Со следующей же ночи принялся раскапывать мар. Сряду три ночи работал, от вечерней до утренней зари. Напоследок дорылся до кирпичного свода. Кирпичный свод был мне в диковину, не один раз я дорывался до сводов. Но что под сводом-то? — вот запятая! Разломал я свод: там выход. Хорошо. Спутился я в выход - это уже было утром на четвертый день — и вижу: на кирпичном полу лежит что-то длинное, словно тридцатипудовая белуга — накрыто кожей, на лодку похожа. Взялся я за кожу, хотел, значит, приподнять, а она тлен-тленом, так и рассыпается, словно зола. Я ну по ней колотить палкой, а сам, на всякий случай, читаю «Да воскреснет Бог, да расточатся врази его!» Кожа вся разлетелась, словно ее и не было. Открылись два человечьих остова, лежат друг к дружке головами. Видал я вас много, думаю, да корысть от вас небольшая! Стал шарить в выходе — ничего нет путного, дребедень одна, что и в прежних марах. Одна только вещица похожа была на стать: красной меди топорик с толстым длинным обухом, похожий на киргизский чекан. Топорик этот я взял и после продал разносчику-коробейнику за семь гривен ассигнациями. А серебряные копеечки, что суслик накатал из норы, променял на корову Кильдибеку, киргизскому дархану (кузнецу), а тот извел их на насечку стремян, нагрудников и прочего. Копеечки были не круглые, а продолговатые, аляповатые, на иных и слова были видны, но не наши, а какие-то мудреные, с закорючками».
На фоне многочисленных богатых находок в кугранах, в среде бугровщиков абсолютно правдоподобными казались предания об «исторических кладах», связанные в первую очередь с периодом покорения Сибири. Автор «Описания сибирского царства» историк Миллер приводит, например, два реальных случая, основанных на исторических источниках, когда Ермак приказал зарыть клады. Первый такой случай имел место весной 1581 года, когда после победы над татарами, одержанной при впадении Туры в Тобол, Ермак «столько получил добычи, что не можно было всего с собою на судах везти, но некоторую часть принужден был закопать в землю». А во время своего последнего похода из Искера вверх по Иртышу, закончившегося гибелью Ермака, русские вступили в сражение с татарским князем Бегишем. Здесь, около Бегишевского озера, Ермак также «получил в добычу множество богатства, которое он до своего возвращения приказал закопать в землю». Возвращение, как известно, не состоялось...
Молва указывала на еще один клад Ермака. На реке Чусовой, на устье речки Ермаковки возвышается известняковая скала высотой 25 саженей. Эта скала называется Ермак-камень, а в глубине ее находится обширная пещера, разделенная на несколько гротов. Предание говорит, что во время своего похода в Сибирь Ермак зимовал в этой пещере и зарыл в ней часть своих сокровищ. Известны еще два «Ермаковых городища» с зарытыми на них богатыми кладами — одно на реке Серебрянке, при впадении в нее ручья Кокуй, а другое на реке Тагил при устье речки Медведки.
Немало преданий о кладах связано с золотом противника Ермака — хана Кучума. Еще историк Миллер в своем «Описании Сибирского царства» (1750) упоминает о поисках «сокровищ Кучума» на месте бывшей столицы Сибири — Искера. По свидетельству Миллера, «окольные российские жители, ищущие закопанных в земле пожитков, везде глубокие ямы покопали... некоторые недаром трудились». На городище Искера долгое время можно было видеть загадочный провал, который, вероятно, в старину был всего-навсего колодцем. Легенды утверждают, что в этом «подземном ходе» укрыта часть сокровищ Кучума. По рассказам местных жителей, этот провал некогда был выложен каменными плитами, но в 1880-х годах крестьяне разобрали их на печи, «да видно, зарок был у татар наложен: все перемерли, которые плиты-то взяли... Не приведи Бог и богатство его (Кучума) искать».
По преданиям, «золото Кучума» скрыто в нескольких старых городищах в окрестностях Тобольска, но самая значительная часть находится в могиле хана, на реке Кучу-Мында. Здесь насыпано три кургана, средний побольше, два боковых — поменьше. В среднем похоронен сам Кучум, а в боковых находятся его сокровища.
Еще один «исторический клад» — «золото калмыков» — по преданию, укрыт на реке Калжир. В десяти верстах от ее устья расположено старинное укрепление, обнесенное стеной из необожженного кирпича, а в 20 верстах от него, по направлению к реке Кара-модон, в обрывистой скале в пещере сохраняется «калмыцкая поклажа» — дорогие металлы и камни на большую сумму. Этот клад схоронен в то время, когда калмыки бежали в русские пределы от преследований китайского вассала — джунгарского князя. Место, где находится клад, называется «кайма» - то есть «поклажа».
В марте 1889 года Тобольск взбудоражила неожиданная находка. В архиве полицейского управления, в числе «вещественных доказательств», в разное время изъятых по разным уголовным делам, был обнаружен каменный крест с вырезанной на нем кладовой записью на «клад пугачевского атамана».
На восьмиконечном кресте длиной около 6 вершков (26,5 см) была вырезана с обеих сторон длинная надпись: «Сей крест заветный. Кладена сия поклажа сибирским пугачевским воинам 25 человекам, есаулом Змеюлановым свидетельствована казна и поло¬жена в сундук счетом: империалами сто тысяч, полуимпериалами пятьдесят тысяч, монетами тоже пятьдесят тысяч. Да кто сей крест заветный счастливым рабом найдет, тот и казну нашу возьмет. Нашу казну возьмите, и по себе делите, друг друга не обидьте. Но вместо нашей казны по завету нашему положите в ту яму двух младенцев, то во избавление их положите за каждую голову по двести монетов, но не звон¬кой, а бумажной царской для вечной потехи стражам нашим. А без исправного завета и к казне нашей не приступайте, ибо наши стражи страшны и люты, чего делают, рабам противно. Их не видно, а за свое будут стоять креп¬ко. По вынятии сего заветного креста и завета готового, ищите отговорщика, а отговорщик должен знать, как показано на семи главах сего креста, как сделан завет. Потом завещано, и как нашим сторожам управляться. По зделании завету к вынятию поклажи приступать в шестую полночь, а когда казну нашу вымете, то сей крест... и засыпьте свой завет. Слушаться отговорщика, как сказано выполнит, и казну нашу по¬лучите. Аминь». На семи концах креста («на семи главах») находился и сам «завет» — зашифрованное заклинание, которое должно было помочь специалист-«отговорщику» справиться с видимыми бесами — «сторожами» клада. «Завет» состоял из вырезанных концах креста букв К, Б, ТП, Н, ЦД, О М. Буквы были обрамлены множеством точек, поставленных по обеим сторонам букв, то впереди, то позади их.
Выяснилось, что в свое время, много лет назад, этот крест был найден крестьянами одной из деревень на меже, отделявшей их земли от земель другой деревни. Соседние мужики тоже предъявили свое право на крест с кладовой записью, в результате на меже началась жестокая драка — стенка на стенку, в ход пошли колья... Полиция прекратила побоище, завела дело, а крест конфисковала как «вещественное доказательство».
В среде сибиряков вера в клады основывалась в большинстве случаев на не мифических кладах Степана Разина, питавших воображение великорусских искателей сокровищ, а на вполне реальных, часто — совершенно случайных, но оттого не менее ценных находках.
...28 июня 1893 года крестьянка деревни Терехово Тарского округа Акулина Полынская, спускаясь с горы вблизи деревни, заметила в склоне горы торчавший из земли глиняный черепок. Женщина потянула его, земля посыпалась. Акулина вдруг вытащила вместе с черепком... две серебряные чаши, два серебряных ковша с рельефными изображениями зверей, два слитка серебра и штук двадцать мелких серебряных «бухарских» монет.
Нет, не все сокровища выкопали «бугровщики».
Н.Немомнящий, А.Низовский, газета "Кладоискатель и Золотодобытчик", №7-8, 2002 год.
Вот , а на нас всё вешают , что мы с приборами всё выкопали и разграбили .
Владимир писал(а):
Владимир, а не кому и не секрет, что эти самые "ЧЁРНЫЕ КОПАТЕЛИ" и есть сами архи в нерабочее время. Именно они сами "под шумок" потрошат курганы и городища, затем кивая в нашу сторону. Бугровшиков ранее прикрывал Петр , а сейчас мудинский.
Прям фамилия такая"Мудинский"?
Скифы сами грабили могилы.
У нас в Екатеринбурге в центре прямо на площади при замене брусчатки нашли захоронение и не чего закопали обратно и все ездят как ничего и не было, а вообще я слышал что на каждое кладбище существует срок действия и по истечения этого срока на месте этого места можно что то строить не знаю правда или нет .
Задолго до заселения Сибири, русские кладоискатели собирались в артели и отправлялись в места давно уже оставленные древними народами. Не смотря на испытания и беды и плен от кочевавших там степных народов, не переставали уезжать в степь, где по легендам узнавали о существовании древних курганов и могил с кладами.
В этих курганах между человеческими костями находили разные металлические предметы и украшения. Эти принадлежности обыкновенно зарывались древними народами Сибири в могилы знатных и богатых людей.
В восемнадцатом столетии на берегу реки Оби, в селе Самаровском Тобольского уезда у остяков было найдено металлическое зеркало с арабской надписью, относящеюся к десятому или одиннадцатому столетию. Подобные зеркала находили так же в селах Болгарах и Билярске Казанской губернии, считавшихся столицами Волжской Булгарии. Эти находки послужили доказательство на существовавшую связь Волжских Болгар с Югрою.
Около 1848 года Вогулами Туринского уезда, в одном из курганов Пелымского участка, найдена серебряная чашка, грубоватой отделки, с человеческим изображением.
Около 1852 года в деревне Карагайской Ишимского уезда крестьянин, раскапывая подполье для дома , вынул из земли два медных плоскодонных котла, а один из крестьян села Боровского Ишимского уезда, выпахал на своем поле одиннадцать серебряных тарелок древней работы..
В 1853 году заседатель Пелымского участка Туринского округа разрывал в селе Пелымском находившийся там курган и вынул из него несколько мелких серебряных вещей.
Из курганов и городищ, разбросанных по всей Сибири известны следующие:
В Курганском уезде, не далеко от города Кургана, возле деревни Курганской, находится земляная насыпь, известная под именем Царев – Курган. Вершина этого кургана, в восемнадцатом столетии, по приказанию коменданта Мещерского, была срыта и внутри образовалась глубокая яма вырытая искателями кладов.
Об этом кургане существует легенда: будто здесь, на Алгинском яру, стоял юрт одного из знаменитых татарских ханов, который похоронив свою красавицу дочь, насыпал над ней курган.
Около этого кургана находился первоначально город Курган, перенесенный в восемнадцатом столетии на настоящее место.
В Ялуторовском уезде, недалеко от слободы Исетской, вверх по реке Исети, возле речки Юрюма(Ирюма), на горе находится городище, называемое чудским. Это городище представляет собой возвышенное место, обнесенное валом, к северу от этой слободы находится много курганов обитавших там древних народов Сибири.
Вниз по реке Тоболу, от деревни Гилевой тянется на большом пространстве ряд древних курганов Сибири, находящихся на близком расстоянии друг от друга.
В Тюменском уезде, на правом нагорном берегу реки Туры находятся курганы похожие на Волжские, что доказывает родство племен, кочевавших там и здесь еще в четвертом столетии.
Сам город Тюмень основан на месте бывшего татарского города Чинги – тура, построенного, как предполагают, в четырнадцатом столетии татарским ханом Тайбугою. Древнее укрепление города Чинги – тура состояло из валов и рвов.
Сам город Чинги – тура находился между речками Тюменкой и Вишневым и это место еще долго называлось Царевым городищем.
Не далеко от деревни Елкиной на правом берегу реки Туры находится семь древних насыпных курганов с заметными вокруг них рвами и валами. У местных жителей эти курганы известны под названием могил татарских мурз.
В Тобольском уезде, в верстах шести от села Абалакского, вниз по Иртышу, на правой его стороне, сохранилось городище бывшей столицы Сибири. Городище это находится на высокой прибрежной горе ( Алафейская гора). Город был окружен с двух сторон рекой Иртышем и речкой Сибиркой, а с двух остальных сторон укреплен тройным валом, один другого выше.
Древний город Сибири Абалак, как предполагают был резиденцией Абалака, сына хана Мара (Умар). Хан Кучум, услышавший о приближении атамана Ермака, к своим владениям, отправил одну из своих жен Самбулу с детьми в Абалак.
Не далеко от Тобольска, вверх по Иртышу, находятся остатки древнего города Сибири Касим – тура, городок Касима, сына хана Махмета.
На том месте города Тобольска, где находится Панин – бугор, при хане Кучуме находился городок Бицик – тура, то есть женин городок, в котором жила одна из жен хана Кучума.
Недалеко от города Тобольска, на север, по правому берегу Иртыша, на возвышенном мысу, находился древний город Сибири Сузге – тура, в котором жила одна из жен хана Кучума, по имени Сузге.
Около села Нового по берегам речки Боровой, Тобольского уезда, встречается много курганов и насыпей, которые относятся уже к битвам дружины Ермака с татарами.
tobolzk.ru