14 января 2011
Черный копатель" не так страшен, как его малюют....

Сложившийся в сознании обывателя образ "черного археолога" не очень привлекателен. В СМИ их представляют как беспринципных охотников за наживой, глумящихся над древними могилами и уничтожающих бесценное культурное наследие. Иногда, конечно, такое случается. Однако на самом деле чаще их деятельность приносит пользу исторической науке.

Начнем с того, что серьезной коммерческой выгоды их деятельность, как правило, не приносит. Согласно свидетельствам самих "копарей" (именно так называют себя эти неофициальные любители старины), один "раскоп" приносит каждому его участнику не более пяти тысяч чистой прибыли. Остальные средства, полученные от продажи артефактов, идут на то, чтобы окупить расходы на экспедицию.
Конечно, речь идет о средних доходах, — иногда прибыль от продажи может исчисляться сотнями тысяч долларов. Однако такое бывает крайне редко и в большинстве случаев не в нашей стране, а где-нибудь на островах Карибского моря.
По рассказам отечественных черных археологов, только один из десяти раскопов способен принести хоть какую-то прибыль. Остальные девять — сплошные убытки. Правда, следует заметить, что среди копарей очень много тех, кто собирает древности не для продажи, а для пополнения собственной коллекции или обмена на недостающие экземпляры. Понятно, что для них раскопки вообще никогда не бывают прибыльными.
Да и рыночные цены на древние артефакты сейчас довольно низкие. Как рассказывают украинские копари, за 9 полтораков (серебряных монеток первой половины XVII века) дают всего лишь около 20 долларов. Рядовые древнеримские динарии стоят от 10 долларов за штуку, что тоже достаточно дешево. Не дороже стоят и другие предметы, которые чаще всего попадаются черным археологам: фибула или бляха идут всего за 10 долларов, а железный наконечник копья X века покупают за 1,5-2 доллара.
Так что, как видите, особой прибыли раскопки действительно не приносят. Поэтому логично предположить, что в большинстве случаев черными археологами движет не жажда наживы, а любовь к древностям, а также азарт и страсть к приключениям. Ну и, конечно, стремление разгадать тайны истории.
Что касается осквернения могил, то мне, если честно, не совсем понятно, почему осквернителями не считают вообще всех археологов (и антропологов заодно). Ведь копаться в захоронениях — их любимое дело. Однако, если официальная научная экспедиция вскрывает гробницу какого-то царя и уносит его останки в музей, — это почему-то считается в порядке вещей. А вот если то же самое сделают черные археологи (которые, как правило, забирают лишь ценные артефакты, а кости закапывают обратно), — все вокруг сразу начинают вопить об осквернении захоронений.
Обвинение в том, что черные археологи разрушают культурные ценности, также представляется весьма неубедительным. Хотя бы потому, что "белые" археологи сплошь и рядом занимаются тем же самым. Те, кто хоть раз принимал участие в археологической экспедиции, прекрасно знают, что в основном "копачем" занимаются не многоопытные профессора и доценты, а студенты и наемные рабочие. По моим личным впечатлениям, да и не только моим, эти "рядовые" армии археологов в процессе работы умудряются разрушить столько всего, что каждый вечер начальники раскопок за традиционным стаканчиком водки клянутся и божатся никогда больше не допускать до древностей этих "вандалов".
Происходит подобное в основном потому, что большинство "рядовых" совершенно не заинтересованы в результатах своей работы — им вовсе не хочется аккуратно раскапывать на жаре какие-то непонятные кирпичи, черепки и прочие камешки. Значительная часть таких работничков думают лишь о том, чтобы поскорее закончить смену и вернуться в прохладную палатку к припрятанной бутылочке охлажденного пива. Поэтому большинство работ и проводится, что называется, тяп-ляп.
В отличие от официальных археологов, копари проводят раскопки более тщательно, поскольку их интересует именно результат. И разрушений от их деятельности куда меньше, чем от экспедиции, в которой участвуют молодые балбесы, абсолютно не заинтересованные в сохранности культурных памятников. Не спорю, случается, что во время раскопок черные археологи разрушают объекты, не представляющие для них особой ценности. Но это следствие того, что их постоянно преследуют сотрудники правоохранительных органов и бандиты.
Кстати, чаще всего как вандалы ведут себя охотники за скифским золотом. Скифские артефакты из золота ценятся весьма дорого — от 100 долларов за грамм и выше. Неудивительно, что данная отрасль черной археологии не менее опасна, чем изыскания легендарного профессора Индианы Джонса (тоже, кстати, типичного черного археолога). Поэтому, как правило, "скифские копари" не работают в одиночку с лопатой, а "по-быстрому" сносят древние курганы и могильники экскаватором. Потому что, если действовать традиционными методами, можно легко расстаться со свободой и даже с жизнью.
В чем еще обвиняют копарей? В том, что они дилетанты, поскольку не ведут подробных описаний места и хода раскопок. Однако в нашей стране это просто невозможно: такого рода описания — неопровержимая улика, доказывающая преступление (ст. 243 УК РФ "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры"). Самое интересное, что больше никак нельзя доказать, что археологи нарушили закон: наличие раскопа или древних артефактов само по себе, как вы понимаете, ничего не доказывает. А вот обнаружение плана раскопок или детального описания — это уже доказательство правонарушения. Неудивительно, что никому из копарей и в голову не придет составлять подобные документы.
Что касается утверждения, будто черные археологи сплошь дилетанты, то это большое преувеличение. Их знаниям по истории и археологии может позавидовать любой профессор. Подобные нападки со стороны ученых, по всей видимости, объясняются тем, что эти дилетанты в свободное от основной работы время занимаются любимым делом — ищут древности, а не тратят свои силы на защиту бесполезных, с их точки зрения, диссертаций, составление отчетов и прочие бюрократические процедуры.
Возможно также, что именно поэтому копари и не стремятся вписаться в официальное научное сообщество. Устраивать же собственные музеи, институты и курсы по черной археологии у них нет никакой возможности, ведь во многих странах, в том числе и в России, их деятельность считается преступной. (Как вы думаете, разрешили бы, к примеру, наркоманам организовать Институт по изучению наркотиков?) Однако, как показывает опыт, если закон не запрещает черным археологам вести раскопки, то многие из них, как правило, создают частные музеи, в которых проводят исследования ученые из многих стран мира.
Хороший пример — история знаменитого "короля кладоискателей" Мелвина Фишера. Этот гражданин США больше половины своей жизни потратил на поиски затонувших кораблей знаменитого "серебряного каравана" — испанских галеонов, перевозивших награбленные сокровища индейцев из колоний в метрополию. За полвека им было найдено около десятка затонувших кораблей, самым известный из которых — испанский галеон "Аточа", налетевший на рифы в 1622 году. Стоимость клада, обнаруженного на "Аточе", исчислялась сотнями миллионов долларов. Это было воплощение мечты кладоискателей о старинном корабле, перегруженном золотом и драгоценностями.
Фишер не передал сокровища в музеи США. Часть добытого груза он распродал, причем за весьма большие деньги (в числе покупателей были не только частные коллекционеры, но и музеи многих стран мира), а другая часть до сих пор хранится в созданном им под конец жизни частном музее во Флориде. Причем на этом материале уже написаны десятки диссертаций и научных статей. Получается, что типичный черный археолог оказал мировой науке такую услугу, которую до него никто оказать не сумел. Кроме того, в ходе многолетних подводных экспедиций "король кладоискателей" создал оригинальную методику поиска и обследования затонувших кораблей. Ею до сих пор пользуются и официальные ученые.
Фишер, кстати, не единственный черный археолог, создавший собственный музей. Так, например, в 1982 году американец Барри Клиффорд нашел корабль "Уайда", капитаном которой был знаменитый пират Сэмуэль Беллами. Правда, Клиффорд не обнаружил на его борту золота и драгоценностей, о которых говорили многочисленные легенды. Зато нашел огромный арсенал пиратского оружия, обладающий немалой исторической и коллекционной ценностью.
Поэтому после экспедиции, чтобы окупить расходы, Клиффорд организовал парк-музей, в котором поднятые со дна предметы воссоздавали атмосферу жизни на пиратском судне. Этот "пиратский уголок" ежегодно посещают не только ученые, но и весьма далекие от науки люди. Например, съемочная группа фильма "Пираты Карибского моря".
Так что, как видите, не такие уж они и вредные эти черные археологи. Если бы их не преследовал закон и им разрешалось организовывать собственные музеи и исследовательские центры, то они могли бы разгадать множество исторических загадок. Как показывает опыт, у них это получается куда успешнее, чем у официальных ученых.

Рейтинг: 0
Просмотров: 2806


Комментарии и обсуждение

  • Сергей Михайлович (s513ss), Хабаровск, 30.03.2012 15:52
    Пенсионер-кладоискатель "нагулял" полмиллиона фунтов...

    Питер Бисли, большую часть своей жизни проработавший каменщиком, с детства мечтал заняться поисками сокровищ. Вдохновленный приключенческими романами, в непродолжительных отпусках он старался посвятить хотя бы немного времени любимому делу. Но толку от таких урывочных поисков было ноль. Поэтому британец твердо решил экономить буквально на всем. А скопив денег, после выхода на пенсию купить соответствующее оборудование и стать настоящим кладоискателем.
    Работать Бисли закончил в 2003 году и первую часть своего плана, касавшуюся закупки оборудования и начала поисков, осуществил сразу же. Последние годы перед пенсией он ночами напролет сидел в Интернете на специализированных форумах, изучая карты и перенимая теоретический опыт бывалых охотников за сокровищами.
    Друзья, знакомые и родственники подтрунивали над ним, когда он взахлеб рассказывал им о своих грандиозных планах. Заключались они в том, чтобы отыскать настоящее, как в книгах, сокровище — сундук с золотыми монетами или драгоценностями. "Такое бывает только в сказках, ты просто фильмов про пиратов насмотрелся", — шутили над Питером приятели. Но их насмешки не остудили его пыл. "Кто ищет, тот всегда найдет", — с неизменным оптимизмом отвечал пенсионер.
    Сейчас над ним больше никто не смеется. И неудивительно: в 68 лет Питер Бисли стал обладателем более 500 тысяч фунтов стерлингов (около 760 тысяч долларов), заработанных на продаже находок. Секрет своего успеха мужчина не скрывает. "Я даже во сне металлоискатель из рук не выпускал. Шучу, конечно, но в каждой шутке, как вы знаете, доля правды есть, — объясняет он. — Составил себе план на несколько лет вперед, подробную карту нарисовал, расчертил ее на квадраты и приступил к делу. Копал по шесть часов в день, как минимум три дня в неделю, больших перерывов себе не позволял, только по неотложным делам или если приболею. Практически как на работу ходил. Я думаю, упорный труд с вложением ума — это и есть залог успеха в любом деле".
    На экзотические острова в поисках клада британский пенсионер, конечно, не поехал — предпочел остаться неподалеку от места, где прожил всю жизнь, в Ватерлоовилле (Гемпшир). Упорством Питера можно только восхищаться: фактически целых семь лет он не переставал искать сокровища, хотя до недавнего времени фортуна не улыбалась ему ни разу. Но уж когда, наконец, улыбнулась, артефакты "посыпались" в руки Бисли как из рога изобилия.
    В начале нынешней весны он откопал античное украшение — древнеримский кулон, который, как установили эксперты, принадлежал весьма и весьма знатной особе, возможно даже царского рода. Оставлять такую реликвию у себя Питер не стал и после оформления соответствующих документов передал на аукцион, откуда кулон ушел с молотка в чью-то частную коллекцию за 30 тысяч фунтов (порядка 46 тысяч долларов). Чуть позже, возможно, предстоящей осенью, Бисли собирается выставить на торги найденное им ранее кольцо викинга, стартовая цена которого составит 80 тысяч фунтов (около 122 тысяч долларов). Но самый крупный его трофей — это целый клад из двух с половиной сотен древнеримских монет, обнаруженный где-то в районе Петерсфилда. Британский музей изъявил желание приобрести эти артефакты за 100 тысяч фунтов (более полутора сотен тысяч долларов). Если сложить вместе всю прибыль Питера от продажи найденных древностей, получится указанная выше сумма, поразившая воображение не только его знакомых, но и многих других британцев.
    "Я считаю себя не каким-то там копателем, а исследователем. Исторического образования у меня нет, археологического тоже. Вообще, если честно, у меня нет никакого образования, только школу закончил, — говорит Питер Бисли. — Но мне кажется, я уже имею право называть себя исследователем. В конце концов находка древних монет — это самое что ни на есть открытие. Многие кладоискатели, с которыми я общаюсь по Интернету, считают свое хобби бизнесом. Оно действительно может приносить прибыль, причем немалую, вы же видите на моем примере. Но я продолжаю считать поиски сокровищ делом для души, воплощением детской мечты".
    С появлением денег Бисли решил немного изменить свое расписание и начал уделять время изучению истории родного края — но, конечно, исключительно с целью последующего поиска сокровищ. "Трудно себе представить, что глубоко в земле, по которой мы ходим каждый день, лежат вещи, созданные много веков назад, — делится пенсионер. — И когда ты, пусть даже потратив на поиски много времени и сил, вдруг откапываешь нечто подобное, эмоции просто распирают. Это ощущение не передать словами. Я обычно говорю "это как выиграть джек-пот", но на самом деле все куда круче".
    Этот мужчина при всем своем поразительном упорстве не лишен сентиментальности: до сих пор он пользуется металлоискателем, купленным по дешевке у коллеги по работе в далеком 1979 году. Именно тогда, как считает сам Билси, его увлечение сокровищами начало приобретать какие-то реальные очертания. Была ли это воля судьбы или счастливое стечение обстоятельств, Питер не знает.
    "Я много лет работал каменщиком, это очень тяжелый труд. И, что ни говори, вредный для здоровья. Я приходил домой вечером и падал замертво на постель, даже душ принять иногда сил не было. В выходные лежал пластом перед телевизором. В общем, где-то в конце семидесятых у меня начало барахлить сердце. Врач выписал таблетки и намекнул, что работу, возможно, придется бросить, если я не смогу изменить свой образ жизни, — вспоминает британец. — Мы с ним обсудили все возможные варианты и решили, что я договорюсь с начальством об уменьшении рабочего времени, а на досуге буду совершать пешие прогулки, дышать свежим воздухом". Расхаживая по холмам в попытке восстановить здоровье, Бисли вдруг вспомнил о своей детской мечте — найти клад. И его осенило: чем бесцельно бродить по окрестностям, лучше заняться поисками, убив двух зайцев разом.
    В первые годы он кое-что находил, но исключительно по мелочи — например, плохо сохранившиеся монеты. Их Питер отдавал в качестве знака благодарности фермерам, на земле которых занимался поисками сокровищ. "Далеко не все разрешают копать в их владениях, — смеется британец. — Некоторые как услышат, что я клад ищу, так сразу начинают меня гнать взашей. И прямо провожают до границы своей земли, чтобы я, не дай бог, не вырыл сокровище и не унес с собой. Помню одного мужика, так он после моего прихода сам начал землю рыть. Все перекопал, но так ничего и не нашел. Так уж оно бывает, удача не всем улыбается".
    Планы у пенсионера просто наполеоновские: на вырученные от продажи артефактов деньги он собирается отправиться на континент, в Европу, и продолжить поиски сокровищ там. "Я никогда не выезжал за границу и вот на старости лет наконец-то могу себе это позволить, — с гордостью говорит Бисли. — Но, конечно, прохлаждаться и ходить на экскурсии с гидом я там не собираюсь. Подготовлюсь хорошенько, найду карты, составлю план, возьму мой старый добрый металлоискатель — и снова за дело".
  • Михаил (mishany), , 30.03.2012 15:52
    Надо бы ссылки ставить откуда перепечатаны статьи. А так журналюга не плохо написал про нас. Хоть кто-то отозвался удовлетворительно.
  • Олег (Olgerd70), Березники, 30.03.2012 15:52
    Неужели главное на копе-настрой?Вот соберёшься,думаешь-схожу,покопаю чего-нибудь!И накопаешь-только в приём цветмета годится снести.Будем учиться твёрдо настраиваться на редкости!А насчёт разрушения захоронений меня больше всего воротит от раскопок наших поисковых партий,вскрывающих братские могилы.Да,это нужно родственникам пропавших без вести солдат,узнать судьбу родного человека.Но лучше бы не показывали их работу!Кости беспорядочно засовываются в мешки,сваливаются в кучи в сараях,а затем ссыпаются в ямы-"братские могилы".Вандализм чистой воды!
  • Владимир (dengavv), Павловск, 30.03.2012 15:52
    )))))))))))))))
  • Сергей Михайлович (s513ss), Хабаровск, 30.03.2012 15:52
    Владислав Яньков СТРЕЛЫ.
    Пожалуй, каждый, кто хоть немного занимался поисками, находил хотя бы один наконечник стрелы. Оказывается, что это "послание из прошлого" может нам многое рассказать. Зазвенела натянутая тетива лука, и понеслась в смертельный полет беспощадная стрела. Судя по археологическим данным, человек применял лук и стрелы еще в эпоху мезолита. Благодаря этому грозному оружию представители рода человеческого смогли выжить в труднейших условиях первоз-
    данной природы. И пожалуй, не только выжить, но и занять в ней достойное место. Сначала люди применяли наконечники стрел, изготовленные из кости и плотных пород камня, в основном кремня (рис. 1, 2). В Восточной Европе
    наконечники стрел из кости численно преобладали среди других видов наконечников вплоть до середины I тысячелетия нашей эры. Все они были изготовлены довольно просто, что нисколько не умаляет их значения по сравнению с более поздними стрелами. Археологами отмечаются единичные факты использования древних наконечников стрел, в частности кремневых, в эпоху средневековья. А наконечники стрел из кости широко использовались вплоть до эпохи развитого средневековья.
    В бронзовом веке процесс изготовления наконечников стрел стал более совершенным: наряду с уже знакомыми наконечниками все шире стали ис-
    пользоваться более тяжелые (при тех же размерах) наконечники из бронзы. В ту пору они преимущественно были снабжены тремя лопастями, что придавало стреле большую устойчивость в полете (рис. 3). Практически ни одно сражение не обходилось без лучников и почти всегда начиналось с перестрелки. Надо отметить, что стрелы могли использоваться не только по своему прямому назначению,но и для устрашения противника, особенно в начале боя. Ведь стоило только сломить моральный дух противника, и можно было считать сражение выиг-
    ранным. Поэтому еще исстари применялись стрелы с особой насадкой на наконечники в виде свистунков (особая полая насадка на черешок или основание пера наконечника), изготовлявшихся как из кости, дерева, так и из железа. Спереди на наружной поверхности свистунка имелись специальные отверстия, в которые при полете стрелы с шумом входил поток встречного воздуха. Нетрудно представить себе смятение противника, впервые столкнувшегося с подобным оружием, он мог попросту отступить (рис. 4). Обучение воинскому искусству на Руси, в частности стрельбе из лука, начинали с детских лет. Свидетельством этому служат многочисленные находки фрагментов учебных детских луков, деревянных наконечников копий и мечей. Стоит вспомнить хотя бы тот факт, что свою первую победу, как свидетельствует летопись, князь Святослав одержал в
    946 г., когда ему было всего на всего три года. Сигналом к сражению между древлянами и ратью Ольги тогда послужило копье, брошенное ребенком, князем. Оно упало в ноги его собственному коню, и воевода Свенельд подал команду: "Князь уже начал; последуем дружина за князем". Шли века, но обучению детей военному ремеслу продолжало придаваться огромное значение. Подобным же образом поступали и другие многочисленные народы, населявшие территорию России. Так, шведский путешественник Петр Петрей, побывавший в России в
    начале 17 в., отмечал мастерство мордвы во владении луком: "Женщины так искусны и ловки, что стреляют из луков как мужчины. Они приучают к стрельбе и своих детей сызмала, и не прежде дают им обедать, пока они не попадут в поставленную для стрельбы цель или мету". Если внимательно посмотреть на стрелу, то можно заметить, что она состоит из нескольких составных частей. Это наконечник, древко и оперение, а в некоторых случаях у стрелы имелось и специальное ушко. Остановимся подробнее на описании каждой из них. Древко , основная часть стрелы, обеспечивавшая направление полета. Оно представляло собой круглый в сечении прямой деревянный или тростниковый стержень. На древке крепились наконечник, оперение, а иногда и костяное или другое ушко для накладывания на тетиву. Большинство стрел имеет ушко, вырезанное в самом древке. Древко должно было обладать прочностью и легкостью. На Руси древки делались из сосны, ели, березы, реже из других пород. Длина древнерусских стрел колебалась от 75 до 90 см (редко больше), толщина , от 7 до 10 мм.
    Поверхность древка стрелы делалась ровной и гладкой, иначе стрелок мог серьезно поранить руку. Древки обрабатывались с помощью костяных ножевых стругов и шлифовальных брусков из песчаника и других пород камня. Стрелы имели вес (судя по сохранившимся образцам) от 50 до 80 г при длине до 1 м и диаметре древка от 10 до 14 мм. Средняя дальность стрельбы из лука колебалась от 200 до 300 шагов, но известны случаи, когда прицельная стрельба велась на 500 и больше шагов. При стрельбе из лука с лошади дальность увеличивалась на 30,40%. Меткость и скорострельность стрельбы из лука были довольно велики. Лучник обычно мог выпустить в минуту от 8 до 12 стрел, из которых на дальности
    в 130 шагов почти все попадали в цель.
    В арабском наставлении по стрельбе из лука рекомендовалось, чтобы вес стрелы был от 15 до 20 дирхемов (42-57 г), вес наконечника составлял 1/7 веса стрелы, а оперения , 1/7 веса наконечника. Эти цифры очень близки к весовым соотношениям русских стрел. Вес большинства наконечников древнерусских стрел 8-10 г, но встречаются наконечники весом от 3 до 20 г. Применявшиеся для стрельбы из луков стрелы изготовлялись двух типов , простые и сложные.
    В былине о русском богатыре Дюке Степановиче дано прекрасное описание качеств и способа изготовления стрел:

    И колчан пошел с ним каленых стрел,
    А цена стреле десять рублев,
    А трем стрелам и цены нет,
    Цены нет и неведомо.
    А потому тем стрелам цены нет,
    Колоты они были из трость,дерева,
    Строганы те стрелы в Нове-городе,
    Клеены они клеем осетра,рыбы,
    Перены они перьями сиза орла...

    Иногда встречаются стрелы, изготовленные из различных сортов бамбука или тростника. Бамбук в качестве материала для стрел применялся главным образом у народов Юго-Восточной Азии. Простые стрелы изготовлялись в виде круглых, гладко обточенных древков. На конце древка делалось небольшое углубление для накладывания стрелы на тетиву. Сложные стрелы требовали для своего изго-
    товления большего искусства и лучших материалов, а потому и ценились гораздо дороже. Отличие сложных стрел от простых заключалось в том, что их древко состояло из четырех склеенных частей. Для их изготовления брусок квадратного сечения раскалывался на четыре части, а затем склеивался наружными сторонами внутрь. Этим бруску придавалась большая прочность: такие стрелы не изгибались и не коробились. Дальнейшая обработка и оснастка стрелы производилась так же, как и простой. Наконечник стрелы обеспечивал эффектив-
    ность поражения. Археологами найдены многие десятки тысяч наконечников. Это одна из самых частых находок на местах древних поселений человека,
    в изобилии их находят и при раскопках погребений. Ведь по верованиям древних, покойному в загробном мире стрелы, как и другое оружие, были совершенно необходимы. Наконечники насаживались на древко двумя способами в зависимости от формы насада: втулки или черешка. Втульчатые наконечники на древко надевались, а черешковые вставлялись в торец древка. Для прочности и насадка, и забивка производились с использованием клея. Черешковые наконечники после насадки закреплялись сверху обмоткой по клею, чтобы древко не раскололось. Конец древка поверх обмотки оклеивался тонкой полоской бересты, чтобы шероховатость не снижала скорости и не вызывала отклонений в полете. Втульчатые наконечники для Руси и кочевников не были характерны. Их распространение отмечается вдоль западных границ Древней Руси. Скорее всего, они заимствованы от западных соседей (немцев, чехов, поляков), у которых были широко распространены. Доля их находок на археологических памятниках Древней Руси составляет около одного процента от всех находок наконечников стрел. Остальные 99% наконечников являются черешковыми. Лишь в районе Прикамья втульчатые наконечники употреблялись со времен глубокой древности до средневековья. Ими пользовались местные финно-угорские племена. Втульчатый наконечник в изготовлении более трудоемкий, чем черешковый,
    характерен в основном для тяжелого древкового оружия дистанционного боя (например, для арбалета). Его долговечность и надежность обеспечивается более жестким креплением к древку, что исключает, по мнению некоторых специалистов, быструю поломку стрелы при встрече с относительно твердой поверхностью и соответственно предполагает многоразовое использование. Стрела, оснащенная черешковым наконечником, хоть и выполняла те же функции поражения цели, была более подвержена поломке и поэтому в принципе не предполагала мно-
    горазового использования (рис. 5). При изучении наконечников стрел было отмечено, что они имеют самые различные формы, зависящие от цели, для которой предназначались стрелы. Для стрельбы по незащищенному доспехами
    врагу и по коням противника наиболее эффективными были трехлопастные и плоские широкие наконечники стрел, наносившие широкие раны, вызывавшие сильное кровотечение и тем самым быстро выводившие пешего или конного врага из строя. В Древней Руси стрелы с широкими режущими наконечниками назывались срезнями (рис. 6). До 10 в. наиболее широкое распространение
    имели трехлопастные наконечники стрел. На рубеже 9-10 вв. у народов Восточной Европы и на Руси получили широкое распространение защитные железные доспехи (кольчуги, "дощатые" или пластинчатые панцири, когда металлические пластинки нашивались на кожаную основу куртки воина, щиты, железные шлемы, поножи, маски для лица и т. п.), и трехлопастные наконечники стали менее эффективно поражать цель. Им на смену постепенно пришли специальные наконечники, причем у каждого была своя, если так можно выразиться, специа-
    лизация. Противокольчужные наконечники с массивной головкой имели узкое длинное перо с хорошо заточенным остроконечным острием. Такие наконечники на огромной скорости словно в масло входили между стальными кольцами кольчуг, если противник не успевал укрыться от них щитом. Впрочем, и на щиты врагов при помощи оружия дальнего боя можно было найти управу. Наконечники стрел, изготовленные из твердой стали, по форме своего пера чем-то напоминающие обыкновенную отвертку или долото, легко пробивали шлемы, а в некоторых случаях даже раскалывали деревянные щиты противника, обтянутые кожей и иногда усиленные железным умбоном (рис. 7). Очень многие типы наконечников стрел использовались в строго определенные периоды времени (в среднем не менее четырех,пяти веков) и поэтому являются вполне надежным датирующим материалом. Впрочем, некоторые типы наконечников использовались в течение очень длительного периода. Например, шиловидные наконечники с простым упором появились на рубеже нашей эры и применялись даже позднее 14 в. С течением времени каждый тип претерпевал изменения в размерах, отделке и т. п., и поэтому в дальнейшем вполне возможно выделение вариантов отдельных типов, у которых период распространения, несомненно, сузится, что значительно поможет в датировке многих археологических памятников. Наконечники стрел свидетельствуют не только о разнообразии их типов, связанных с функциональным назначением. Они также отражают этни-
    ческую принадлежность, технический прогресс, пути распространения и характер взаимоотношений различных народов. Стрелы специального назначения также имели особые наконечники. Остановимся на них подробнее. До сих пор остается наиболее загадочным употребление специальных ритуальных стрел. Зачастую эти стрелы, несомненно, имевшие магическое значение в сознании людей, изготавливались из такого ценного металла как серебро; иногда встречаются железные наконечники стрел, покрытые тонким слоем золота. Возможно, с этой же целью на некоторых наконечниках стрел чертились загадочные значки и фигуры. Об употреблении ритуальных стрел некоторое представление дает мордовский народный эпос: мужчина-,воин по имени Текшонь, уходя отвоевывать землю предков, оставляет на крыше своего дома серебряную стрелу, и когда с
    ним случается беда, из стрелы начинает течь кровь. В данном случае стрела как предмет вооружения является олицетворением естества воина, истекающего кровью вдалеке от дома. Интересно, что в древности ритуальное умерщвление коня совершалось с помощью лука и стрел. Вот что пишет об этом побывавший на территории Среднего Поволжья в 15 в. венецианский путешественник Иосафат Барбаро: "В известное время года они выводят в поле лошадь и привязывают ей все четыре ноги и голову к кольям, вбитым в землю. Потом один из них, вооружен-
    ный луком и стрелами, став в известном расстоянии, пускает ей в грудь стрелы до тех пор, пока она падает мертвою. После этого ее обдирают и, съев мясо с некоторыми особенными обрядами, шкуру набивают соломою; причем весьма искусно зашивают ее, а вместо ног вставляют прямые палки, дабы чучело могло стоять как живая лошадь. По совершении этих церемоний все отправляются к какому либо дереву, у которого обрубают несколько ветвей и, прикрепив доску на вершине, ставят на нее самое чучело. Потом поклоняются ему, принося в дар со-
    болей, горностаев, куниц, белок, волков или другие какие-либо меха, которые прикрепляют к дереву, как мы прикрепляем свечи, так что оно почти все
    ими унизано". На некоторых археологических памятниках России до сих пор находят деревянные тупые наконечники стрел, специально предназначенные для
    охоты на пушного зверя. Охотнику было достаточно оглушить и сбить зверя, не повредив его шкуру. Для этого применялись и тупые металлические томары. В арабском руководстве по лучной стрельбе по крупным хищным или быстро бегающим животным, таким как лев или лань, рекомендовалось использовать двушипные наконечники, которые не позволяли зверю или человеку освободиться от стрелы, не расширив раны. Употребление данных стрел можно считать особо жестоким.
    Для стрельбы по водоплавающей птице, судя по этнографическим данным, применялись стрелы с двурогими наконечниками (рис. Cool.
    Для рыбной ловли вполне могли использоваться как гарпунчики наконечники стрел с одним шипом. В своих походах монголы использовали, наряду с ручными гранатами и метательными устройствами, так называемые "стрелы неистового огня", наконечники которых были снабжены особой капсулой, начиненной горючим материалом. От светящихся и взрывающихся над головами невиданных
    приспособлений кони противника шарахались в разные стороны, ломая ряды войска. А посеянная паника была только на руку нападавшим. По сути дела, это был прообраз артиллерии. На Руси изредка применялись и зажигательные стрелы. Правда, ими пользовались очень редко, и для воинов Руси они не характерны. Так в отписке севского воеводы 1634 г. о приступах к городу поляков, немцев и других врагов сказано следующее: "И нарядными зажигательными стрелами стреляют". Такими стрелами зачастую пользовались ночные грабители, вызывая с их помощью пожары и суматоху, во время которой они могли без-
    наказанно грабить. В отписке боярина Ф.И. Шереметьева к царю от 1638 г. говорится, что в торговых рядах (в Китай-городе) были обнаружены две за-
    жигательные стрелы , одна в ветошном ряду, другая в шубном. Там же описывается их устройство: "У верег привязаны серныя спицы и трут и в мешочках порох". В данном случае "вереги" , наконечники стрел с двумя шипами, при помощи которых они могли зацепляться за кровлю и в дальнейшем вызывать пожар. Оперение стрелы обеспечивало устойчивость в полете и способствовало более точной стрельбе в цель. "Не оперив стрелы, прямо не стрелити", восклицал Даниил Заточник (12 в.). Оперение стрел многократно упоминается в летописях, былинах и других источниках и изображается на памятниках искусства.
    Оперением снабжался хвостовой конец стрелы. На небольшом расстоянии от конца древка приклеивались разрезанные вдоль перья, так что получалось некое подобие стабилизатора. Приклеенные рыбьим клеем перья дополнительно укреплялись с обоих концов несколькими рядами нити, которая также покрывалась клеем. Для оперения использовались перья крупных птиц. Они должны были быть ровными, упругими, прямыми, но не жесткими.
    Наиболее распространенное на Руси оперение было в два-четыре пера. Но чаще всего использовалось оперение в два пера. Длина оперения составляла приблизительно 12,15 см. Оно отступало от ушка на 2,3 см, чтобы удобно было брать стрелу. Лопасти перьев должны были иметь одинаковую длину и ширину (1,2 см) и изгибаться в одну сторону, что придавало стреле в полете винтообразное вращение и устойчивость. Длина и ширина оперения зависели от массивности стрелы. На тыльном конце древка вырезалось ушко, куда тетива лука входила во время натяжения. Без ушка стрела соскочила бы с тетивы во время натяжения и прицеливания. Ушко не должно быть ни слишком мелким, ни слишком глубоким. Глубокое ушко тормозит полет стрелы, а в мелком стрела неп-
    рочно сидит на тетиве. Древки стрел 10-15 вв., найденные при раскопках в Новгороде и Старой Руссе, имели ушки глубиной в среднем 5,8 мм и шириной
    4,6 мм. Кроме того, существовали специальные костяные насадные ушки (тыльники). Насадные ушки делались с черешком для камышовых древков
    и с втулкой для насадки на древко деревянное. Конец древка после насадки ушка также обматывался ниткой и оклеивался берестой. Эта же обмотка одновременно закрепляла и нижний конец оперения стрелы. Далее следует хотя бы кратко рассказать и о предметах снаряжения лучника. Колчан, или тул, твердый или мягкий чехол для хранения стрел. Иногда колчан дополнительно имел так называемый тохтуй , чехол, предохраняющий от дождя, надевавшийся на колчан со стрелами сверху и завязывавшийся снизу. Колчан носился на правом боку и
    пристегивался к сабельному или специальному поясу. Лук в налуче носился на том же поясе слева. Стрелы в колчане укладывались оперением вверх. Поскольку в одном колчане хранились стрелы с наконечниками различного назначения (бронебойные , против шлемов, щитов и панцирей; срезни , против вражеской конницы и незащищенных броней вражеских воинов и т. п.), то древки стрел у
    ушка и оперения красились в разные цвета, чтобы можно было быстро вынуть нужную стрелу. С появлением огнестрельного оружия лук и стрелы еще долго продолжали находиться в употреблении. В 18 в. лук и стрелы были одним из
    излюбленных видов оружия, которое применяли повстанцы под предводительством Пугачева. Так, по свидетельству одного офицера, действовавшего против Пугачева, большая часть пугачевцев стреляла из луков. А в некоторых местностях лук и стрелы довольно широко употреблялись вплоть до начла 19 в. Ими продолжали пользоваться охотники, которые предпочитали бесшумные стрелы тяжелым в обращении ружьям того времени.
  • Сергей Михайлович (s513ss), Хабаровск, 30.03.2012 15:52
    По материалам mdrussia от kozak
    Златник-

    первая золотая монета,чеканившаяся в Киевской Руси в конце 10-начале11в.при Владимире Святославовиче.Чеканкой,внешним видом и весом З.был подобен византийскому солиду(в.с).Вес в.с и киевского златника(приблизительно 4,2г)со временем стал русской единицей веса под названием золотник(4,266г).Древнерусская монета со славянской надписью,портретом князя и родовым знаком Рюриковичей,изготовленная на высоком художественном уровне,бала своеобразной и самобытной.Как средство купли продажи З. существенной роли не играл ;он скорее служил знаком силы и независимости государства.

    Золотник-

    русская единица веса(около4,266г);составлял1\48 гривенки,или 1\96 фунта.Название произошло от златника.

    Золотой-

    возникшее в России в 15в.название золотых монет и сохранившееся и в более позднее время,так,например,пробная монета императрицы Елизаветы Петровны (1741-1762),чеканенная в 1755 достоинством в 10руб..имела надпись:"Елизаветин золотой".

    Золотой рубль-

    денежная единица,введенная в России денежной реформой 1897 в связи с установлением золотого монометаллизма.З.р с золотым содержанием 0,774234г был объявлен основной денежной(не монетой)единицей России и,таким образом,представлял собой денежную-счетную единицу.Золотыми же монетами в обращении(кроме империала и полуимпериала)стали новые монеты в десять рублей.,содержавшие 7,74234г чистого золота,и в 5 руб.,содержавшие 3,87117г чистого золота.Реформа была проведена в виде скрытой девальвации-понижение золотого паритета рубля(с 1,161г до 0,774г)до фактически установленного рыночного курса.Размен кредитных билетов Госбанка России на золото существовал с 1897 до начала Первой мировой войны,после чего кредитные билеты превратились фактически в бумажные деньги.
  • Сергей Михайлович (s513ss), Хабаровск, 30.03.2012 15:52
    По материалам mdrussia от kozak
    КОПЕЙКА
    -русская серебреная монета,чеканеная с 1534г.ЕЕ вес равнялся весу новгородской деньги,или новгородки,которая после завоевания Новгорода Иваном 3(1462-1505)в 1478 стала использоваться в Москве.Свое название копейка получила по изображению на лицевой стороне всадника с копьем.На в 2е более легкой, чем копейка,деньге,или московке,всадник изображон с мечем("сабельник").Самой маленькой монетой была полушка,равная1/2 деньги,или 1/4 копейки;на ней была изображена птица.На оборотных сторонах всех названных номиналов помещались строчные надписи с именем и титулами.На лицевой стороне под конем помещался знак монетного двора.Со времени правления Федора1 Иоанновича(1584-1598)на копейках монетных дворов Новгорода и Пскова стоял тогже и год чеканки,например:РД(104),т.е. 7104(дата от сотворения мира)(1596).При Федоре И. в надписи на монетах появляется отчество царя.Известны редкие полушки с надписью:Тверская.Место чеканки обозначалось на монетах начальными буквами названий городов-М,МО(Москва),Н,НО(Новгород),ПС(Псков),помещаемыми под изображение всадника.Копейка служила основной монетной еденицей вплодть до реформы Петра1.
    В результате реформы 1535 вес монет был официально понижен.Из гривенки серебра 204,756г
    стали чеканить монет не на 2,6руб.,а на 3Руб.,таким образом теоретический и практический вес копейки стал равен 0,68г. Чеканка мрнет осуществлялась на денежных дворах Москвы,Новгорода,Пскова.Вес копейки, установленный реформой(0,68г),сохранился неизменным до Смутного времени начала 17в.Поляки,начав в Москве чеканку по стопе в 3,6руб.из гривенки,затем в 1611 перешли к 4-рублевой стопе.В Москве чеканили монеты пониженного веса(0,55-0,56г)от имени королевича Владислава Жигимонтовича,а в Новгороде -легковесную копейку подлинными штемпелями Василия Шуйского и поддельными- Михаила Федоровича.В 1612 происходит очередное снижение веса копейки(до0,51г).С 1630-0,48г,с 1682-0,41г,в период правления царевны Софьи(1682-1689)-0,38г,а в 1698-028г.Впоследние годы чеканки копейки ухудшилось и качество серебра в ней.Предпринятая в 1656-1663 попытка заменить серебряные копейки равноценными медными была не удачной.При Петре1(1689-1725)медная копейка с ее кратными и фракциями чеканилась в большом количестве;чеканка серебрянной копейки была прекращена в 1718.В последующие годы чеканились только пробные экземпляры,при Екатерине1(1725-1727)даже квадратной формы.Только Екатерине2(1762-1796) и до 1916 копейка чеканилась почти ежегодно,причем при все уменьшавшихся размерах и весе.Часто менялось и изображение на монетах:лицевая сторона-св. Георгий на коне или царская монограмма,оборотная сторона-номина или монограмма.В 19-20вв.,до создания СССР,на лицевой стороне копейкибыл изображен двуглавый орел,на оборотной стороне-номинал.Первая советская копейка была чеканена в 1924-1925 в меди:лицевая сторона-государственный герб с круговой легендой и название государстваСССР,оборотная сторона-номинал в венке из колосьев.Изображение и металл с 1925-1991 изменялись очень незночительно.После денежной реформы 1января1961 на лицевой стороне копейки(бронзовый сплав)изображен государственный герб,а на оборотной стороне-номинал и дата ыпуска в венке из колосьев.
    КОПЕЙКА 1728-1729
    -во времена короткого царствования императора Петра2(1727-1729)чеканилась очень красивая медная монета достоинством в1 коп.Регулярного чекана эта монета выпускалась на Кадашевском монетном дворе в 1728-1729 по стопе 40руб. из пуда меди.Всего было отчеканено 49654400 штук.Документов ,касающихся чеканки этих монет не много.Так, журнал Верховного тайного совета от12 июля 1727 сообщает,что Алексею Волкову было приказано сделать пробные штемпеля для копеек.В том же журнале от 31 января 1728 говорится что Татищев представил штемпеля новых медных копеек,из которых был утвержден тип с крестом на одной стороне и надписьюМосквана другой.Вид этой копейки утвержден указом от 7февраля 1728,а обнародован 10 апреля 1728.Во время чеканки монет в первой половине 18в. штемпеля быстро изнашивались. Поэтому извесно большое количество штемпельных разновидностей.Великому князю Георгию МИхайловичу было известно 28 разновидностей копейки 1728,8 разновидностей 1729 встречаются реже.Вес копеек сильно разнится:от 2,38 до 5,06г(при нормативном весе 4,1г).
  • Варяг (gulden), Набережные Челны, 30.03.2012 15:52
    Действительно почему археологи не называются гробокопателями?А как должно называться государство,которое их покрывает?Я к тому ,что наш вопрс нельзя решать однозначно,т.е.рубить с плеча.Я тоже веду записи .Каждый раз ,когда беру записную книжку,ловлю себя на мысли,а если не дай бог меня возьмут с этой книжкой за окорочка,то вопрсов будет много.Наверно надо заканчивать писать на бумаге.
  • Сергей Михайлович (s513ss), Хабаровск, 30.03.2012 15:52
    держи всё в голове..
  • Олег (Olgerd70), Березники, 30.03.2012 15:52
    В Греции был мудрец,у него в голове был виртуальный город,с улицами,домами,полками,ящиками.Надо вспомнить,на что ловится такая-то рыба.Идёт по городу,заходит в дом,где всё про море,ищет полку с рыбалкой,открывает ящик с рыбами,и понимает,чем питается этот вид,и на что ловится.У нас всё по-другому - нам задают вопрос,мы просто тупо ждём,когда ответ возникнет в голове.Пример я нашёл в "мнемотехнике",там описано,как тренировать свою память,запоминать цифры и прочее.Очень интересно!
Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация