90 килограмм золота лежат в пади Большие Коты.
Листая свои старые фотографии, я наткнулся на фотографию остатков драги. Той самой драги, которая принадлежала институту ИРГИРЕДМЕТ, в котором я проработал 13 лет. То ли ностальгия, то ли пытливое любопытство, желание узнать судьбу близкой мне по духу машины, дали толчок к поднятию истории золотодобычи на Байкале. От Иркутска пару часов на теплоходе и я ступаю на исторический золотоносный берег.
Стариков, кто работал на этой драги, уже нет в живых, но остались дети, которые и поведали мне всю историю дражного флота «Байкал Золото».
Первое упоминания о золотодобычи в Котах относится к 1856 году. Работал Меркурьевский прииск. Старательская золотодобыча велась от пади Черная до пади Кадильная. Добыча велась вручную, отмывали породу на бутарах. При Николае II старатель добывал золотого песку на рубль в день. Не плохой заработок по тем временам. На серебряный Николаевский рубль можно было купить пять килограмм мяса или два ведра молока или полтора пуда муки, а погулять в трактире и 15-20 копеек хватало.
В революционные годы данных по добычи нет, но явно, работящие мужики не сидели дома и не махали красными знамёнами, а добывали золотой песок, дабы прокормить семью. Сколачивали семейные артели, где и женщины и мужчины впахивали на равных. Тут тунеядцев не держали, принцип прост, чем больше породы перетаскаешь и промоешь, тем больше золота добудешь. Добыл, тайной тропкой в Иркутск сходил и получил звонкую монету в обмен на золотой песок. Семья одета, обута и сыта.
Оборудование для добычи простое: шлюз, сколоченный из досок и покрытый мешковиной. В старину шлюз называли колодой. Грохот (сито, через которое просеивают породу, чтобы не пускать на шлюз ненужный материал), лопаты, кайло, тачки да сильные руки и крепкие спины. "Бери больше, кидай дальше; пока летит - отдыхай" -неизменный девиз всех старателей. Шлюз устанавливался в реке, так чтобы вода смывала породу. Тачками свозили золотоносную породу и ссыпали на шлюз. Вода быстро делала своё дело, унося песок и гравий, оставляя на дне шлюза крохотные частицы желтого металла.
Зимой золото добывали со льда Байкала, с помощью ковша на длинной ручке. Выдалбливали майну и черпали породу со дна, с какой глубины достать могли. На костре грели воду и тут же на льду промывали на шлюзе. Работёнка еще та, в ледяной воде пурхаться.
В 1931 году, молодое советское государство разрешило мужикам добывать драгоценный металл и вплоть до 1953 года скупало золото, обменивая его на боны. Боны – заветная бумажка на которую в голодной стране можно было купит муку, сахар, сапоги и любой другой дефицитный товар и ценилась боны выше обычных денег. После смерти Сталина в 1953 году боны отменили, а мужикам запретили мыть золото под угрозой суровой статьи 88-й запрещающей валютные операции, к которым относилось и золото. Можно было схлопотать реальный срок от 5 до 15 лет с конфискацией имущества и отправится мыть золото на Колыму, но уже легально, правда под конвоем.
Когда появилась первая драга на Байкале, история умалчивает, я думаю в середине 30-х годов. О чем свидетельствует найденная на коробе питателя табличка завода изготовителя «Завод Горно-обогатительный Котлякова», вероятней всего это Ленинградский завод, переименованный в 1929 году из «Металпром».
Драга, судя по найденным в полутора километрах от берега Байкала останкам, была небольшая. GPS координаты драги 51.917175, 105.072231. Два прямоугольных, плоскодонных деревянных понтона метров 10 в длину и 2 в ширину. Собранных из досок толщиной в три дюйма. Борт двойной и между бортами залит бетон, вероятней это балласт который располагается не на дне, как у всех судов, а вдоль бортов. Ширина черпаковой рамы сантиметров 70. Дражные ковши в 50 литров. Драга так и называлась – пятидесяти литровая. Глубина черпанья метров семь, не больше, судя по длине черпаковой рамы. Черпаковую раму мы нашли на берегу Байкала, удивительно как её не утащили на металлолом. Там же и другие части драги ржавеют на берегу. Это остатки второй аналогичной драги, которая вела промысел в прибрежной зоне Байкала. На драге работало 2-3 человека. Электричество для работы драги подавалось с береговой дизель электростанции, её остатки мы нашли на левом берегу, GPS координаты 51.918786, 105.072172. Передвигалась драга по реке с помощью ручных лебёдок.
По разным данным на Байкальском участке работало 2 или 3 драги. Мы нашли остатки только двух драг. Первоначально драги отмывали прибрежную зону Байкала от р.Малая Котинка до Скрипера, падь Сенная. Позже, одна из драг начала подыматься по реке Б.Котинка и прошла 4 километра. Ширина речной россыпи метров 80, золотоносные пески находятся на глубине 1-2 метра и содержат 200 мг золото на тонну породы. Мощность песков 2,5 метра.
Последнее легальное золото в Котах добыли в 1968 году, на этом славная история дражного Байкальского флота завершилась. А причина простая, он просто стал никому не нужен. Советское производственное объединение «Лензолото» в которое входили все предприятия Иркутской области, находится далеко в Бодайбо, ему 10 кг с Байкальской драги, как слону дробина, а хлопот со снабжением и сохранностью золота удалённой байкальской флотилии полно. Лензолото добывало в те времена больше десяти тон золота, данные секретные по тем временам. Иргиредмету, в чьё введенье была передана Байкальская драга под экспериментальную базу, в силу политических и закулисных обкомовских распрей тоже не улыбалась.
Драги работали от дизельной электрической подстанции. Топливо завозили зимой по льду, летней дороги в Коты и сейчас нет. Нужно было держать 3-4 рабочих на драги, транспорт, плюс обеспечивать сохранность золота и его транспортировку в Иркутск, хлопотно это и по шапке получить можно от очередной проверки. А золото не в счёт, оно государственное.
Выражаю глубокую благодарность Нина Иннокентьевне Помазкиной, библиотекарю, сохранившую историю золотодобычи на Байкале. Бережно хранящую уникальные старинные фотографии запечатлевшие моменты истории.
Автор Рудольф Кавчик, сентябрь 2016
Канал на Ютюбе www.youtube.com/user/RudolfKavchik
Интересная тема и фото замечательные.Ставлю огромный плюс.