avatar
  • Автор: Артур (Archik)

  • Санкт-Петербург
  • Звание: Член клуба
  • Модератор
  • Металлоискатель: X-Terra 705
28 августа 2013

Археологи уже давно возмущаются деятельностью так называемых «черных» копателей, и, похоже, широкомасштабное наступление на последних начинается только сейчас. Звучат даже и весьма радикальные предложения: запретить продажу найденных древностей и... металлодетекторов.



С металлоискателем по… пляжу


Впрочем, у сторонников подобных жестких мер есть свои веские аргументы. С приходом рыночных времен любительские раскопки, а вместе с ними и масштаб разрушения исторических памятников вышли на небывалый прежде уровень. Ежегодно в стране продается около десяти тысяч металлодетекторов. Если в 90-е годы такая техника была недоступна для российской глубинки и современной поисковой аппаратурой владели единицы, то теперь ряды «черных» копателей пополняют нередко деревенские жители. Возраст копателей от тринадцати до шестидесяти лет. Есть целые семейные кланы. Социальный статус их тоже разный. У автора этих строк есть знакомый «археолог», по профессии — программист. Основную часть жизни он проводит за компьютером и воспринимает свое хобби как здоровый туризм. Для поисков выезжает на Украину. Находки бывают в основном военные — немецкие каски, пряжки. Найденные вещи он восстанавливает по мере возможности и продает через интернет-аукцион. Больших денег это не приносит, но бывают находки, на первый взгляд, абсурдные, но доходные. Нашел программист как-то трак от немецкой самоходки, а боевая машина оказалась редкого типа, и за такую, с виду неказистую и ненужную, железяку хорошо заплатили. Но копать на Украине тоже непросто, там «черные» копатели вне закона, а предполагаемые археологические объекты даже посыпают металлической стружкой, чтобы были бесполезны металлодетекторы.


«Чёрные» копатели — собирательное название для неофициальных поисковиков различных направлений, одиночек или организованных в группы. Подобных людей можно встретить не только на местах боев или в районе скифских курганов. Зачастую они обследуют брошенные сельские поселения и даже пляжи. Места массового отдыха могут принести поисковику доход, так как отдыхающие часто теряют в песке кольца, цепочки и сережки из драгметаллов.


Удар по расхитителям наследия


Нелишне напомнить, что еще в 2003 году на одной из встреч археологов с президентом страны Владимиром Путиным ученые сетовали, что на торговлю древними находками власть смотрит сквозь пальцы. «Черные» копатели, оснащенные по последнему слову техники, чувствуют себя вольготно и безнаказанно. С тех пор пострадало много исторических памятников и наконец, спустя десять лет, соответствующий законопроект, долго рождавшийся в недрах Министерства культуры, поступил в Госдуму на рассмотрение.


Законопроект направлен на решение двух ключевых задач: во-первых, необходимо усовершенствовать правовой механизм регулирования работы профессиональных археологов и, во-вторых, пресечь разросшуюся до огромных масштабов деятельность расхитителей объектов археологического наследия, так называемых «черных» копателей.


Важно отметить, что законопроект не ограничивает любителей металлопоиска, воспринимающих занятие археологией как хобби, и деятельность военно-патриотических клубов, занимающихся таким, безусловно, полезным для общества делом, как поиском останков погибших при защите Отечества, если подобные работы ведутся вне объектов археологии.


Вместе с тем предлагается, в частности, дополнить Уголовный кодекс статьей, устанавливающей ответственность за проведение незаконных археологических работ (раскопок или разведок на территории объекта археологического наследия), в том числе и с использованием металлоискателей, повлекших умышленное уничтожение или повреждение культурного слоя, то есть, по сути, ликвидацию объекта как археологического.


Одновременно законопроект ужесточает требования и к деятельности поисковиков, поскольку проводимые любителями или военно-патриотическими клубами на объектах исторического наследия работы являются археологическими и требуют привлечения специалистов, что обусловлено необходимостью сохранения таких объектов.


Найденные при раскопках артефакты либо сдаются государству как археологические предметы (например, древнерусские монеты), либо как боевые награды и оружие должны передаваться, в соответствии со статьей 9 федерального Закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», в военные управления, а впоследствии могут быть отданы в музей либо родственникам погибших. Останки погибших подлежат захоронению.


Поисковые работы, осуществляемые не на объекте исторического наследия, археологическими не являются, а значит, не требуют разрешения на их проведение и использование металлоискателей (по аналогии со строительными, земляными и иными работами) и могут осуществляться свободно всеми желающими, при условии, что отсутствуют какие-либо иные ограничения, как, например, работа на участке, где есть частный собственник или опасный объект. Скажем, газовая труба, кабель.


Случайные находки


Но такой порядок уже настораживает копателей. Например, кто сразу сможет определить, есть ли под вашими ногами объект археологического наследия. На древних погребениях нет указателей. Например, несколько лет назад древнее захоронение было обнаружено в селе Ленино Липецкой области. А если вы, копая картошку, нашли предмет, представляющий археологическую ценность и даже не подозреваете об этом?


Как бы там ни было, но разработчики нового закона предлагают ужесточить ответственность к тем, кто при проведении поисковых работ на территории, не являющейся объектом исторического и культурного наследия, обнаружил предметы, явно обладающие археологическими признаками. В соответствии с действующим законодательством такие работы должны быть немедленно остановлены и об обнаружении подобного объекта должны быть проинформированы органы охраны памятников субъекта Российской Федерации. Но как быть, если скифский меч нашла, копая огород, бабушка и просто выбросила ненужную ей ржавую штуковину? И как быть с таким «культурным» слоем, не раз перепаханным сельским мерином? Впрочем, с точки зрения права, в законопроекте нет ничего нового: известно, что еще до революции любое кладоискательство было запрещено законодательно.


Когда в копателях согласья нет


Увы, проблема эта глубже и острее, чем может показаться обывателю, неожиданно нашедшему клад. Да и как иначе, если и между археологами согласья нет. Липчане хорошо помнят историю, когда один известный местный археолог обвинил не менее известного своего коллегу в том, что тот копает захоронения без археологического билета, да еще и незаконно раскопал в центре города кладбище. Вывод следующий: тема раскопок, еще более деликатная и сложная, чем может показаться на первый взгляд.


Периодически «черных» копателей уличают в неблаговидной деятельности. Громкий случай произошел года три назад в соседней Курской области: самодеятельные археологи обнаружили редчайший, как выяснилось, комплект украшений, который датируется началом V века. Подобные находки — погребальное убранство вождя гуннов — случаются раз в столетие. История вроде бы прискорбная, но, с другой стороны, без «черных» археологов эти украшения в нынешнем столетии так и оставались бы в земле — официальной науке памятник был неизвестен.


А вот еще один поучительный факт — до появления «черных» копателей было известно всего несколько экземпляров монет времен Дмитрия Донского, а сейчас эти монеты уже не такая редкость, их несколько сотен — благодаря металлодетекторам.


Аргумент понятный: официальная археология, страдающая от недофинансирования, порой не в состоянии проводить работы в тех масштабах в каких могут себе позволить «черные» копатели.


Что скажет история?


Вопрос, скорее, риторический. Прискорбно, но факт: многие величайшие археологические находки были сделаны варварскими методами. Достаточно вспомнить классический случай — раскопки знаменитой Трои Генрихом Шлиманом, уничтожившим при этом несколько других культурных слоев. Или другой пример. Еще в XVII веке скифо-сарматские курганы Западной Сибири разоряли копатели-бугровщики. Впоследствии их находки стали основой Сибирской золотой коллекции Петра I, хранящейся в Эрмитаже.


Разумеется, «черные» копатели возмущены новыми законодательными инициативами и считают, что их работа больших дивидендов не приносит, оно сродни хобби.


Копатели заверяют, что всегда готовы сотрудничать с официальными археологами. В этом смысле есть весьма любопытный опыт: в Англии закон обязывает искателей отдавать находку ученым, которые ее регистрируют, изучают, а после отдают нашедшему или просто выкупают.


Вот на этом и выстраивается основная коллизия — официальная археология обвиняет «черных» копателей в обворовывании страны, а те отвечают археологам обвинением в узурпации культурного наследия. Впрочем, эти взаимные нападки ничего общего с настоящей проблемой не имеют. Пока остается открытым самый главный вопрос: удастся ли новому закону примирить профессиональный и любительский интерес к древней истории?

"Липецкая газета". Сергей Захаров

Источник


Рейтинг: 1
Просмотров: 4002


Комментарии и обсуждение

  • Гость
    Гость Батько(Тамбов), 28.08.2013 17:41

    Трудные роды у Мин.культуры были-урода родила,да такого,что нормальные люди не могут понять, определить, что это?Одни архи-гробокопатели довольны,что этот урод на них похож.

  • Алексей (Aramis), Гавана, 28.08.2013 22:33

    Поисковые работы, осуществляемые не на объекте исторического наследия, археологическими не являются, а значит, не требуют разрешения на их проведение и использование металлоискателей (по аналогии со строительными, земляными и иными работами) и могут осуществляться свободно всеми желающими, при условии, что отсутствуют какие-либо иные ограничения, как, например, работа на участке, где есть частный собственник или опасный объект. Скажем, газовая труба, кабель.

    вот что то промелькнуло здравое...

  • Гость
    Гость iron, 29.08.2013 11:34

    Очередная "охота на ведьм".... "праворульки", "таксишки", теперь копари... интересно, кто будет следующим через пару лет? и насколько еще способны извратиться "черепные коробки" Государственной Дуры?!

  • Виктор (Wictor), Иркутск, 29.08.2013 21:07

    Так глядишь и  черные ящики в самолётах станут врагами народа..))


  • Алексей (marmot), Иркутск, 30.08.2013 02:07

    Материал основан на устаревших данных, а именно на февральских комментариях Минкульта к тогда еще готовящемуся закону. На деле, когда закон вышел, там совсем другие формулировки появились. Статья 243.2 никаких разграничений между тем, кто воспринимает копание как хобби или как не хобби, не подразумевает. Вытащил монетку 1912 года -- всё! незаконно извлек предмет, возраст которого больше 100 лет, попадаешь под статью. И не важно -- бабушка ты с своем огороде, или копатель в поле. Идиотский, непродуманный закон, в котором сами архи плавают, а депутаты вообще так и не врубились,  что приняли, судя по их комментам...

  • Гость
    Гость Игорь, 18.09.2013 08:49

    Объясняется просто. Федералы все понимают. Просто им не нужен раб, который имеет независимый от их системы доход, им нужен зависимый человек. Глупость нашего народа в том, что он разобщен по интересам. Он ноет в своей нише, не предпринимая ни каких действий объединяясь...Власть это учитывает и потихоньку каждое направление зажимает. Возьмите малый бизнес, люди стонут...

Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация