Поиск и ЗАКОН
Давно собирался обобщить материал по теме "Поиск и Закон". В этой статье попытался обозначить основные проблемы. Особенно хочу подчеркнуть, что это все теоретические выкладки. Ваши замечания и практический опыт пишите в комментарии или на форум. Статья состоит из двух частей: Поисковая деятельность и Клад и находка.
Поисковая деятельность
Наверное, у многих использующих или собирающихся использовать металлоискатель возникают вопросы относительно законности его использования. С одной стороны понятно, что хождение с металлоискателем никакого вреда никому не приносит. Копание земли лопатой тоже дело не запрещенное. Но что-то подсказывает, что совмещение одного с другим может в корне изменить ситуацию. И это действительно так. Дело в том, что деятельность человека с металлоискателем и(или) лопатой может быть истолкована как археологическая разведка или археологические раскопки. В принципе, для этого достаточно одной лопаты. И это не единственная причина возможных проблем. Давайте попробуем разобраться, как нужно себя вести, что все было хорошо.
Для начала я хочу описать ситуацию, которая иногда случается. На том или ином форуме появляется пост Васи (Пети, Саши, Маши) о том, что, дескать, не надо ездить в деревню Гадюкино ибо там живут совершенно не адекватные люди, которые очень плохо относятся к поисковикам. А дальше идет рассказ, как Вася с Петей (Машей, Сашей и т.д.) поехал по осени в это Гадюкино. Как они нашли чудесное поле, на котором росла маленькая зеленая трава, как они колесили по этому полю, какие были замечательные на этом поле находки. А потом прибежали неадекватные гадюкинские мужики и, не говоря ни слова, навешали люлей Васе (Пете, Саше и т.д.). Приборы они завязали на узлы, а в следующий раз обещали еще воткнуть сами знаете куда. Так что, не езжайте в Гадюкино - там живут идиоты. Вот такое сообщение. А на самом деле, за Гадюкино можно только порадоваться. Тихо-тихо, очень тяжело, но деревня наша возрождается. А идиоты это сами горе-поисковики. Они получили по шее совсем не из-за своей любви к археологии (отношения с археологией - это вообще отдельная тема), а из-за того, что сначала поездили по озимым, а потом еще начали там ямы копать. Такой же результат мог быть и при проведении "раскопок" на чужом огороде, вблизи церквей, памятников и т.д. Т.е эти "проблемы" не имеют ничего общего с поиском. Если человек идиот, то и взяв в руки металлоискатель - он остается идиотом. Я могу утверждать, что 99% проблем можно избежать просто благодаря адекватному поведению. Главное правило - ваши действия не должны создавать проблем другим людям, в том числе не должны быть оскорбительными. В принципе этого правила вполне достаточно для спокойной поисковой деятельности. Однако, возможны ситуации, когда вы, сами того не ведая, вторгнетесь в зону чьих-то интересов или станете объектом давления со стороны третьих лиц (местной администрации, участковых, лесников и: не знаю кого еще). В такой ситуации может оказаться кто угодно. Например, водитель транспортного средства, охотник, рыбак или просто турист. Поводов пристать к человеку можно найти много. Поэтому в этой ситуации защитить себя можно только знанием закона (откровенно противоправные действия сейчас обсуждать не будем они напрямую с поиском никак не связаны). Да, и отдельная тема, что делать с кладом! Какие вы имеете права на найденный клад и, вообще, что такое клад и как его делить и с кем. На все эти вопросы мы ответим ниже.
Но давайте по порядку. Сначала попробуем определиться, какие ограничения имеет само занятие. Металлоискатель вы можете купить абсолютно свободно на законных основаниях в любом месте. Т.е. никаких ограничений на оборот подобной техники нет. А на сколько законно использование металлоискателя? Здесь тоже нет ничего принципиально нового. Использование металлоискателя, как и любого другого инструмента, должно осуществляться в рамках закона. Но в силу того, что металлоискатель является достаточно специфическим инструментом, с помощью которого его владелец порой вторгается в сокрытое от чужих глаз и, возможно, становится обладателем разного рода ценных, а порой и опасных предметов, его использование имеет свою специфику.
Выше мы уже сказали, что использовать металлоискатель можно открыто и законно. Но ведь что-то нам подсказывает, что его использование, например, на Красной площади чревато неприятностями (хотя место перспективное). В чем здесь дело? Дело в том, что любая деятельность, имеющая своей целью обнаружить предметы древности, может быть расценена, как археологические работы (и не важно, есть у вас при себе металлоискатель или вы пользуетесь одной лопатой). В тоже время, копание земли лопатой где-то в поле может быть с археологией вовсе никак не связано. Поэтому первым делом определимся, где можно, а где нельзя копать. На практике это сделать достаточно сложно. В теории все относительно ясно. Существует целый ряд территорий, которые имеют особый охраняемый статус. К таким территориям относятся районы, где расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры народов Российской Федерации, кладбища, воинские захоронения и некоторые другие объекты). Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации охраняются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - ЗОКН).
Статья 33. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия
1. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Таким образом, любой человек с лопатой, находящийся на объекте культурного наследия, может быть обвинен в попытке его разрушения и т.п. Поэтому нужно четко понимать, какие объекты могут быть отнесены к культурному наследию. Описание этих объектов дано в статье 3 ЗОКН.
Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Как видно из текста выше - к объектам культурного наследия может быть отнесено практически, что угодно. В п. 8 ст. 45 ЗОКН определен порядок проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. Пункты 8 и 9 разъясняют обязанности лиц, проводивших подобные работы:
Статья 45. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия
8. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (далее - археологические полевые работы) проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия.
9. Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
10. Отчет о выполненных археологических полевых работах и вся полевая документация в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) на право их проведения подлежат передаче на хранение в Архивный фонд Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
А статья 61 ЗОКН определяет ответственность за нарушение этого Федерального Закона.
Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
1. За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
После прочтения того, что я написал выше у многих могут опуститься руки. Что делать!? Куда не наступи - везде может оказаться объект культурного наследия. Подождите унывать. Кроме плохих известий есть еще несколько. Оказывается обязанности по сохранению объектов культурного наследия есть не только у граждан, но и у Государства. Статья 9 ЗОКН определяет полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Обратим внимание на пункт 9.
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
9) формирование и ведение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
Т.е. все выявленные объекты культурного наследия должны быть включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Статья 27 ЗОКН обязывает собственников объектов культурного наследия или органы исполнительной власти устанавливать информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия.
Статья 27. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия
1. На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
Нужно четко понимать, что отсутствие подобной надписи вовсе не является гарантией того, что объект не включен в реестр, т.е. не является особо охраняемым. Более того, закон охраняет не только то, что включено в реестр - и это нужно понимать и ориентироваться на Статью 3 ЗОКН.
В свете сказанного, естественно встает вопрос о том, кто следит за исполнением правил охраны использования объектов культурного наследия. Ответственные определены в статье 23.57 Кодекса об административных правонарушениях.
Статья 23.57. Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия
1. Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13, 7.14, 7.16 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, его заместители;
2) руководители уполномоченных структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
3) руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, их заместители.
Как видим, дела рассматриваются чиновниками достаточно высокого ранга. Для Московской области - это как минимум заместитель министра по культуре! С одной стороны - это подчеркивает важность дела, а с другой очевидную забюрократизованность. Но тут важно понимать о каких административных нарушениях идет речь - это статьи 7.13, 7.14, 7.16. Приведем их текст.
Статья 7.13. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны
1. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 7.14. Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия
Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 7.16. Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения
Тест не привожу, статья не к нам.
Обратите внимание на отсутствие статьи 7.15.!! В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 7.15 Кодекса, рассматривают судьи. По общему правилу дела об административных правонарушениях, указанных в ч. I ст. 23.1 Кодекса, рассматриваются мировыми судьями. Итак, статья 7.15
Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения
Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) в случаях, если наличие разрешения (открытого листа) обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок.
А теперь последний штрих - кто вправе составить протокол об административных правонарушениях в сфере культурного наследия?
Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, указаны в ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
"1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации:
3. должностные лица органов внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями... 7.11 - 7.15..." (в том числе о нарушении требований сохранения объектов культурного наследия, о проведении земляных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, о ведении археологических разведок или раскопок без разрешения).
Таким образом, если вы встретите в поле министра, заместителя министра или кого-то из их коллег - они вполне могут, в случае если застанут вас за разрушением объекта культурного наследия, составить протокол в соответствии со статьей 7.15. КоАП Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения. То же самое могут сделать сотрудники милиции.
На этом можно завершить обзор гражданского законодательства, применительно к поисковикам и кладоискателям.
И уже можно подвести итоги на основании того, что мы узнали. Итак, государство декларирует защиту объектов культурного наследия, подводя под определение объекта культурного наследия практически любое достопримечательное место (строение и т.д.). Вместе с тем, государство берет на себя обязательство ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия. Кроме того, государство обязывает собственников объектов культурного наследия устанавливать надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Что из всего этого следует для поисковика - кладоискателя? В теории, из этого следует, что на объектах имеющих соответствующие надписи и(или) обозначения поисковик не должен осуществлять мероприятия, которые могут быть расценены, как нарушающие особый режим этих объектов. Так же следует поступить, если объект не имеет специальных обозначений, но имеет признаки объектов, перечисленных в статье 3 ЗОКН.
На практике - кладоискатель всегда должен руководствоваться своей совестью и здравым смыслом. Этого в большинстве случаев будет достаточно.
Однозначно, проводить самостоятельные раскопки без разрешения на объектах очевидно относящимся к памятникам культуры нельзя! Любому нормальному человеку должно быть понятно, что проводить раскопки на кладбищах, в местах массовых захоронений, в Храмах - нельзя!!!
Что касается городищ, мест старых деревень, старых дорог и т.д. Формально все эти места можно отнести к местам культурного наследия (городища - точно можно). Но, решая вопрос о возможности поиска на этих объектах нужно, безусловно, учитывать масштабы предполагаемой деятельности. Из года в год трактора запахивают сотни старых деревень и никто не переживает по этому поводу.
На практике, руководствуясь совестью и здравым смыслом вы на 99% избавляете себя от возможных проблем. Если какое-то должностное лицо предъявляет вам претензии относительно вашей деятельности - поинтересуйтесь, включен ли объект, на котором вы находитесь, в реестр объектов культурного наследия, где установлены соответствующие информационные таблички? Если нет, то на каком основании должностное лицо предполагает, что объект попадает под статус особо охраняемых и каким образом ваша деятельность нанесла ущерб этому объекту и, как этот ущерб может быть оценен? На каком основании должностное лицо полагает, что ваша деятельность вообще попадает под определение "археологическая разведка или раскопки". Ответить на все эти вопросы без привлечения специалистов археологов участковый милиционер не в силах! Ну и конечно надо поинтересоваться имеет ли это должностное лицо право составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере культурного наследия? Если да, то он может составить протокол и дальше будет разбираться суд. Поэтому из протокола должно быть ясно, что именно предстало перед глазами должностного лица. Если это проломленные стены или откопанный фундамент церкви 12 века - то привлекут к административной ответственности и правильно сделают. За умышленное разрушение памятника - могут привлечь и к уголовной. Но если речь идет о десятке ямок на 1 гектаре - то никто ничего составлять, скорее всего, не будет. Я говорю, скорее всего, так как вариантов много и времена меняются. Я помню, как лет восемь назад видел папу с сыном, лет двенадцати, которые ходили с металлоискателем по Бородинскому полю, непосредственно рядом с музейными экспозициями. Тогда это вызывало интерес со стороны окружающих. Сейчас я бы так делать не стал бы. Сейчас наверняка попросят прекратить занятие, а в случае неповиновения вполне могут составить протокольчик. Но это музей - Бородинское поле. На остальных просторах Родины, пока, копать можно свободно. Что бы случайно не капнуть, где совсем не полагается кладоискатель должен знать, что кроме ЗОКН существует Указ Президента России от 20 февраля 1995 года № 176. Этот Приказ утвердил перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. По сути - это есть перечень тех объектов, где можно ожидать исполнения Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Скачать перечень можно здесь (
Давно собирался обобщить материал по теме "Поиск и Закон". В этой статье попытался обозначить основные проблемы. Особенно хочу подчеркнуть, что это все теоретические выкладки. Ваши замечания и практический опыт пишите в комментарии или на форум. Статья состоит из двух частей: Поисковая деятельность и Клад и находка.
Поисковая деятельность
Наверное, у многих использующих или собирающихся использовать металлоискатель возникают вопросы относительно законности его использования. С одной стороны понятно, что хождение с металлоискателем никакого вреда никому не приносит. Копание земли лопатой тоже дело не запрещенное. Но что-то подсказывает, что совмещение одного с другим может в корне изменить ситуацию. И это действительно так. Дело в том, что деятельность человека с металлоискателем и(или) лопатой может быть истолкована как археологическая разведка или археологические раскопки. В принципе, для этого достаточно одной лопаты. И это не единственная причина возможных проблем. Давайте попробуем разобраться, как нужно себя вести, что все было хорошо.
Для начала я хочу описать ситуацию, которая иногда случается. На том или ином форуме появляется пост Васи (Пети, Саши, Маши) о том, что, дескать, не надо ездить в деревню Гадюкино ибо там живут совершенно не адекватные люди, которые очень плохо относятся к поисковикам. А дальше идет рассказ, как Вася с Петей (Машей, Сашей и т.д.) поехал по осени в это Гадюкино. Как они нашли чудесное поле, на котором росла маленькая зеленая трава, как они колесили по этому полю, какие были замечательные на этом поле находки. А потом прибежали неадекватные гадюкинские мужики и, не говоря ни слова, навешали люлей Васе (Пете, Саше и т.д.). Приборы они завязали на узлы, а в следующий раз обещали еще воткнуть сами знаете куда. Так что, не езжайте в Гадюкино - там живут идиоты. Вот такое сообщение. А на самом деле, за Гадюкино можно только порадоваться. Тихо-тихо, очень тяжело, но деревня наша возрождается. А идиоты это сами горе-поисковики. Они получили по шее совсем не из-за своей любви к археологии (отношения с археологией - это вообще отдельная тема), а из-за того, что сначала поездили по озимым, а потом еще начали там ямы копать. Такой же результат мог быть и при проведении "раскопок" на чужом огороде, вблизи церквей, памятников и т.д. Т.е эти "проблемы" не имеют ничего общего с поиском. Если человек идиот, то и взяв в руки металлоискатель - он остается идиотом. Я могу утверждать, что 99% проблем можно избежать просто благодаря адекватному поведению. Главное правило - ваши действия не должны создавать проблем другим людям, в том числе не должны быть оскорбительными. В принципе этого правила вполне достаточно для спокойной поисковой деятельности. Однако, возможны ситуации, когда вы, сами того не ведая, вторгнетесь в зону чьих-то интересов или станете объектом давления со стороны третьих лиц (местной администрации, участковых, лесников и: не знаю кого еще). В такой ситуации может оказаться кто угодно. Например, водитель транспортного средства, охотник, рыбак или просто турист. Поводов пристать к человеку можно найти много. Поэтому в этой ситуации защитить себя можно только знанием закона (откровенно противоправные действия сейчас обсуждать не будем они напрямую с поиском никак не связаны). Да, и отдельная тема, что делать с кладом! Какие вы имеете права на найденный клад и, вообще, что такое клад и как его делить и с кем. На все эти вопросы мы ответим ниже.
Но давайте по порядку. Сначала попробуем определиться, какие ограничения имеет само занятие. Металлоискатель вы можете купить абсолютно свободно на законных основаниях в любом месте. Т.е. никаких ограничений на оборот подобной техники нет. А на сколько законно использование металлоискателя? Здесь тоже нет ничего принципиально нового. Использование металлоискателя, как и любого другого инструмента, должно осуществляться в рамках закона. Но в силу того, что металлоискатель является достаточно специфическим инструментом, с помощью которого его владелец порой вторгается в сокрытое от чужих глаз и, возможно, становится обладателем разного рода ценных, а порой и опасных предметов, его использование имеет свою специфику.
Выше мы уже сказали, что использовать металлоискатель можно открыто и законно. Но ведь что-то нам подсказывает, что его использование, например, на Красной площади чревато неприятностями (хотя место перспективное). В чем здесь дело? Дело в том, что любая деятельность, имеющая своей целью обнаружить предметы древности, может быть расценена, как археологические работы (и не важно, есть у вас при себе металлоискатель или вы пользуетесь одной лопатой). В тоже время, копание земли лопатой где-то в поле может быть с археологией вовсе никак не связано. Поэтому первым делом определимся, где можно, а где нельзя копать. На практике это сделать достаточно сложно. В теории все относительно ясно. Существует целый ряд территорий, которые имеют особый охраняемый статус. К таким территориям относятся районы, где расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры народов Российской Федерации, кладбища, воинские захоронения и некоторые другие объекты). Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации охраняются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - ЗОКН).
Статья 33. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия
1. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Таким образом, любой человек с лопатой, находящийся на объекте культурного наследия, может быть обвинен в попытке его разрушения и т.п. Поэтому нужно четко понимать, какие объекты могут быть отнесены к культурному наследию. Описание этих объектов дано в статье 3 ЗОКН.
Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Как видно из текста выше - к объектам культурного наследия может быть отнесено практически, что угодно. В п. 8 ст. 45 ЗОКН определен порядок проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. Пункты 8 и 9 разъясняют обязанности лиц, проводивших подобные работы:
Статья 45. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия
8. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (далее - археологические полевые работы) проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия.
9. Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
10. Отчет о выполненных археологических полевых работах и вся полевая документация в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) на право их проведения подлежат передаче на хранение в Архивный фонд Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
А статья 61 ЗОКН определяет ответственность за нарушение этого Федерального Закона.
Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
1. За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
После прочтения того, что я написал выше у многих могут опуститься руки. Что делать!? Куда не наступи - везде может оказаться объект культурного наследия. Подождите унывать. Кроме плохих известий есть еще несколько. Оказывается обязанности по сохранению объектов культурного наследия есть не только у граждан, но и у Государства. Статья 9 ЗОКН определяет полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Обратим внимание на пункт 9.
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
9) формирование и ведение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
Т.е. все выявленные объекты культурного наследия должны быть включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Статья 27 ЗОКН обязывает собственников объектов культурного наследия или органы исполнительной власти устанавливать информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия.
Статья 27. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия
1. На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
Нужно четко понимать, что отсутствие подобной надписи вовсе не является гарантией того, что объект не включен в реестр, т.е. не является особо охраняемым. Более того, закон охраняет не только то, что включено в реестр - и это нужно понимать и ориентироваться на Статью 3 ЗОКН.
В свете сказанного, естественно встает вопрос о том, кто следит за исполнением правил охраны использования объектов культурного наследия. Ответственные определены в статье 23.57 Кодекса об административных правонарушениях.
Статья 23.57. Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия
1. Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13, 7.14, 7.16 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, его заместители;
2) руководители уполномоченных структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
3) руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, их заместители.
Как видим, дела рассматриваются чиновниками достаточно высокого ранга. Для Московской области - это как минимум заместитель министра по культуре! С одной стороны - это подчеркивает важность дела, а с другой очевидную забюрократизованность. Но тут важно понимать о каких административных нарушениях идет речь - это статьи 7.13, 7.14, 7.16. Приведем их текст.
Статья 7.13. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны
1. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 7.14. Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия
Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 7.16. Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения
Тест не привожу, статья не к нам.
Обратите внимание на отсутствие статьи 7.15.!! В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 7.15 Кодекса, рассматривают судьи. По общему правилу дела об административных правонарушениях, указанных в ч. I ст. 23.1 Кодекса, рассматриваются мировыми судьями. Итак, статья 7.15
Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения
Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) в случаях, если наличие разрешения (открытого листа) обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок.
А теперь последний штрих - кто вправе составить протокол об административных правонарушениях в сфере культурного наследия?
Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, указаны в ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
"1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации:
3. должностные лица органов внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями... 7.11 - 7.15..." (в том числе о нарушении требований сохранения объектов культурного наследия, о проведении земляных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, о ведении археологических разведок или раскопок без разрешения).
Таким образом, если вы встретите в поле министра, заместителя министра или кого-то из их коллег - они вполне могут, в случае если застанут вас за разрушением объекта культурного наследия, составить протокол в соответствии со статьей 7.15. КоАП Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения. То же самое могут сделать сотрудники милиции.
На этом можно завершить обзор гражданского законодательства, применительно к поисковикам и кладоискателям.
И уже можно подвести итоги на основании того, что мы узнали. Итак, государство декларирует защиту объектов культурного наследия, подводя под определение объекта культурного наследия практически любое достопримечательное место (строение и т.д.). Вместе с тем, государство берет на себя обязательство ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия. Кроме того, государство обязывает собственников объектов культурного наследия устанавливать надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Что из всего этого следует для поисковика - кладоискателя? В теории, из этого следует, что на объектах имеющих соответствующие надписи и(или) обозначения поисковик не должен осуществлять мероприятия, которые могут быть расценены, как нарушающие особый режим этих объектов. Так же следует поступить, если объект не имеет специальных обозначений, но имеет признаки объектов, перечисленных в статье 3 ЗОКН.
На практике - кладоискатель всегда должен руководствоваться своей совестью и здравым смыслом. Этого в большинстве случаев будет достаточно.
Однозначно, проводить самостоятельные раскопки без разрешения на объектах очевидно относящимся к памятникам культуры нельзя! Любому нормальному человеку должно быть понятно, что проводить раскопки на кладбищах, в местах массовых захоронений, в Храмах - нельзя!!!
Что касается городищ, мест старых деревень, старых дорог и т.д. Формально все эти места можно отнести к местам культурного наследия (городища - точно можно). Но, решая вопрос о возможности поиска на этих объектах нужно, безусловно, учитывать масштабы предполагаемой деятельности. Из года в год трактора запахивают сотни старых деревень и никто не переживает по этому поводу.
На практике, руководствуясь совестью и здравым смыслом вы на 99% избавляете себя от возможных проблем. Если какое-то должностное лицо предъявляет вам претензии относительно вашей деятельности - поинтересуйтесь, включен ли объект, на котором вы находитесь, в реестр объектов культурного наследия, где установлены соответствующие информационные таблички? Если нет, то на каком основании должностное лицо предполагает, что объект попадает под статус особо охраняемых и каким образом ваша деятельность нанесла ущерб этому объекту и, как этот ущерб может быть оценен? На каком основании должностное лицо полагает, что ваша деятельность вообще попадает под определение "археологическая разведка или раскопки". Ответить на все эти вопросы без привлечения специалистов археологов участковый милиционер не в силах! Ну и конечно надо поинтересоваться имеет ли это должностное лицо право составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере культурного наследия? Если да, то он может составить протокол и дальше будет разбираться суд. Поэтому из протокола должно быть ясно, что именно предстало перед глазами должностного лица. Если это проломленные стены или откопанный фундамент церкви 12 века - то привлекут к административной ответственности и правильно сделают. За умышленное разрушение памятника - могут привлечь и к уголовной. Но если речь идет о десятке ямок на 1 гектаре - то никто ничего составлять, скорее всего, не будет. Я говорю, скорее всего, так как вариантов много и времена меняются. Я помню, как лет восемь назад видел папу с сыном, лет двенадцати, которые ходили с металлоискателем по Бородинскому полю, непосредственно рядом с музейными экспозициями. Тогда это вызывало интерес со стороны окружающих. Сейчас я бы так делать не стал бы. Сейчас наверняка попросят прекратить занятие, а в случае неповиновения вполне могут составить протокольчик. Но это музей - Бородинское поле. На остальных просторах Родины, пока, копать можно свободно. Что бы случайно не капнуть, где совсем не полагается кладоискатель должен знать, что кроме ЗОКН существует Указ Президента России от 20 февраля 1995 года № 176. Этот Приказ утвердил перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. По сути - это есть перечень тех объектов, где можно ожидать исполнения Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Скачать перечень можно здесь (
Рейтинг: 0
Просмотров: 2755