19 августа 2009
Только для небожителей

На китайских картинах боги, путешествующие по облакам и вершинам мифических гор, часто держат в руках «волшебные зеркала». Эти зеркала существовали уже в V веке, но книга «История древних зеркал», в которой описывался способ их изготовления, в VIII веке была утрачена. Китайский ученый Шень Гуа в книге «Раздумья об озере снов» в 1086 году писал: «Есть зеркала, пропускающие свет, на задней стороне которых нанесено около двадцати старинных иероглифов, не поддающихся расшифровке. Эти иероглифы проступают на лицевой стороне и отражаются на стене комнаты, где находится зеркало. Все они схожи между собой, все очень древние, и все пропускают свет».

Самое старое из найденных «волшебных зеркал» датируется 500 годом нашей эры. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее найденное археологами зеркало лежало в усыпальнице императора из династии Танг, умершего примерно в 950 году нашей эры. В одной с ним могиле были погребены 26 его жен в возрасте от 13 до 26 лет, которые не имели права жить после смерти мужа-императора. И на всех жен полагалось всего лишь одно «волшебное зеркало», потому что в ту пору зеркал было мало и ценились они очень высоко.

Но через 500 лет, в эпоху правления династии Мин (1368-1644), «волшебные зеркала» уже перестали быть для правителей Китая редкостью. А в наши дни их можно увидеть в крупнейших музеях мира.

И тут не обошлось без Калиостро!

Выпуклая отражающая сторона «волшебных зеркал» была отлита из светлой бронзы, отполированной до блеска и покрытой ртутной амальгамой. На первый взгляд такое зеркало ничем не отличается от обычного. Однако под яркими солнечными лучами через его отражающую поверхность можно видеть узоры и иероглифы, которые находятся на оборотной стороне. Каким-то таинственным образом массивная бронза становится прозрачной.

Считается, что тайна китайских зеркал была открыта Калиостро в XVIII веке. Однако поделиться он ею ни с кем не пожелал. Уже после смерти Калиостро в одном из храмов Парижа случилось происшествие, повергшее в смятение паству и священнослужителей: в яркий солнечный день по стенам храма вдруг заметались тени чертей - рогатые и хвостатые. В ходе расследования было установлено, что виной всему были реквизированные у Калиостро металлические зеркала, переданные в свое время инквизицией церкви. На зеркалах обнаружилась тончайшая гравировка, неразличимая невооруженным глазом. Если эти зеркала располагались определенным образом, рисунки проецировались на стены.

В теории все понятно, а практически...

Англичанин Джон Свинтон - первый европеец, увидевший «волшебное зеркало». Он купил его в 1831 году в Индии, в Калькутте, куда оно попало из Китая, и тут же отправил в Англию Дэвиду Брюс-теру. Сэр Дэвид Брюстер (1781-1868) был шотландским физиком, известным своими открытиями в области поляризации света. Кстати, это именно он изобрел калейдоскоп и был автором еще нескольких оптических игрушек. Сэр Дэвид изучил полученное зеркало и в 1832 году опубликовал отчетов этом в британском «Философском журнале». Исследования «волшебных зеркал» продолжались и в начале XX века. Большинство ученых сошлись во мнении, что изготовляли их следующим способом. После отливки мастер сначала обрабатывал стальным инструментом тыльную часть зеркала, делая рельефный рисунок более четким. Затем помещал зеркало на стол тыльной стороной вниз и начинал шлифовать лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись невидимые невооруженным глазом выпуклые фигуры, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Такая поверхность зеркала с чуть выступающим над его поверхностью зеркальным рисунком должна была, по мнению ученых, формировать изображение внутри отражаемого зеркалом солнечного зайчика. Звучало убедительно, вот только никто не мог продемонстрировать хотя бы одно «волшебное зеркало», сделанное в Европе или Америке этим или каким-либо другим способом.

А в Китае тем временем нашли «волшебное зеркало», весившее 12 килограммов, диаметром 52 и толщиной 1,3 см. При такой толщине бронзы приведенное выше научное объяснение тайны зеркал выглядело неубедительно.

Но не это вызвало замешательство специалистов, а то, что были обнаружены «волшебные зеркала», у которых рисунок в солнечном зайчике не соответствовал рельефу на их обратной стороне! Например, в одном буддийском храме хранилось зеркало, на тыльной стороне которого была изображена луна, сияющая над морем, а в отраженном солнечном луче на стене храма возникала фигура Будды в цветке лотоса!

Исследования засекречены

В 1932 году английский кристаллограф Уильям Брэгг выдвинул новую гипотезу, объясняющую чудесные свойства «волшебных зеркал». Она стала первым шагом к изучению мельчайшей структуры металлических поверхностей, а в дальнейшем - к созданию электронного микроскопа, способного работать на субатомном уровне. Однако «волшебного зеркала» ему сделать не удалось, и дальнейшие исследования Брэгга были засекречены.

Немцы изучали пространственно-энергетические поля, ведущие себя странно вблизи «волшебных зеркал». В конце войны они провели эксперимент у замка Монсегюр. Были задействованы самолеты, перемещавшие зеркала, расположенные на значительной высоте, и специальные установки на стенах замка. Сведения об этих исследованиях засекречены, хотя отчеты, по слухам, хранятся сегодня в архивах спецслужб некоторых стран.

В Новосибирском Академгородке профессором Ершовым в Институте программирования и информатики также проводились исследования китайских зеркал. И результаты он получил любопытные, впрочем, их тоже сразу засекретили.

Исследования чудо-зеркал проводились и в Ленинграде, в Электромеханическом институте, под руководством Жореса Алферова. Но информация о них тоже не стала достоянием ученого мира и общественности.

Секрет утерян... и найден вновь

Самое удивительное, что после Второй мировой войны в Китае перестали делать «волшебные зеркала». По-видимому, те немногие мастера, которые знали секрет их изготовления, либо умерли, либо были убиты.

В 1961 году премьер-министр Китая Джоу Эньлай, посетив Шанхайский музей, заинтересовался «волшебными зеркалами» и дал указание восстановить их производство. Работу поручили нескольким университетам и техническим институтам. Китайские ученые из разных учреждений вели исследования независимо, и по прошествии нескольких лет в Китае были изготовлены новые «волшебные зеркала», которые ни в чем не уступали древним. Изображение, отражаемое ими, могло соответствовать или не соответствовать рельефу на тыльной стороне зеркала.

Китайцы хранят метод изготовления новых «волшебных зеркал» в строжайшей тайне, попытки создать их в других странах до сих пор не увенчались успехом. В1999 году двое ученых - доктора наук М.Г. Томилин из государственного оптического института им. СИ. Вавилова и Дж. Сайенс из Калифорнийского университета, разрезали «волшебное зеркало», но и это не помогло им проникнуть в тайну. Так что «волшебные зеркала» по-прежнему можно называть «китайскими».

Глеб ЧЕРНОВ «ТАЙНЫ ХХ века» №10, 2009

Рейтинг: 0
Просмотров: 5556


Комментарии и обсуждение

  • Sergey (esaul_volgograd), Волгоград, 30.03.2012 17:50

    "НАУКА и ЖИЗНЬ"
    Архив журнала за 1997-2005 г.г

    ЗЕРКАЛО ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО
    Ей в приданое дано
    Было зеркальце одно;
    Свойство зеркальце имело:
    Говорить оно умело.
    А. С. Пушкин.
    Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (1833)
    Возможно, обыкновенное зеркало, знакомое и привычное нам с детства, это первый волшебный предмет, созданный человеком. Свойство показывать окружающий мир и, прежде всего, то, что мы не можем видеть - свое собственное лицо, разве это не чудо?
    Но существуют зеркала, обладающие свойствами, в какие трудно поверить, пока не увидишь их собственными глазами. И появились они задолго до того, как Александр Сергеевич Пушкин придумал зеркальце, способное и видеть то, что очень далеко, и рассказывать об этом.

    Зеркало, о котором вы узнаете в этой статье, не умеет разговаривать, но может показать то, что недоступно глазу. Согласитесь, это не мало для предмета, который умели делать за десятки веков до написания "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях".

    Несколько лет назад я случайно услышал, что на территории Китая в древних храмах хранятся зеркала, которые могут показывать, где живет Будда. Тогда же я написал об этом письмо в Китай моему знакомому любителю головоломок, профессору университета в городе Нанкине, но он ответил, что ничего не слышал о подобных вещах. Прошли годы, и неожиданно мой старый китайский друг, которого зовут Сан Янзы и которому сейчас 70 лет, сообщил, что хочет прислать мне в подарок китайское бронзовое зеркало, о котором я спрашивал когда-то. Если это зеркало направить на солнце, а отраженный "зайчик" - на белую стену или лист бумаги, то на них появится изображение, которого нет на полированной лицевой стороне зеркала.

    Вскоре пришла посылка с круглой бронзовой пластинкой диаметром 7 см, отполированной с лицевой стороны так, что ею можно было пользоваться, как зеркалом . Лицевая сторона зеркала была немного выпукла, а тыльную сторону украшал барельеф с иероглифами, покрытый патиной - окислами зеленого цвета, которые возникают на старых бронзовых предметах.

    Вы можете понять мое волнение, когда я направил зеркало на солнце и подставил под "солнечный зайчик" лист бумаги. На бумаге я увидел изображение... Не Будды, а только иероглифы, но увидел! Изображение было!

    Что же говорит наука о волшебных зеркалах из Китая? Выяснилось, что на эту тему написаны десятки статей и книг. Первое сообщение было опубликовано в британском "Философском журнале" в 1832 году, а последнюю статью о необычных зеркалах можно прочитать в Интернете сегодня. И почти каждый автор считал, что он нашел разгадку тайны. Затем появлялся научный труд с новой версией, и поэтому для большинства ученых магические зеркала остаются загадкой до сих пор.

    На родине этих зеркал, в Китае, они овеяны славой древних легенд. Одна из них гласит: однажды жена императора в солнечный день сидела в саду и занималась привычным делом - любовалась собой в бронзовом зеркале. Потом она опустила его на колени. Луч солнца отразился от зеркала на белую стену дворца, и в ярком круге на стене появилось изображение дракона. Рисунок дракона в точности повторял рельеф обратной стороны зеркала! Так было впервые открыто волшебное свойство китайских зеркал.

    С тех пор волшебные зеркала называют в Китае "прозрачные бронзовые зеркала", а происхождение китайской пословицы "На солнце правда всегда проступает наружу" объясняют ими же.
    Возможно, тайна появления изображения на зеркале была не известна и самим китайским мастерам. Дело в том, что в среднем только одно из сотни сделанных зеркал проявляло волшебные способности. Первые попытки объяснить их причину предпринял еще в XI веке китайский ученый Шен Куа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывает быстрее, чем более толстая, что приводит к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности. Древние китайские поэты давали свои, поэтические объяснения "прозрачности" металлических зеркал. Этих объяснений поэту Кин Ма, например, хватило на целую поэму.

    Англичанин Джон Свинтон - первый известный нам европеец, увидевший волшебное зеркало. Он купил его в 1831-1832 годах в Индии в Калькутте, куда оно попало из Китая, и тут же отправил зеркало в Англию Дэвиду Брюстеру. Сэр Дэвид Брюстер (1781-1868) был шотландским физиком, известным своими открытиями в области поляризации света. Кстати, он изобрел любимую нами с детства игрушку-калейдоскоп и был автором еще нескольких оптических игрушек. Сэр Дэвид изучил полученное зеркало и опубликовал отчет в "Философском журнале". Отчет начинался с сообщения, что это зеркало "...удивило дилетантов и сбило с толку философов Калькутты". А затем сэр Дэвид раскрывал секрет. По его мнению, изображение, порождаемое зеркалом, не связано с рисунком на обратной стороне, а наносится слабым раствором кислоты на лицевую поверхность, после чего она шлифуется. В заключение он рекомендовал организовать производство и продажу таких зеркал в Англии, что будет очень прибыльным делом. Но вместо зеркал по его рецепту в Европе появились другие научные доклады с другими рецептами.

    В 1844 году известный французский астроном Араго, один из создателей фотографического процесса, рассказал о волшебных зеркалах на заседании Академии наук Франции. В Париже кроме Араго такое зеркало уже имел знаменитый французский математик маркиз де Лагранж.

    Сенсационную статью, как сказали бы сейчас (и возможно, настолько же правдивую, как нынешние сенсации), опубликовал в популярном немецком журнале "Садовая беседка" в 1877 году известный в то время писатель Карус Стерн. Он нашел у римского писателя Аулюса Геллиуса, который жил во II-III веках нашей эры, фразу про "зеркала, некоторые из которых отражают их обратную сторону, а некоторые нет". Штерн также раскопал записи итальянского историка Муратори о том, что волшебное зеркало было найдено под подушкой некоего Бишопа из Вероны, который впоследствии был осужден на смерть. И наконец, в той же статье сообщалось, что в древнекитайской книге, относящейся к IX веку нашей эры, есть упоминание о волшебном зеркале.

    А вот поблизости от Китая, в Японии, события развивались по-другому. В японских источниках от древнейших времен до второй половины XIX века не обнаружено никаких упоминаний о волшебных зеркалах. Но уже в середине того века в Европу были привезены зеркала, сделанные в Японии. Видимо, японские мастера сумели получить способ изготовления из Китая или научились делать их сами. В 1877 году в Лондоне была организова на целая выставка волшебных зеркал из Японии.

    В начале ХХ века большинство ученых и Запада и Востока считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер сначала обрабатывал стальным инструментом тыльную часть зеркала, делая рельефный рисунок более качественным. Затем он помещал зеркало на стол тыльной стороной вниз и начинал шлифовать лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Эти микрозеркала должны были, по мнению ученых, формировать изображение внутри "солнечного зайчика". Объяснение звучало авторитетно, но никто не мог показать хотя бы одно зеркало, сделанное в Европе или Америке этим или каким-либо другим способом.

    За последние полтора столетия десятки ученых занимались разгадкой волшебного зеркала. Многие из них были уверены, что им удалось раскрыть тайну. Но только в Китае научились делать зеркала, равные древним. Мировой науке остается недоступным метод, найденный в современном Китае, и поэтому сегодня можно только перечислить способы изготовления, предлагавшиеся на протяжении полутора столетий, тем более что каждый из них претендует на достоверность.

    Итак, возможные способы производства волшебных зеркал.

    1. При литье более тонкие части зеркала остывают быстрее, чем толстые, что приводит к деформациям поверхности. Поскольку этот процесс зависит от очень многих факторов, только одно-два из сотни зеркал как бы сами собой становятся "волшебными".

    2. На лицевой стороне зеркала гравируется рисунок, который затем заполняется бронзой другого сорта и полируется.

    3. На лицевой стороне зеркала вырезается рисунок, затем поверхность покрывается амальгамой ртути и полируется.

    4. Рисунок на лицевой стороне зеркала протравливается кислотой или другими химикатами, а затем полируется.

    5. Рисунок прорезается на тыльной стороне зеркала, что вызывает появление неровностей при полировке лицевой поверхности.

    6. Рисунок штампуется на лицевой стороне зеркала, а затем поверхность полируется.

    Сейчас многие склоняются к тому, что волшебные зеркала можно делать разными, чуть ли не всеми перечисленными способами. Только никто почему-то не может это доказать, изготовив зеркало, демонстрирующее что-нибудь новое, например Эйфелеву башню.
    Продолжающиеся научные исследования рождают новые сомнения. В 1999 году двое ученых: доктора наук М. Г. Томилин из Государственного оптического института им. С. И. Вавилова и Дж. Сайенс из Калифорнийского университета разрезали волшебное зеркало, чтобы проверить, существуют ли неоднородности металла в местах, которые проецируют изображение. Был использован новейший метод выявления структурной неоднород ности материала при помощи тонких слоев нематических (не знаю, что это такое) жидких кристаллов путем наблюдения их в поляризационном микроскопе. Результаты: структурных неоднородностей поверхности сечения зеркала выявить не удалось, и, как и полагается в науке, появилась еще одна публикация о волшебных зеркалах. Она начинается так: "В истории оптики едва ли можно отыскать столь захватываю щую тайну, которая может сравняться с загадкой волшебных зеркал Востока, хотя над объяснением их удивительных свойств человечество бьется почти четыре тысячелетия". Написано это накануне XXI века.

    А что же в России? На территории нашей родины есть место, о котором мало кто знает, но которое хранит множество загадок, в том числе и связанных с зеркалами. Место это называется Минусинская котловина. Расположена она в Сибири, в 300 км к югу от Красноярска, вверх по течению Енисея. Удивительно, но в этих суровых местах археологи нашли следы культур, созданных нашими предками, начиная с XIV века до нашей эры.

    Производство бронзы, как считают историки, было там в III тысячелетии до нашей эры, то есть раньше, чем в Китае. Существует гипотеза, что гунны, погубившие Древний Рим, родом из этих мест. Для нас же самое интересное, что в Минусинской котловине найдено более 360 древних бронзовых зеркал, относящихся к разным эпохам. То ли здесь на протяжении тысячелетий был какой-то культ зеркал, то ли женщины жившего там народа были необычайно кокетливы? Неизвестно...

    При изучении зеркал Минусинской котловины историки, естественно, не обращали внимания на их лицевую сторону, покрытую слоем окислов, а занимались рисунками и надписями на обратной стороне. И в музеях эти зеркала лежат лицом вниз. Никому и в голову не приходит, что под слоем патины может прятаться некая тайна.

    Сотрудники музеев стараются сохранять вещи в том виде, в каком они к ним поступили, и предложение отполировать лицевую сторону зеркала, которому тысяча лет, звучит для них кощунственно. Но если среди 190 старинных зеркал из бронзы, хранящихся в Минусинском краеведческом музее, есть такие, лицевая сторона которых немного выпукла, то велика вероятность, что это "волшебные зеркала". И полировка может открыть их тайну.

    Возможно, что среди читателей найдутся те, кто захотел бы сам проникнуть в секрет волшебных зеркал. Один из путей исследований - это попытаться изготовить волшебное зеркало из... монеты или медали. Ведь, по предсказаниям ученых, отштампованный, а затем сошлифованный рисунок можно увидеть в отраженном свете. И если полировать монету до момента исчезновения рисунка, то, может быть, он снова станет виден в "солнечном зайчике"? Можно шлифовать лицевую сторону монеты до тех пор, пока не начнет проявлять себя рисунок с обратной стороны, и получить "волшебную прозрачную монету", у которой герб России или СССР будет "виден" через слой металла. В обоих случаях поверхность монеты должна быть слегка выпуклой, так же как немного выпуклы все волшебные зеркала. При полировке верхнего рисунка не следует прилагать больших усилий. А если вы будете пытаться делать "прозрачную монету", то при шлифовке нужно сильнее давить на обрабатываемую поверхность, особенно в конце работы. Проверять монету следует солнечным лучом, а экран располагать на разных расстояниях от нее. Вот все советы, которые можно дать. Остальное зависит от вас. Желаем успеха и ждем сообщений о них.

    А. КАЛИНИН
Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация