22 февраля 2014
Мастер-гравер рассказывает об особенностях военной миниатюры В Эрмитаже в честь 200-летия Отечественной войны 1812 года проходит выставка оловянных солдатиков. В музейных витринах маршируют, скачут на конях и переходят в нападение оловянные бойцы. Обмундирование, амуниция, оружие у них как настоящие. Фигурки старинные, сделаны в Германии. Как тогда, так и сейчас мастера, которые отливают оловянные армии, четко следуют историческим канонам. Фантазии здесь не приветствуются.


Оловянные солдатики коллекция в клубе кладоискателей

В Эрмитаже любят вспоминать, как у них случилось одно крупное пополнение музейной коллекции солдатиков. В 80-х годах прошлого века огромную коробку с оловянными фигурками принесли строители, которые разбирали печку в доме на Петроградской стороне.


Оловянные солдатики коллекция в клубе кладоискателей

Правда, из ряда вон выходящим этот случай не назовешь — такое и сейчас может случиться в городе, где целые кварталы столетних домов ждут реконструкции. Жгучую зависть коллекционера эта находка тоже вряд ли вызовет. Цена старых игрушек невелика, если речь не идет о сериях, выпущенных лимитированными тиражами. К тому же, когда оловянные солдатики были популярны, их выпускали тысячами, и до сих пор в мире их еще очень много.


Но тех солдатиков делали ремесленники. Сейчас изготовлением оловянной миниатюры все чаще занимаются скульпторы, художники и граверы высочайшего класса, которые превратили непритязательную игрушку в шедевр. Причем среди самых уважаемых и известных мастеров немало наших соотечественников, в том числе и петербуржцев.


Оловянные солдатики коллекция в клубе кладоискателей

Небольшие фигурки воинов находили еще в древнеегипетских гробницах. Но оловянный солдатик как таковой ступил на свой героический путь в 1839 году, когда в Нюрнберге начал работать Эрнст Хайнрихсен, основатель одной из самых известных европейских фирм по изготовлению солдатиков. С тех пор Германия была законодателем мод в этой теме. К нюрнбергскому типу относился и герой сказки Андерсена. Сейчас под солдатиками подразумевают две разные группы.


Первая — небольшие скульптуры или военно-исторические миниатюры: полководцы, солдаты разных армий, эпох, как правило объемные. Они не предназначены для игры. Это коллекционные вещи, изготовление которых, помимо мастерства, требует серьезных исторических знаний. Другая группа — солдатики, созданные именно как игрушки, хотя их тоже собирают.


Питерская студия оловянной миниатюры «Русский витязь» выполняет сей- час заказ для музея администрации президента — серию объемных миниатюр политических деятелей России, от Рюрика до Медведева. Высота фигурок — 300 мм. На изготовление каждой уходит до 4 месяцев. Жезл Ивана Грозного инкрустирован рубинами, Ленин держит под мышкой газету, на которой тщательно прорисованы буквы в заголовках. На осуществление проекта уйдут многие годы, но Путин и Медведев уже готовы.


Андрей Арсеньев, директор студии, рассказывает, что, когда они начинали, их продукция стоила недорого. Сегодняшние покупатели — люди с деньгами. Комплект средневековых арабских всадников «ушел» к королю Иордании, персонажи «Звездных войн» достались создателю саги Джорджу Лукасу. На втором и третьем местах по популярности — Иосиф Сталин, а также Цезарь с Александром Македонским. Первенство держит Наполеон.


Среди покупателей таких фигур много любителей настольной реконструкции (это одна из основных функций миниатюры), которые в компанию к Наполеону докупают войско. Если жилплощадь позволяет, то можно выстроить хоть целый полк. Правда, стоит это как новая Toyota Camry, пошутил один из крупнейших московских коллекционеров.


— Это требует сумасшедших площадей. Я видел сейфовые комнаты, снизу до потолка заставленные коробками и коробочками: шестьдесят, семьдесят тысяч фигурок, битком! Вот так некоторые состоятельные коллекционеры хранят свои собрания, — рассказывает Владимир Нуждин, питерский художник-гравер, который увлекся созданием военной миниатюры еще в конце 1970-х годов.


В 1996 году на международном конкурсе, проходившем в Берлине, он завоевал первый приз и был признан лучшим гравером Европы.


— Я с детства рисовал и с 16 лет занимался солдатиками — играл в них, коллекционировал. Мой Дядя в 1953 году был чемпионом мира по судомодельному спорту, и руками работать он меня учил, — рассказывает Владимир Нуждин. — Он же меня определил в ПТУ от Балтийского завода на специальность лекальщика. Там я получил первые навыки обработки металла.


Техника, в которой гравирует Владимир Нуждин, называется контррельеф. Это как вывернутая шляпа, шутит художник. Объемную миниатюру он может смоделировать, воспроизвести, имея лишь изображение. Видеть мир зеркально, но не в плоскости, а в глубине, невероятно сложно: тут и особая настройка полушарий мозга, и фокус зрения.


— После серьезных работ в реальное измерение возвращаешься не сразу, — признается мастер.


С 2003-го по 2005 год Владимир Нуждин выполнял заказ Министерства обороны РФ: к 60-летию победы в Великой Отечественной войне решено было сделать диораму «Парад Победы» для Центрального музея вооруженных сил. — тот самый, на котором советские солдатыпобедители бросали оземь захваченные фашистские знамена.


Нуждину выдали архивные фото и документальное кино, снятые во время парада. Фильм пришлось пересмотреть, по его словам, раз пятьсот, чтобы прочувствовать все нюансы. А нюансов множество. Так, художник заметил, что в строю были бойцы, которые хромали. Таких поддерживали плечами. А летчик Покрышкин знамя фронта нес супротив устава в левой руке — чтобы широкий бандажный ремень, который помогал держать немалый вес древка и материи, не закрывал всех его наград: три звезды Героя Советского Союза были, кроме него, только у Сталина и Кожедуба. И все это пришлось гравировать, чтобы показать, как было на самом деле.


— Вот на этой работе я глаза и потерял. Шутка ли, две тысячи фигур! Все расписать, да еще прорисовать все медали и ордена, — говорит Владимир Нуждин. — Тридцатимиллиметровая фигурка, а медалька, представляете, какого размера? А если она не одна, а целый «иконостас»? После этого мелкие детали, лица я уже не могу гравировать без увеличительных стекол. Но, с другой стороны, это грандиозная работа, апогей моей карьеры. Была бы жива мама, которая войну прошла, она была бы счастлива.


Таких граверов, как Владимир Нуждин, сейчас в мире не больше пятнадцати. В свои 55 он самый молодой. Новые специалисты не появляются — слишком многие навыки должен объединять в себе один человек. В 2005 году Королевское общество коллекционеров Дании попросило его гравировать фигурку андерсеновского культового героя, как его 200 лет назад мог видеть автор, взяв за основу иллюстрации в первом издании книги.


Так у питерского мастера появился свой собственный стойкий оловянный солдатик. Как скоро эти «игрушки» станут музейными экспонатами — лишь вопрос времени.


Иван Загвоздин, газета "Кладоискатель. Золото. Клады. Сокровища", февраль 2013.

Рейтинг: 0
Просмотров: 8623


Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация