04 сентября 2013

Вот уже 768 лет историки и археологи ломают голову над тайной мирового значения: где находится могильник основателя Великой монгольской империи, его рода и золотых ханов, его последователей? Табу на информацию о нем обеспечила его неприкосновенность в течение восьми веков. Сами могилы искать нельзя, тем более нельзя тревожить прах. Но определить область их нахождения и сделать местом поклонения под ох¬раной государства, можно.

Чингисхан захоронен на Байкале? Газета Кладоискатель и золотодобытчик № 1, 10 апрель 2001 года

Нам известно — Великий хан выбрал самое удаленное, уединенное, труднодоступное и самое главное — святое, в представлении древних кочевников, место.


У монгольского историка Лубсана Данзана в летописи «Алтан Тобчи» говорится, что после того, как был похоронен Чингисхан, «восемь белых юрт стали вечными устоями» государства. Возможно, речь идет о восьми пирамидах на вершинах гор Хамар-Дабан, где очень долго лежит снег, тем более что по форме пирамиды совпадают с формой юрты. Но где же лежит девятая? В книге Гурулева «Что в имени твоем, Байкал» рассказывается, о речке, впадающей в верхнюю Ангару, из устья которой хорошо просматривается каменная пирамида. Полагаю, что это Дзелинда, которая раньше называлась Кызылбайка. Слово «Кызылбайка» не встречается в возможном нарицательном зна¬чении ни в эвенкийском, ни в якутском, ни в бурятском, ни в тувинском, ни в русском языках. Между тем, оно легко распадается на два самостоятельных слова: «кызыл» — красный, золото; «байка» — остановка, замечать, видеть, размышление, осматриваться вокруг себя. Почему же эта незаметная горная речка получила такое громкое название? Возможно, ее исток назван красным местом, где нужно остановиться, осмотреться и «что-то» увидеть? Вспомним, что автомобильной и желез¬ной дорог в XIII веке к устью реки не было, а была древняя тропа от устья реки Светлой, которая соединяется с «горным проходом» в Баргузинскую котловину, и тропа к «переправе» через Байкал вдоль гор. Если «наша» пирамида сложена руками человека, тогда все встает на свои места.

Чингисхан захоронен на Байкале?

Согласно завещанию Великого императора, «в широком море направляйся к переправе, в высоких горах — к горному проходу». Да и какой еще народ смог бы сложить гигантский курган на вершине горы, до которой от подножия четыре часа ходу по курумнику (россыпям огромных камней) к непроходимым зарослям?


Устье реки Кызылбайка имеет еще одну очень интерсную особенность, не описанную ранее в литературе. При внимательном рассмотрении топографической карты в масштабе.1 см: 250 м в самом узком между гор месте можно увидеть сеть искусственно прорытых каналов, целью создания которых, возможно, было затопление и заболачивание данной местности.

Чингисхан захоронен на Байкале?

Сотрудник Бурятского института общественных наук Булат Зориктуев в статье «Где похоронен Чингисхан?» рассказывал о древнем обычае монгольского народа. При перекочевках на новое местожительство они переносили на окружающую их местность названия рек, гор, долин с прежнего места обитания. На основании этого ученый делает предположение, что и название горы Бурхан-Халдун на реке Онон, где по одной из версий похоронен Великий хан, может быть перенесено на одну из гор Баргузинской котловины, или на какую-либо другую гору, в какой-либо другой долине. И полагает, что в дальнейших исследованиях нужно обратить свои взоры в сторону Байкала, что мы сейчас и пытаемся сделать.


Возможно, мысль об определении места родового могильника возникла у Чингисхана после смерти брата, который умер на 53-м году жизни в 1226 году и похоронен на горе Йэ-хэ-Ула. Сделаем попытку раскрыть смысл этого названия. Первому слову «йэхэ» в «Кратком толковом словаре бурятского языка» наиболее близко по звучанию слово «ийлэхэ», которое переводится «как сбиваться» (о сливочном масле). Можно себе представить, что жизнь, которая нас колотит и трясет, как сливки при изготовлении масла, заставит в конечном итоге сбиться всех в одном месте, каком — нетрудно догадаться. «Слово «отог» — «шалаш», «балаган». Северная оконечность Байкала напоминает собой форму шалаша или балагана с овальным верхом, что ассоциирует¬ся с горой, а в древности смерть означала возвращение в гору. Слово «улаа» в переводе означает «гора», что совпадает с версией о захоронении на вершине одной из гор. Возможно, что это название и символизирует царство мертвых, то есть родовое кладбище, а где оно находится — зашифровано в монгольских летописях. Описание таких мест, имеющихся только на северной оконечности озера, их труднодоступность и натолкнули автора на предположение, что это священное место — берега Северного Байкала и Верхне-Ангарская котловина.

Чингисхан захоронен на Байкале?

«Великое царство мертвых»


Версия основывается прежде всего на том, что эти места с IV-XI веков н.э. были заселены скотоводами, которые строили свои крепости, сеяли просо, плавили из руды железо, занимались гончарным производством. Стоянки курыкан и могильники обнаружены по всему побережью от села Байкальского до поселка Нижнеангарск, на острове Ярки, в районе бывшего села Ченча, в районе села Верхняя Заимка. Наиболее изученным сегодня считается район села Байкальское. Пришедшие на север в XVI веке русские казаки были удивлены отсутствием здесь бурятского скотоводческого населения, хотя в соседней Баргузинской котловине скотоводство было развито. Пастбища для выпаса скота и древние пашни пустовали. Почему люди покинули эти благоприятные места? Возможно, что на северную оконечность Байкала духовенством и правителями Великой монгольской империи, простирающейся от берегов Амура до берегов Дуная, был наложен Их-хориг — Великий запрет, табу на проживание людей и информацию об этих местах.


О том, что побережье Северного Байкала входило в состав Монгольской империи, свидетельствует карта, приведенная в книге Эрэжен Хара-Давана. Ее северная граница, начинаясь от берегов Амура и проходя далеко на север по реке Лена, постепенно уходит на юг, к истокам Иртыша. Название страны Баргуджин-Токум охватывало, скорее всего, все побережье Байкала, в ней жили так называемые лесные племена, которые наряду с другими народами платили дань Великому монгольскому улусу. Единственным сухопутным путем на Северный Байкал в то время была тропа в гор¬ном ущелье из Баргузинской котловины в Верхнеангарскую, которая существует и поныне. В зимнее время ходили по льду Байкала. Один из старых бамовцев рассказал, что когда 20 лет назад он по комсомольской путевке собирался ехать на строительство Северобайкальска, бабушка-шаманка запрещала ему это делать, называя место «запретным».

Что касается запретного места в дельте реки Селенги и кургана на вершине Хамар-Дабана, то это, скорее всего, захоронение предков Чингисхана и, возможно, его матери. О том, что место, выбранное под родовое кладбище, существует на севере, и запретом на проживание людей выведено как территория из оборота государства, свидетельствуют слова из монгольского сказания: «Ставшая яшмой твоя держава принизится»; «Ставшая горой твоя держава понизится». Яшма — это карта границ государства, а гора — его северная граница.


Чингисхан захоронен на Байкале?

Мифы и реальность


По древнему обычаю кочевников, в могилу не клали каких-либо богатств, чтобы не отягощать ими душу усопшего и не притягивать к ней грабителей. У Великого хана есть изречение: «У кого дурные мысли — тот будет иссушен!», «У кого недалекий ум, тот будет сокрушен!»


Если могильные курганы хранят в себе какие-то сокровища, имеющие большую историческую ценность и являющиеся достоянием всего человечества, то они наверняка имеют много степеней защиты. А иссушен грабитель будет от своего бессилия перед гигантским каменным сооружением, которое возводилось трудом тысяч людей и лошадей. В частности, каменное сооружение на горе Кирон имеет основание в диаметре до 100 метров и высотой до 5 метров и уже на нем установлены три кургана: центральный в диаметре до 50 метров и высотой до 15. Доказательство, что это творение рук человека: рядом находится каменный карьер, способ укладки камней — на подпорках, правильная симметричная форма самих курганов. На вершине центрального кургана — камень в виде зубила до 2,5 метров длиной.


Одна из самых высоких гор в дельте реки Верхняя Ангара, если смотреть на нее с запада, имеет форму лежащего гигантского человека. На фоне рассвета просматривается его профиль, вычерченный кистью художника. В дневное время и в ясную погоду эта гора отчетливо напоминает лежащего в саркофаге человека. Кстати, местные жители издревле зовут ее «мертвец», и его голова точно указывает на вышеописанный каменный курган. Рядом находится еще одна интересная гора, так¬же напоминающая покойника, но укрытого саваном.

Древние кочевники, конечно же, замечали форму этих гор и наверняка поклонялись им как месту жительства духа — хозяина местности. Но и это еще не все... Если смотреть на эту гору с востока, она имеет форму трезубца, что соответствует форме трехглавого каменно¬го кургана на горе Кирон. И камень, установленный на вершине главной пирамиды, ими¬тирует по форме вершину горы. Из вышесказанного следует вывод: каменный курган на Кироне скопирован древними строителями с горы, которую они почитали, но из уважения к духу-хозяину местности он был воздвигнут много ниже и находился через долину реки на противоположном ее берегу.


Если берега Северного Байкала — родовой могильник, то каменных курганов на подножиях гор должно быть несколько. И действительно, при обследовании подножия окружающих гор такие курганы были обнаружены, но о месте их расположения и количестве говорить пока рано.

Чингисхан захоронен на Байкале?


Ключ к заповедному шифру


Язык древних людей — это символика, аллегория, иносказание, эмблема, логограмма. С использованием этих понятий и было написано монгольское сказание «Алтан-тобчи» Л. Данзана. Самый яркий пример образного мышления — предсмертные слова самого Beликого хана в ответ на вопрос о том, где будет покоиться его дух: «На камне яшма — нет кожи, на твердом железе — нет коры».


Упоминание яшмы встречается в сказании очень часто. Срез этого полудрагоценного камня напоминает собой план или карту местности. Где же твердое железо? Возможно, это озеро Байкал, которое по своей форме удиви¬тельно напоминает кривую монгольскую саблю. Твердый — значит, замерзший, и по нему можно передвигаться на север. Нет коры, нет кожи — все открыто. Смотри, думай.

Чингисхан захоронен на Байкале?

Эмблемой на знамени вновь рожденного монгольского государства был парящий ястреб.  Возможно, это также символизирует изображение Байкала. И когда повелитель умер, были произнесены слова в похвале сунитского богатура: «Обернувшись крылом парящего ястреба — ты отлетел, государь мой!».


Изображение Байкала на карте поразительно соответствует по форме парящему ястребу с головой, смотрящей в сторону устья реки Баргузин. Его дальнее северное крыло указывает нам направление. «Не тревожься, что далеко пойдешь, — доберешься». «Не тревожься, что тяжело, станешь поднимать — поднимешь». Во второй строчке упоминается строительство гигантского каменного кургана на вершине горы.

Чингисхан захоронен на Байкале? остров Ольхон, шаман камень.

Примером аллегории может служить такой случай из сказания. Когда везли хана к месту упокоения, то повозка с его телом застряла в маленьком болотце и чтобы вытащить ее, запрягли аргамаков всех цветных народов, но и они не смогли сдвинуть эту повозку! Что же это было за «болотце», где не справились несколько миллионов лошадей? Значит, здесь речь идет о гигантском болоте, то есть о байкальском соре, площадью около 80 квадратных км. Великий хан указал в своем наставлении два пути к месту, где будет покоиться его прах, и здесь уже нет иносказания, а очень точно указаны места, которые имеются только на севере Байкала.

Первый номер газеты  Кладоискатель и золотодобытчик № 1, 10 апрель 2001 года

«В широком море — идите к переправе», — это уникальный остров Ярки шириной от 20-60 метров и длиной до 15 км, рассекающий озеро и байкальский сор. «В высоких горах — направляйтесь к проходу», — это единственный путь, связывающий по суше Баргузинскую и Верхнеангарскую котловины, древняя тропа между горами, о которой мы упоминали выше.


У меня нет ни малейшего желания подогнать исторический и геологический материал под место, где я живу более 20 лет. Но различных совпадений, укрепляющих мою уверенность в правоте этих версий, достаточно.


Газета "Кладоискатель и золотодобытчик" № 1, 10 апрель 2001 года, Александр Климентьев, г.Северобайкальск.


Рейтинг: 0
Просмотров: 7359


Комментарии и обсуждение

  • Азм есмь (DED_100_LET), Бендиго, 05.09.2013 19:44

    Чингиза надо искать на территори средней полосы России. А  ига  монгольского небыло. Орда - так называлось воинство  у  Руссов.

  • Гость
    Гость михаил, 10.12.2013 21:40

    ищите Чингиза в на юге Алтайского края по этим приметаме сть такие места и здесь

Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация