05 ноября 2013

Уважаемые читатели, хотелось бы мне закончить свои написания легенд третьим рассказом. Будучи человеком любознательным и общительным с местным населением, приходилось мне слышать легенды и от сельчан. Одну из таких легенд хотелось бы донести и до вас, уважаемые читатели. В один из выездов, к нам подошел сельчанин, представившийся Идрисом Ибрагимовичем. Человек в годах, умудренный опытом и жизнью сразу начал отговаривать нас от места где мы собирались провести разведку мд.

-Не ребят, не там ищете. Что это, мелочь одна, разве ж это сокровища… Вот сокровища которые действительно стоят того искать, в другом месте нужно. – начал сельчанин.

На наш вопрос где же нужно копать, человек присел, вытащил папироску и с удовольствием поведал нам историю о своем знаменитом земляке.

Уже на чертеже Московского государства (конец 16 века) отмечается Наровчатское городище. В степной части кочевали ногайцы, калмыки, леса наводняли мордва и русские бортники, по сторожевым маршрутам разъезжали казаки. Чаще всего их обитателями являлись мордовские, татарские мурзы и князья, несшие пограничную службу в Диком поле, а также русские дворцовые крестьяне. Люди бежали от тяжелой руки Москвы, приказных изб, монастырей, надеясь спастись от непомерных поборов в диких, необжитых местах. Через Ногайскую, Идовскую, Сурскую и другие дороги, проложенные в древности от Крыма, с Кубани, Азова и Нижней Волги, почти ежегодно в пределы Московского государства вторгались степные народы, уводя огромное количество пленников для продажи на черноморских рынках. В целях обеспечения безопасности населения, по указу царя Михаила Федоровича, в 1635 году началось строительство Козлово – Тамбовской и Ломовской оборонительных линий в составе Белгородской засечной черты. С основанием Верхнего и Нижнего Ломовов, Буртасского острога и Керенска московское правительство сумело перекрыть Ногайскую и одно из ответвлений Идовской дорог. По завершении строительства в 1654 году Симбирской черты, а в 1665 году – города-крепости Пензы была заблокирована Сурская дорога. Освободившиеся земли вместе с пустыми деревнями и слободами были переданы помещикам, в том числе крупным московским сановникам. Землевладельцы перевозили крестьян подчас из самых дальних уголков России.

ВсадникИстория сельчанина связана с национальным героем пензенских татар Арсланом Полкаем (1667–1710). Храброму батыру, принимавшему участие в азовских походах Петра I,  были пожалованы земли, которые впоследствии он заселил татарами.

-В награду царь разрешил поселить ему татар на тех землях, которые он на своем коне объедет в течение суток.  Арслан скакал без отдыха сутки, и территория получилась немалая, а по плодородию  черноземы просто золотые. - С истинным восхищением начал свой рассказ Идрис Ибрагимович.

Так на карте сурского края появились "золотые села": Кикино, Кобылкино, Кутеевка, Мочалейка, Решетино и Телятино. По другой легенде, Арслану Полкаеву были пожалованы земли на территории Смоленской губернии, а поскольку во время второго азовского похода он служил под началом Александра Кикина, которого наделили пензенскими землями, между ними, вероятно, произошел обмен. Так или иначе, имя Полкаева неразрывно связано с Пензенским краем.

Жизнь протекала в своем ключе, переселенные татары с ранее обжитых мест обустраивались и разворачивали свои ремесленные дела. Оброк Арслану оплачивался в срок, богатства копились, да и народ никогда не был в обиде на своего барина.

-И все бы хорошо, да не бывает так. – продолжал Идрис Ибрагимович.

-В здешних лесах был атаман Кевдо, который часто грабил обозы купцов и других торговых людей. Не по нраву ему был новый сосед и в один прекрасный день атаман решил пригрозить Арслану. Отослал своего курьера: - мол будешь дань платить да жить спокойно. А нет – Грабить буду, да деревни жечь.

Ввиду своего боевого характера,  Арслан, идущим на поводу у грабителей не был. Так и повесили вестника на первом суку.

Осерчал атаман да обиду затаил:

- Не боись сосед, время придет – поквитаемся. Грозно ответил на весть о повешенном своем соратнике Кевдо.

И впрямь не заставила месть атамана долго себя ждать. В первой половине XVIII вв. в отношениях Российского государства к мусульманским житницам не все было просто и гладко. Учреждения ислама стали подвергаться гонениям. Особенно после создания в 1731 г. Конторы новокрещенских дел. Пожалованные служивым татарам земли, данные им за ратные подвиги, вследствии их принадлежности к исламу могли быть отобраны по царскому указу, которых насчитывалось более тридцати. Переход татарской аристократической элиты в православие приветствовался, являя собой пример служения Богу, Царю и Отечеству. 

- Взмолился народ. Не хотел принимать веры инородной, подвергая традиции свои предательству. На что Арслан велел собирать своих опричников в путь дорогу к государю на поклон, да милости ради.

Понимая сложившуюся ситуацию, Арслан предпринял попытку ублажить царя батюшку, мехами соболями, да драгоценностями. А там гляди и не заставит стать вероотступником.

Собрав дружину, да обозы с подношениями, Арслан выдвинулся в путь по тогда одной дороге ведущей в Москву.

Слух о неблизком пути князя дошел и до жаждущего мести атамана. Собрав всех своих головорезов решил он засаду устроить на дороге. Хитрый атаман был, да расчетливый. Подгадав время, когда опричники князя устанут да валиться с ног будут, напал Кевдо со своими разбойниками. Увидив бессмысленность своего положения и превышенное число врагов, пришлось князю отступить.

- Быстро мчалась повозка, да нагонявшие его были быстрее. Свернув в лес, князь попрятал свои драгоценности и деньги, вышел на поляну к ворогам своим да принял последний бой, унеся с собой сведения, о том где спрятан клад. Драгоценностей же кроме мехов да припасов естных атаману не перепало. На том и стоит легенда о спрятанных сокровищах МУРЗЫ.

                                                Памятник на месте гибели

Пензенские татары бережно чтят память Арслана Полкая. На месте где был убит Арслан Полкай лежит мемориальны камень с выбитой на татарской вязи еле различимой от времени надписью. Этот мемориал стал туристической достопримечательностью всей округи. Здесь же благодарные Кобылкинцы построили веранду для отдыха, крышу которой венчает флюгер в виде татарского всадника. А легенда, о спрятанных сокровищах Арслана до сих пор живет в умах кладоискателей и жителей, передавая из уст в уста, из поколения в поколение.


Рейтинг: 6
Просмотров: 13670

Голосов: 3, рейтинг: 30,0
В голосовании могут участвовать только зарегистрированные пользователи.

Комментарии и обсуждение

  • Не озвучу Сергей Не озвучу (zimankin), Каменка, 05.11.2013 04:04

    Спасибо за оценку!

  • Азм есмь (DED_100_LET), Бендиго, 05.11.2013 07:01

    Пожалуйста :)

Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация