Составить представление о степени драматизма ситуации позволяет видеосъемка, сделанная скрытой камерой и опубликованная совсем недавно: мы видим ландшафт, напоминающий изрытую кратерами поверхность неведомой планеты. Дальше объектив камеры скользит по обломкам древних колонн. Съемки были сделаны в Сирии, кратеры - это то, что осталось от одного из древних храмовых комплексов. Это следы "черных копателей", нелегальных искателей кладов.
Культурное наследие в опасности
Технология этого варварства такова: копатели вырывают шурфы глубиной до пяти метров, от которых расходятся веером подземные ходы. Добыча - древние сосуды, печати, украшения - переходят в руки хорошо организованной международной сети торговли древностями. Конечным пунктом назначения, кроме частных коллекций, нередко становятся респектабельные европейские галереи, антикварные и аукционные дома. А там их, в свою очередь, приобретают и уважаемые коллекционеры, эстеты и знатоки древних культур. Трагический парадокс ситуации в том, что значительная часть доходов от продаж поступает на счета фанатиков "исламского государства", разрушителей и ненавистников тех самых древних культур, которые европейцы привыкли именовать "колыбелью цивилизации".
Для того чтобы ясно указать на существование этой проблемы, в Берлине собралось около ста археологов, сотрудников музеев и политиков из более чем двадцати стран мира. Двухдневная конференция "Культурное наследие в опасности: черные раскопки и нелегальная торговля" прошла под эгидой министерства иностранных дел Германии и Фонда Прусского культурного наследия.
Не только Сирия и Ирак, но также Египет, Мексика, другие государства Африки и Латинской Америки, даже относительно благополучные Греция и Италия остаются зонами массовых нелегальных раскопок. По оценкам независимых экспертов, оборот этой процветающей отрасли мировой экономики составляет порядка восьми миллиардов долларов в год, начиная составлять конкуренцию нелегальной проституции и торговле наркотиками. Археологи считают, что в результате варварство последних двух-трех лет было уничтожено больше культурных ценностей, чем в течение предыдущих трех тысячелетий. Актуальная задача: попытаться спасти от окончательного уничтожения то, что еще можно спасти.
Уважаемые покупатели
"Приходится, к сожалению, признать, что больше всего тайных сделок с артефактами, добытыми "черными археологами", осуществляется именно в Германии, - сокрушенно констатирует глава Фонда Прусского культурного наследия Герман Парцингер (Hermann Parzinger). - Мы, немецкие археологи и ученые, не можем оказать непосредственного влияния на ситуацию в таких странах как Иран или Сирия. Но мы можем, по крайней мере, позаботиться о том, чтобы изменить ситуацию в нашей собственной стране".
Результатом двухдневной дискуссии стало вполне отчетливое требование: у каждого древнего объекта, будь ли это золотой сосуд ацтеков или осколок античной амфоры, при продаже в Германии должен иметься "паспорт", однозначно указывающий на его провенанс (происхождение). Более пристальному контролю должна быть подвернута и антикварная торговля, в первую очередь, аукционы, в массовом порядке сбывающие древние ценности. Последних некоторые участники конференции назвали "пособниками в сбыте краденого".
Кроме того, должны быть ужесточены правила ввоза античных ценностей в Германию. "Каждый, кто намерен ввести античный объект на территорию страны, обязан будет впредь иметь официальное решение на вывоз, выданное соответствующим ведомством страны происхождения", - заявила уполномоченная ФРГ по вопросам культуры Моника Грюттерс (MonikaGrütters). В противном случае объект будет конфискован.
"Калашниковы" против археологов
На конференции Герман Парцингер, имеющий опыт раскопок почти во всем мире, рассказал о своем личном опыте общения с "нелегальными конкурентами". 15 пятнадцать лет назад на севере Пакистана он с коллегами случайно вспугнул группу грабителей, буквально разбиравших на куски древний буддистский храм. На археологов тут же были направлены дула нескольких автоматов Калашникова, и ученые сочли за благо перейти в организованное отступление.
Вскоре после этого, в конце раскопочного сезона 2001 года, Парцингеру пришлось лично нанимать охрану, чтобы спасти от черных копателей раскопки кургана Аржан-2. Здесь, в окрестностях Тувы, экспедиция немецких и российских археологов обнаружила уникальное захоронение древних кочевников, которое тут же привлекло интерес грабителей. Словом, организаторы конференции в Берлине не понаслышке знают о сложности борьбы за сохранность древних ценностей.
Драматическое развитие ситуации в Сирии и Ираке лишь стало катализатором давней проблемы нелегального "копательства" - столь же давней, как и классическая археология. Опыт показывает, что принципиально ситуация может измениться лишь по мере того, как само население соответствующих стран начнет ценить собственное культурное достояние. Чтобы по мере сил поспособствовать этому процессу, отделение Немецкого археологического института в Каире уже много лет проводит воспитательную работу с египетскими школьниками, рассказывая им о значении и уникальности древней культуры их страны. Пока это, к сожалению, мало помогает.
все это имеет экономические корни.