04 января 2014

В экспедициях поисковики, как правило, работают на местах старинных поселений. Но нередко встречаются с людьми, жившими когда-то здесь. И узнают полные драматизма истории из жизни старших поколений, на долю которых выпали страшные испытания. Одним из них была Великая Отечественная война, 67-летие Победы в которой мы будем отмечать через несколько дней.


Это была действительно трудная судьба, выпавшая на долю всех поколений прошлого века. Пример тому — история семьи Муратовых—Чугуевских из села Бура Забайкальского края. В самом пекле лихолетья — в боевом 1918 году — соединили свои судьбы Александра Александровна Макарова и Александр Павлович Муратов. В новой семье родился сын Спиридон. А через год молодая жена стала вдовой — красный партизан Александр Муратов вместе с братом Масеем сложил свою голову в бою.

Спиридон Муратов (в центре) в предвоенные годы Газета Кладоискатель

Повторно вышла замуж, снова родился сын — Кирилл. Но недолго радовалась новому счастью Александра. Ее мужа расстреляли — то ли белые, то ли красные. Безмерным было горе. Этим воспользовались ловкие люди — уговорили Александру отдать им второго сына: дескать, не выйдешь ты замуж с двумя детьми. Молодая, убитая несчастьем женщина согласилась и потом всю жизнь жалела об этом, хотя родила и воспитала она еще семерых детей. Ее третьим мужем стал уроженец Буры Дмитрий Иванович Чугуевский. Он родился в 1900 году, в 30-е годы окончил в Иркутске краевые курсы управленческого состава и работал председателем сельского совета.


Грянула война, Дмитрий Иванович ушел в действующую армию. На этот раз судьба благоволила Александре — в 1946 году она дождалась мужа домой. Но не дождалась двух своих сыновей. Старший сын, Спиридон, рос отчаянным и веселым парнем. Окончил в соседней Тайне семилетку, затем курсы при Читинском аэроклубе и поступил в Иркутское авиационное военно-техническое училище. В это время прозвучал призыв «Все на самолеты!» Спиридон перевелся в Батайскую школу военных летчиков-истребителей.


Учился в один год со знаменитым Алексеем Маресьевым. После окончания был направлен в Белоруссию. В 1940 году приезжал в отпуск. Вся деревня на него заглядывалась и гордилась. В июне 1941-го вновь должен был приехать в отпуск, родные получили телеграмму: «Вылетаю домой». Через день началась война, Спиридон сообщил: «Домой не ждите». В октябре 1941 года родным пришло печальное известие: пропал без вести. Телеграмму подписал командир 188-го истребительного полка подполковник Черепанов.


Уже после войны стали известны некоторые подробности. 108-й истребительный полк 77-й авиадивизии 22 октября 1941 года в районе Тарутино прикрывал действия бомбардировщиков и штурмовиков. В боевом вылете участвовал и младший лейтенант Спиридон Муратов. С задания молодой летчик не вернулся. Второй сын, Кирилл, получивший в новой семье фамилию Полоротов, был на фронте в составе 638-го стрелкового полка 115-й стрелковой дивизии. Мечтал, как и Спиридон, стать летчиком. Но воевать пришлось в пехоте. В боях за Кенигсберг командир взвода старший лейтенант Полоротов был тяжело ранен и 26 апреля 1944 года умер в госпитале. В сообщении, пришедшем в послевоенные годы из архива, было названо место захоронения: Калининградская область, Пустошкинский район, 1 км севернее Избища.


Таких примеров тысячи, десятки тысяч. Население в подавляющем большинстве населенных пунктов уменьшилось после большевистского переворота 1917 года в два-три и больше раз. Революция, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная коснулись каждой семьи и почти везде оставили свой опустошающий след. Великая Россия, 300 лет копившая свое могущество под руководством династии Романовых, в один момент была расчленена на 15 союзных республик с правом выхода из состава страны. Этим правом все они без исключения не преминули воспользоваться в 1991 году.


С сыном Александры Александровны Иваном Дмитриевичем Чугуевским я встретился в Чите. Оказалось, что мы живем в одном микрорайоне.


Иван Дмитриевич родился в 1930 году в селе Бура. Хорошо помнит своих старших братьев Спиридона и Кирилла. Они не вернулись с фронта, и именно Иван Дмитриевич нашел в архивах сведения об их боевой деятельности и гибели.


В одной из поисковых экспедиций заехал я в село Бурукан Газимуро-Заводского района, здесь живет еще один брат Ивана Дмитриевича — Василий Дмитриевич Чугуевский. Ему за 80, но держится бодро, память отличная, помнит события минувших дней до мельчайших подробностей. В том числе и села, давно исчезнувшие с административной карты, но не из памяти людей. По местным рекам Газимуру и Урюмкану их десятки. В войну малолеткой Василий Дмитриевич возил из Сретенска, что на реке Шилке, грузы для геологов, искавших недалеко от села Актагучи (его тоже давно нет) металлы для обороны страны. Пять дней туда, пять — обратно. Две подводы, по тройке лошадей в каждой. И одна доха на двоих да корочка хлеба. В сорокаградусный мороз ночевали у костра. Как выжили тогда — удивляется до сих пор. В дальнейшем Василий Дмитриевич был председателем сельского совета, управляющим Буруканским отделением.


Братья Чугуевские благодарны судьбе — выросли дети, есть внуки. Но сожалеют о людях, сгоревших в огне революции, бесчисленных войн и репрессий. Такие жертвы есть почти в каждой семье.


Виктор Курочкин, Забайкальский край. Газета "Кладоискатель. Золото.Клады. Сокровища", апрель 2012 

Рейтинг: 1
Просмотров: 3763


Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация