Двуглавый орел появляется на Руси в качестве государственного геральдического знака при великом князе Иване III. Широко известна княжеская печать 1497 г., на лицевой стороне которой изображен ездец, а на обороте - двуглавый орел. С этого времени российского двуглавого орла начинают изображать на самых разных предметах: оружии и мебели, предметах придворного обихода и гравюрах, знаменах и печатях и, конечно, монетах. На протяжении последних пятисот лет эти изображения многократно изменялись стилистически и дополнялись геральдическими (корона, скипетр, держава, орденская цепь и др.) и негеральдическими элементами (картуши с портретами царей и императоров, детали, вензели и т. п.). Богато разнообразие изображений двуглавого орла и на русских монетах. Их выборочную подборку с комментариями мы представляем вашему вниманию.
1. 1654, Алексей Михайлович
2. 1705, Петр I
3. 1712, Петр I
4. 1727, Екатерина I
5. 1727, Петр II
6. 1739, Анна Иоановна
7. 1741, Иван III
8. 1754, Елизавета Петровна
9. 1757, Елизавета Петровна
10. 1753, Петр III
11. 1762, Петр III
12. 1763, Екатерина II
13. 1771, Екатерина II
14. 1796, Павел I
15. 1798, Павел I
16. 1801, Александр I
17. 1826, Николай I
18. 1827, Николай I
19. 1836, Николай I
20. 1856, Александр II
21. 1863, Александр II
22. 1883, Александр III
23. 1897, Николай II
24. 1918, Армавир
25. 1992, Банк России
На ефимке 1654 года (1) двуглавый орел изображен под одной
короной. Сразу оговоримся, что на различных памятниках встречаются самые
разные варианты государственного орла: под одной, двумя, тремя
коронами, со скипетром и державой, а также без них, с изображением
ездеца, единорога, вензелей, Андреевского креста, портретов на груди и
т. д. В связи с монетами 1654 г. следует отметить, что к этому времени
двуглавый орел изображается с тремя коронами (с 1625 г.) и с ездецом на
груди. С 1654 г. орла начинают изображать с поднятыми крыльями, а на
монетах еще сохраняется тип, появившийся в конце XV века.
Двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой в лапах (2-5) изображен на серебряных монетах 1699-1729, медных монетах 1700-1755 гг. и других нумизматических памятниках. С 1710 г. начинают изображать геральдическую императорскую корону (3) хотя до принятия императорского титула Петром I еще 11 лет. Это явление отмечается и на полковых знаменах с 1712 г. и на других произведениях прикладного и изобразительного искусства.
Двуглавый орел под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах, со Св. Георгием на груди и цепью со знаком ордена Св. Андрея (6-8, 11, 12, 14, 16) изображен на золотых монетах 1701 - 1796 гг., серебряных монетах 1730-1796, 1801-1826 гг. и медных монетах 1758-1796, 1801-1830 гг. Впервые цепь со знаком ордена Св. Андрея изображена на пробной полтине 1699 г. Важно отметить, что на ней изображен первый образец знака ордена в виде Андреевского креста с тремя орлами, измененный в 1709 г. на общепринятый образец в виде двуглавого орла с Андреевским крестом на груди.
Иногда на груди орла были помещены нетрадиционные изображения:
- гербы Риги и Ревеля на монетах для Прибалтийских провинций (9);
- соединенные гербы России и Шлезвиг-Гольштейна (10) по случаю провозглашения герцога Петра наследником российского престола;
- щит с датой чеканки (13);
- щит с гербом княжества Иевер, напоминающий, что Павел I имел титул князя Иеверского (15);
- герб Польши (18).
Особый тип государственного орла под одной короной, без скипетра и державы (17) изображен на золотых монетах 1817-1831 гг., серебряных монетах 1826-1831 гг., медных 1827, 1830-1839 гг. Этот образец орла был особенно популярен в российской военной геральдике (знамена и штандарты, киверные знаки и т.д.).
Одновременно с вышеописанным орлом с распростертыми крыльями в первой половине XIX века в русской государственной геральдике используют и другой тип двуглавого орла - с поднятыми крыльями, под тремя коронами, со Св. Георгием, цепью ордена Св. Андрея, со скипетром и державой в лапах и титульными гербами на крыльях (19, 20). Такой орел изображен на государственной печати и на платиновых, золотых и серебряных монетах 1832-1858 гг., медных монетах 1849-1858 гг. и на всех монетах с двойным обозначением номинала (русским и польским).
В 1856 г. в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Кене, в России был введен новый тип государственного орла, встречающийся на всех монетах 1859-1917 гг. (21-23).
В 1917 г. для печати Временного правительства художником И. Билибиным был сделан рисунок государственного орла, имевший в основе изображение орла с печати великого князя Ивана III. Это изображение можно видеть на нумизматических памятниках 1917-1918 гг. (24) и оно же было повторено на монетах, выпущенных в 1992 г. Центральным банком России (25).
Г. ВИЛИНБАХОВ
Государственный Эрмитаж
В заключении отметим, что при составлении этих комментариев была
использована книга В. В. Узденикова "Монеты России 1700-1917", М., 1985.
статья "Герб на монете" из газеты "Миниатюра"
нумизматическое приложение "Старая монета"
вып. № 3, июнь 1993 г.
А мне если память не изменяет , орел двух главый пришёл к нам из Византии . Когда наш царь не помню точно какой взял в жёны дочь Софью императора Византии Константина , вот и с ней пришёл двух главый орел .
Иван 3 и взял в жёны Софью из рода Палеологов, на тот момент уже практически царей без царства. Мутная, кстати, была барышня... Хотя, что с неё взять, в Византии других в царском роду и не водилось.
Дед Грозного, Иван III женат был дважды: в первый раз на тверской княжне, а во второй — на византийской царевне Софье (Зое) Палеолог.
Наиболее заметными воплощениями формировавшейся идеологии объединённой страны в исторической литературе принято считать новый герб — двуглавый орёл, и новый титул великого князя. Кроме того, отмечается, что именно в эпоху Ивана III зарождаются те идеи, которые чуть позже составят официальную идеологию Русского государства.
Перемены в положении великого московского князя, превратившегося из правителя одного из русских княжеств в повелителя обширной державы, не могли не привести к переменам в титулатуре. Как и его предшественники, Иван III пользовался (например, в июне 1485 года) титулом «великого князя всея Руси», что потенциально означало ещё и претензии на земли, находившиеся под властью великого князя Литовского (также именовавшегося, помимо прочего, «великим князем русским»). В 1494 году литовский великий князь выразил готовность признать этот титул. В полный титул Ивана III были включены также и названия земель, вошедших в состав России; теперь он звучал как «государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных». Ещё одним нововведением в титулатуре стало появление титула «самодержец», являвшегося калькой византийского титула «автократор» (греч. αυτοκράτορ). К эпохе Ивана III относятся и первые случаи использования великим князем титула «царь» (или «кесарь») в дипломатической переписке, — пока только в отношениях с мелкими германскими князьями и Ливонским орденом царский титул начинает широко использоваться в литературных произведениях. Этот факт чрезвычайно показателен: со времён начала монголо-татарского ига «царём» именовался хан Орды; к русским князьям, не имеющим государственной самостоятельности, такой титул почти никогда не применялся. Превращение страны из данника Орды в мощную независимую державу не прошло незамеченным и за границей: в 1489 году посол императора Священной Римской империи Николай Поппель от имени своего сюзерена предложил Ивану III королевский титул. Великий князь отказался, указав, что «мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы… а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».
Появление двуглавого орла в качестве государственного символа Русского государства зафиксировано в конце XV века: он изображён на печати одной из грамот, выданной в 1497 году Иваном III. Несколько ранее аналогичный символ появился на монетах тверского княжества (ещё до присоединения к Москве); ряд новгородских монет, отчеканенных уже под властью великого князя, также несёт этот знак. Относительно происхождения двуглавого орла в исторической литературе существуют различные мнения: так, наиболее традиционный взгляд на его появление в качестве государственного символа заключается в том, что орёл был заимствован из Византии, а принесла его с собой племянница последнего византийского императора и жена Ивана III, Софья Палеолог; восходит это мнение к Карамзину. Как отмечается в современных исследованиях, помимо явных сильных сторон, у этой версии есть и недостатки: в частности, Софья происходила из Мореи — с окраины Византийской империи; орёл появился в государственной практике едва ли не через два десятилетия после брака великого князя с византийской царевной; и, наконец, неизвестно ни о каких претензиях Ивана III на византийский престол. В качестве модификации византийской теории происхождения орла получила некоторую известность южнославянская теория, связанная со значительным использованием двуглавых орлов на окраинах византийского мира. Вместе с тем, следов подобного взаимодействия пока обнаружить не удалось, и сам облик двуглавого орла Ивана III отличается от его предполагаемых южнославянских прототипов. Ещё одной теорией происхождения орла можно считать мнение о заимствовании орла из Священной Римской империи, использовавшей этот символ с 1442 года — в этом случае эмблема символизирует равенство рангов императора Священной Римской империи и великого князя московского. Отмечают также, что одним из символом, изображавшимся на монетах Новгородской республики, являлся одноглавый орёл; в этой версии появление двуглавого орла на печати великого князя выглядит развитием местных традиций. Стоит отметить, что в настоящий момент однозначного мнения о том, какая из теорий точней описывает действительность, не существует.
Помимо принятия новых титулов и символики, заслуживают внимания также появившиеся в правление Ивана III идеи, составившие идеологию государственной власти. Прежде всего стоит отметить идею преемственности великокняжеской власти от византийских императоров; впервые эта концепция появляется в 1492 году, в труде митрополита Зосимы «Изложение Пасхалии». По мнению автора этого сочинения, Бог поставил Ивана III, как и «новаго царя Константина новому граду Констянтину, — Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя». Чуть позже подобное сравнение обретёт стройность в концепции «Москва — третий Рим», окончательно сформулированной монахом псковского Елизарова монастыря Филофеем уже при Василии III. Ещё одной идеей, идеологически обосновывавшей великокняжескую власть, была легенда о регалиях Мономаха и о происхождении русских князей от римского императора Августа. Отражённая в несколько более позднем «Сказании о князьях владимирских», она станет важным элементом государственной идеологии при Василии III и Иване IV. Любопытно, что, как отмечают исследователи, первоначальный текст легенды выдвигал в качестве потомков Августа не московских, а тверских великих князей.