наверное, вас дома очень хорошая сигнализация?
- Тьфу-тьфу-тьфу… Пока еще не имели возможности в этом убедиться. Потом мы собираем вещи по такой узкой теме – русское искусство восемнадцатого - начала девятнадцатого веков. Покупателей на них в Москве или Петербурге десятки человек, и большинство этих коллекционеров мы знаем.
- Почему у вас такой узкий интерес?
- На самом деле, он широкий, но так получилось, что в области коллекционирования мы сконцентрировались именно на этой теме. Татьяна активно занимается русскими художниками-эмигрантами в Югославии.
Для того чтобы собрать коллекцию из работ передвижников или мирискусников, нужны серьезные финансовые возможности. Для собирания коллекции работ конца восемнадцатого века достаточно обладать знаниями в этой области.
- Современное искусство вас не интересует?
- Мне оно кажется неинтересным. Может, недостаточно в нем понимаю. Хотя интересные работы встречаются.
Как-то разговаривал с женой одного современного художника и очень удивился, когда она назвала мне цены на его картины. Понимаю, что она очень любит своего мужа, но за такие деньги можно купить работы Коровина или Серова.
- Где вы находите вещи для своей коллекции?
- Процентов девяносто можно найти на сайтах аукционов. Очень много интересного можно найти на блошином рынке в Париже.
- А в Петербурге?
- Сейчас стало беднее, чем лет десять назад. Все в Москву перевезли (улыбается). Надо сказать, что в России вещи восемнадцатого - девятнадцатого веков очень редкие. Если такие попадаются малоопытному антиквару, то он пытается продавать ее подороже. Хотя в Европе к вещам, которым двести лет, особого пиетета не испытывают.
На блошином рынке в Париже я купил портрет Толстого работы Джорджа Доу. И такие удачи не редкость. Там же мне повезло купить портрет Потемкина.
- Много среди ваших коллег прохиндеев?
- Есть люди, которые обманывают сознательно. Но есть и такие, которые обманывают сами себя. Например, человек покупает среднестатистическую вещь и начинает себя убеждать, что это работа Боровиковского, и, убедив, пытается убедить в этом других.
- Вам доводилось сталкиваться с олигархами - любителями живописи?
- Раньше доводилось. Среди них есть такие, кто просто интересуется, а для кого-то это просто вложение денег.
Кстати, бывают и обратные ситуации. Например, олигарх может купить за пять-десять миллионов рублей не на аукционе, а на российском рынке грязную картину…
- В каком смысле грязную?
- Закопченную, затемненную, почти черное полотно. Просто кто-то ему внушит, что это настоящий Рубенс. Потом он будет показывать ее своим друзьям и говорить, что у него есть Рубенс за пять-десять миллионов.
- Отличаются ли петербургские коллекционеры от московских?
- Петербуржцы вообще отличаются от москвичей, и коллекционеры тоже. В Петербурге больше людей, которые придерживаются старой системы коллекционирования. Среди петербургских коллекционеров больше тех, кто интересуется акварелью начала девятнадцатого века и мирискусниками. В Москве это не пользуется популярностью, там больше внимания уделяется живописи и масляным картинам.
У петербургских коллекционеров сохранилась старая советская привычка – учить других коллекционеров. Они могут продать фуфло, и это не считается зазорным. Считается, что так ты учишь человека. Дескать, сам виноват, что купил фальшивку. В Москве это пресекли еще в девяностые годы.
Андрей МОРОЗОВ