О кладоискателях-любителях Владимир Свинин знает не понаслышке и имеет о них вполне сформировавшееся мнение. Еще в 60-х годах он работал на Ольхоне. Здесь, как известно, находится немало курыканских захоронений, в которых нередко оставляли золотые и серебряные украшения, домашнюю утварь. Так вот, практически все за-хоронения были к тому моменту вскрыты и разграблены. Причем большого труда вскрытие могил не требует: из-за скалистого грунта захоронения находятся на очень небольшой глубине. Ученый винит в грабеже могил черных копателей.
Пришлось доказывать, что мы не такие и что черные копатели газету «Кладоискатель и Золотодобытчик» не читают. Лишь после этого Владимир Свинин согласился поделиться своими знаниями.
Что стояло на Куде?
В 1947 году в поселке Усть-Ордынском, Иркутской области открылся краеведческий музей. Тогда Свинину было всего 11 лет. Именно в этот период произошла судьбоносная встреча будущего историка с ученым Павлом Хороших. Он рассказывал школьникам об археологических памятниках в окрестностях Усть-Орды: оказывается, раньше здесь жили другие люди и существовали целые цивилизации.
Первая экспедиция по изучению долины реки Куды, в которой участвовал будущий ученый, состоялась в 1951 году. Через год Свинин уже сам возглавил экспедицию школьников.
С тех пор Владимир Свинин неоднократно проводил исследования в долине реки Куды. Можно сказать, что он знает об истории этих мест практически все. Поэтому газета «Кладоискатель и Золотодобытчик» обратился именно к нему как к эксперту: следы каких цивилизаций можно найти на Куде?
Вопрос этот далеко не праздный. Иркутские любители приборного поиска часто выезжают на Куду и, помимо традиционных копеек и денежек, находят здесь совершенно неожидан¬ные предметы, которые нередко очень непросто идентифицировать. А вдруг это следы каких-то древних культур, существовавших возле реки сотни лет назад, в еще до-бурятскую эпоху?
Монгольская цивилизация
Еще будучи подростком, Владимир Свинин пас скот в долине Куды и однажды поднялся на гору Манхай. Там он увидел какие-то рисунки, нане¬сенные прямо на камни. Позже он показал рисунки академику Окладникову. Тот был поражен увиденным.
Один из рисунков — юрта и две повозки — произвел на академика особенное впечатление. Оказывается, существует со-вершенно идентичный рисунок, находится он в Монголии возле города Цэдэнбал. Рисунок выполнен черной краской и снабжен пояснительной надписью, из которой следует, что он относится к эпохе Чингисхана.
В пользу этой версии го¬ворят и очертания юрты. Последние века монголы строят юрты с овальным верхом, на манхайском рисунке (равно как и на монгольском) — юрта «с шейкой». Такие юрты закончили строить как раз при Чингисхане — они оказались непрактичными при возведении и разборке.
Гора Манхай находится в нескольких километрах от поселка Бозой вниз по течению Куды. Гора считается священной у бурят. Нередко здесь проходят родовые обряды. В частности, два года назад возле Манхая прошел племенной тайлаган, собравший представителей бурятского народа и шаманов из Эхирит-Булагатского, Баяндаевского, Боханского и Осинского районов.
Судьба писаниц, впрочем, оказалась очень незавидной. «К несчастью, они находились возле Бозойской колонии, где в качестве воспитательной меры применяли трудотерапию, — грустно шутит ученый. — В качестве одной из таких мер заключенные долбили камень. И уничтожили таким образом все рисунки».
Сейчас знаменитый рисунок монгольской повозки, обошедший весь мир, остался лишь в карандашном наброске ученого-историка Владимира Свинина.
Сибирские скифы
Все на том же Манхае Владимир Свинин нашел следы и более древней цивилизации. Им была организована археоло¬гическая экспедиция, в ходе которой ученые вскрыли одну из плиточных могил, расположенных на Манхае. По некоторым ее особенностям — в частности, по расположению останков головой на восток — было определено время захоронения: VII—VI век до нашей эры.
Подобных могил много в Монголии, сопредельных регионах России. Практически все они разграблены бугровщиками (охотниками за сокровищами, специализирующимися на вскрытии могильных бугров). Не стала исключением и могила, вскрытая на Манхае. Никаких сокровищ в ней не было, зато был обнаружен неплохо сохранившийся человеческий череп. Его отдали на реконструкцию известному антропологу Наталье Мамоновой, ученице Ми¬хаила Герасимова, и она восстановила по черепу внешний облик молодой женщины, жившей когда-то в долине Куды.
«Если пройтись по совре¬менным бурятским деревням, в каждой можно найти несколько девушек, как две капли воды похожих на женщину с Манхая, — говорит Владимир Свинин. — Буряты и эвенки вообще самые чистые монголоиды. Остальные, в том числе и сами монголы, ассимилировались с другими народами».
Период VII—VI веков до нашей эры, к которому относятся манхайские захоронения, — руеж бронзового и железного веков. На стоянках того периода можно найти как бронзовые, так и железные ножи, наконечники стрел, стремена и прочую утварь.
Тюркская культура
Известный российский ученый Бернгард Петри, возглавлявший, к слову сказать, кафедру истории первобытной культуры только открывшегося в 1918 году Иркутского университета, в начале прошлого века проводил раскопки в районе улуса Шохтой на реке Мурин. Им была найдена каменная пряслица с руническими письменами, характерными для тюркских культур.
Тут же были обнаружены фрагменты керамики и предметы быта, принадлежащие якутской культуре. Из этого Владимир Свинин делает вывод, что, передвигаясь с запада на северо-восток в VII—XI веках нашей эры, тюркские племена на некоторое время задержались на территории Прибайкалья и возвели здесь свои поселения.
О присутствии здесь тюркской культуры говорит и еще один любопытный факт.
«Если хубун (по-бурятски «мальчик». — Ред.) не знает десяти поколений своего рода, то это плохой мальчик, — рассказывает Владимир Свинин. — Во многих родах знания о предках простираются еще глубже. Так вот, когда представители этих родов начинают вспоминать своих предков, по мере отдаления от нашего времени среди бурятских имен начинают появляться тюркские имена».
Евгений Лазарев, газета "Кладоискатель и Золотодобытчик", №1 (28) март 2010 года.
Владимир Свинин, кандидат исторических наук, известный на весь мир ученый-монголовед, — человек необычной судьбы. Один дед у него был русским, из костромских, по фамилии Свинин, другой — бурятский дархан (кузнец, мастер-ювелир) из улуса Бохолдой, по фамилии Шихеев. В его семье будущий историк и провел почти все детство. Соприкосновение с бурятской культурой было настолько сильным, что когда юного Свинина взяли работать в усть-ордынскую газету «Знамя Ленина», он знал бурятский язык значительно лучше русского, и ему предложили заняться набором материалов на бурятском языке.