С суевериями о кладах связано много поверий, сказок и преданий. Каждый край имеет своего героя или разбойника прежних лет, коему приписываются все находимые и искомые клады. В восточных губерниях клады принадлежат Пугачеву, на Волге - Стеньке Разину, на Украине - Гаркуше, в средней России - Кудеяру и проч. Клад вообще не каждому дается; хозяин клада, по смерти своей, бродит тихо вокруг и бережет его строго и чутко: либо вовсе не найдешь, либо и найдешь, да не возьмешь, не дастся в руки; как тронешь, ровно кто тебе руки и ноги перебьет; кружишь на этом месте и не выйдешь, ровно леший обошел, поколе не положишь клад опять на место; или, если клад под землей, в подвале, глубокой яме, то взявший его не вылезет никак, земля смыкается, железные двери с запорами затворяются; либо кто-то невидимый схватит и держит на месте, покуда клад из рук не выпустишь, а если клад унесешь, то сколько не носишь его домой, берешь золото, приносишь черепки; или же, наконец, возьмешь, да и сам не рад,; вся семья сподрят вымрет. Все от того, что клад положен с зароком, и дается только тому, кто зарок исполнит; избвасляет от этой обязанности только цвет папоротника или разрыв-, прыгун-, плакун-, или срыг-трава, железняк или кочедыжник; папоротнику и плакуну повинуются все духи, а прыгун ломает замки и запоры, побеждая каждое препятствие. Иногда клад ходит не только свечой, огоньком, но даже каким-нибудь животным или человеком; если, догодавшись, ударить его наотмашь и сказать: аминь, аминь, рассыпься, то перед тобой очутится кубышка с деньгами.
Для получения клада надо прежде всего знать зарок, с которым тот положен, а эти заклятия настолько капризны, что без записей или подсказов знающих людей невозможно и приступать к делу. Так, например, на большой дороге между почтовой и казенной просекой зарыт клад: чтобы найти его, надо спеть 12 песен, но таких, чтобы ни в одной не было сказано ни про друга, ни про недруга, ни про милого, ни про постылого. Лежит другой клад под сосной: чтоб получить его, нужно влезть на эту сосну вверх ногами и спустится назад точно также вниз головой.
Бывают на клады и такие заклятия: "Попадись клад доброму человеку в пользу, а худому на гибель" или еще: "Тому это добро достанется, кто после моей смерти тотчас же голым пропляшет"; зарывают и на человека определенного имени - это "именные" клады.
Для заурядных искателей чужого зарытого добра истари существуют могущественные средства, при помощи которых можно одновременно узнать и место нахождения клада, и способ его добычи. Беда только в том, что эти средства даются нелегко.Цвет папоротника - в ночь на Ивана Купалу, когда цветок набирает наивысшую силу, горит несколько мгновений огненно-красным отливом. Вот этот-то момент и должен уловить кладоискатель, что бы обеспечить за собой успех. Нечистая сила, охраняющая клад, со своей стороны, принимает все меры, что бы ни кому не позволить овладеть цветком. Она преследует смельчаков диким гоготом и иступленными воплями, наводящими ужас на человека не робкого десятка.
А бывает и так: роют двое, сговорившись поделится поровну, да стоит одному подумать про себя,как бы нарушить договор - тотчас же полуотрытый клад загремит и провалится. Иные и до дома донесут отрытое с намерением исполнить зарок, на пожертвование, но залюбовавшись сокровищем, спрячу до доброго случая, а потом раздумают: у таких вместо денег оказываются либо черепки разбитого горшка, либо стекольные верешки от бутылки.