Отличная статья. Без чернухи и всякой другой ерунды, которую так любят журналисты.
Искатели
Есть ли на свете более таинственное хобби, чем кладоискательство? При этом слове так и видятся сундуки с золотом и алмазами, пещеры, набитые несметными сокровищами… На самом деле всё обстоит не столь романтично, хотя всё равно захватывает. Современные искатели кладов бродят с металлодетекторами по полям и заброшенным деревням, находят горшки с серебром и монетами, а иногда даже золото.
АДРЕНАЛИН И НЕ ТОЛЬКО
Металлопоиск, а именно так называется это хобби, ежегодно вовлекает в свой круг тысячи новых приверженцев. Топ-менеджеры, владельцы компаний, служащие и офисные работники — почти два миллиона человек (данные предоставлены российскими продавцами металлоискателей) как только выдаётся свободная минутка, как только появляются первые проталины, выходят в поля, вооружённые металлоискателями. Их не останавливают неудачи, ведь главное — азарт исследователя, искателя, коллекционера. Они рассматривают поиск как активный отдых, для них даже самая малая находка — уже радость.
Не обошло это увлечение и Рязань. Поиск кладов — дело щекотливое, поэтому дать интервью рязанские серые археологи согласились, но не афишируя собственные персоны. Рязанские предприниматели Алексей и Сергей — приверженцы этого хобби почти десять лет.
— Я всегда был грибником и охотником, — вспоминает Алексей, — а потом познакомился с людьми из этого круга и купил металлодетектор. Первые раза два я так и не смог ничего найти кроме проволоки. Но ощущение от первой находки, а это был постреволюционный пятак, я запомнил на всю жизнь. Именно тогда я понял, что это настоящая мания! Кто-то в компьютерные игры режется, а кто-то по полям бродит — каждому своё. Представляете, сначала находишь одну монетку, потом вторую, третью — и тут до тебя доходит: здесь лежит клад. Этот заряд адреналина ни с чем не сравнится!
— Раскопки — это прежде всего удовольствие, — добавляет Сергей, — когда начинаешь копать, ясно осознаёшь, что одна найденная монета доставляет не меньше радости, чем целый клад. Насколько я знаю, многие искатели в конце концов становятся коллекционерами. Это становится бизнесом, и кто им профессионально занимается, зарабатывает неплохие деньги. Но для нас в металлопоиске другие радости. Прежде всего это общение с природой: начинаешь всё лучше и лучше узнавать родной край. Кажется, нет такого места, где мы не были. Хотя, признаюсь, нормальный человек во многие такие места по своей воле не пойдёт.
КОПАТЬ ЗДЕСЬ
Сразу стоит отметить, что клады ищут не лопатой, а головой — все открытия делаются в архивах, в библиотеках и в интернете. В офисе наших героев, например, собрана неплохая коллекция книг и карт. И, конечно, нужно уметь пользоваться всеми этими знаниями, интересоваться историей, краеведением, картографией, гидрографией, нумизматикой. Поэтому настоящие копатели всегда отличаются широким кругозором и эрудированностью.
— Все находки совершаются зимой, — объясняет Алексей, — ты понимаешь, где и что искать, а летом ты ходишь по заранее намеченному плану. Кстати, предварительная подготовка тоже затягивает. Найти то, что тебе нужно, и сопоставить с тем местом, куда ты хочешь попасть, бывает ужасно сложно, но очень интересно. У нас есть специальная карта, где мы отмечаем исследованную территорию, находки и маршруты будущих экспедиций. Мы копаем период от XI до XIII веков, иногда чуть раньше, а заканчиваем XVII–XIX веками. Это места, где были деревни, старые селища, причём, как правило, там с тех пор всё тысячу раз распахано, перемолото и перемешано. Хочу подчеркнуть, что наши находки не имеют какой-либо исторической ценности — это простейшие предметы. Нет, определённую культурную ценность они имеют, но это явно не музейные экспонаты. Отношение к кладам, выкопанным на Старой Рязани, ко всяким сокровищам мы не имеем. Пожалуй, самая дорогая для меня находка — змеевик, достаточно редкая нательная икона XIV–XV веков. В своё время их уничтожали, поэтому и осталось их очень мало. Ещё одна находка из этого разряда — семилепестковая подвеска, датируемая XI–XV веками. Да, в этом году нашёл целый крест киевского типа — до этого только обломанные попадались. Для меня это настоящая удача!
— Клад найти достаточно легко, — поясняет Сергей. — Хотя «чужой» клад найти невозможно — каждый ждёт своего будущего хозяина. Есть тут одно поле недалеко от Рязани, есть ребята, такие же копатели. Я у них как-то спрашиваю, куда бы съездить поближе. Они меня посылают на это поле, говорят, что два года назад они уже всё оттуда вывезли. Я приезжаю, только копнул — а там клад псковских и новгородских монет XIV–XV веков! Кстати, это самая значительная наша находка. Всего же за три года со-вместных поисков вдвоём с Алексеем мы нашли пять кладов.
Все ищут сокровища Кудеяра, золото французской армии, и даже, говорят, находят, но не в Рязани. У нас ищут то ли золотого коня, то ли золотую лодку. Есть даже история, что территория Рязани — древняя Артания. Но ведь выдумать можно всё что угодно. Вот недавно в Шилово открыли памятник Добрыне Никитичу, которого все звали Добрыня Злат Пояс. Это реальный исторический персонаж, однако недоказуемо, что это был тот самый былинный Добрыня. Мы не пытались там искать, так как считаем, что раскапывать захоронения аморально. Но «чёрные» археологи про это прознали, и сейчас там две ямы. Это же историческая ценность, её трогать нельзя!
Что касается золота, то оно, по словам моих собеседников, в наших краях практически не попадается. Бывают более поздние находки, например обручальные кольца. Много металла советского периода, особенно проволоки. Оказывается, земля просто загажена металлом, куда ни ткни — он везде. Так же, как и свежие помойки на местах старых селищ — людей как магнитом тянет скидывать весь мусор туда.
ОДИН СЕРЫЙ, ДРУГОЙ БЕЛЫЙ
Вы не задумывались, почему мы всё время говорим о каких-то забытых деревнях и урочищах? Почему, если отбросить в сторону моральный аспект, не копнуть в районе Старой Рязани? Дело в том, что на территориях, признанных археологическими, природными, историческими памятниками и достопримечательностями, раскопки запрещены законом. Нарушителей карают значительными штрафами, а в случае нанесённого крупного ущерба — лишением свободы.
— Нельзя копать памятники — это однозначно, — соглашается Сергей. — Есть список археологических памятников, мы к ним и близко не подходим. А вот когда речь идёт о какой-то деревне — другой разговор. 99 процентов таких находок все уже видели и не раз — ничего великого там по определению быть не может. К тому же многое, что мы находим, страдает от удобрений, поэтому и вещи наполовину убитые. Ещё десять лет — и они сгниют под землёй.
Но почему-то официальные археологи считают, что мы выгребаем находки у них из-под носа. И вместо того, чтобы вести нормальный диалог, от которого все только бы выиграли, они предпочитают бездействовать. Вообще я считаю, что у официальных археологов нет возможностей, сил и средств, чтобы найти всё самим.
Тем не менее сейчас на основе подъёмного материала, которым богаты неофициальные, «серые» археологи, создаётся много каталогов, описательных работ. Этими материалами иногда пользуются и официальные археологи, просят присылать фотографии.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что сейчас «серые» археологи хоть как-то соблюдают понятие «памятник». Но перед запретом такой деятельности, а именно он может стать результатом обсуждаемой поправки к Гражданскому Кодексу РФ, призванной запретить свободное распространение металлодетекторов, все наверняка распоясаются. И что характерно — даже если запретят, копать всё равно будут, остановиться ведь невозможно. Вот в Англии раскопки разрешены: выкопал что-то похожее на историческую ценность — принеси в музей, покажи. Там посмотрят, зарегистрируют и сделают тебя собственником. Если эта находка представляет какой-то интерес для музея, он имеет право выкупить эту вещь. Будь у нас такое законодательство, все проблемы были бы решены.
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ
Говоря о металлопоиске как о хобби, стоит ещё раз упомянуть о положительных эмоциях. Представьте, что вы только что нашли редкую старинную монету. Это же победа, это адреналин! Такие эмоции ни с чем не сравнимы, радость рыбака с трофейной щукой меркнет перед этим открытием. Именно ценные находки являются стимулом, который заставит копателя не бросать это хобби, а всё больше проникаться его сутью, использовать для него каждый свободный день и тем самым вкладываться в сохранение и укрепление своего же собственного здоровья. И действительно, поиск кладов как вид активного отдыха очень перспективен в плане здоровья: каждая вылазка — это же настоящий поход! А физическая работа на свежем воздухе, как и сопутствующая таким поездкам охота и рыбалка, влияют на человека самым положительным образом.
К тому же кладоискательство становится семейным хобби. Ведь отдыхать на природе любят все! Ну а тысячи красивейших мест нашей области, где не ступала нога ни грибников, ни рыболовов, являются дополнительным стимулом увлечься этим делом.
Конечно, можно расценивать металлопоиск в качестве способа подзаработать, но чаще всего искатели — это люди, стремящиеся провести время с пользой, отдохнуть душой или пополнить свою домашнюю коллекцию новыми экземплярами. Их объединяет одно : наедине с природой, вдали от суеты современной цивилизации, вместе с верными товарищами они стремятся найти клад, пролежавший в недрах земли сотни лет.
Инна Косматова
http://www.sovetdirectorov.ru/nomers/2013/april_2013/13_2013/iskateli/
Нормально!
Несомненно это так!!! В субботу еду! Ура,ура,ура!
Хорошо написано, да и без "чернухи", которую в каждую свою публикацию запихивают журналисты. И действительно один неоспоримый факт: археологи не имеют возможности ни физической ни материальной, производить раскопки и исследования всех известных памятников, не говоря уже об открытии новых. Ведь сколько новых памятников археологии открыто за последние 10 лет, и что самое главное, при каких обстоятельствах. Ни научных работ ни специализированных поисковых работ не производилось, все случайно разрывают при строительстве, прокладке магистралей и т.д. Почему нельзя объединиться, мы, поисковики- копари, люди не гордые, можем встать и под знамена "археологического общества России", лишь бы наше хобби не перевели в разряд "строго запрещено, карается тюремным сроком", иначе все уйдут в тень, а то и перейдут на "темную сторону".