Деда Миша-командир отряда
Неделю отряд чоновцев гонялся за бандой Кочкина. Хитрый, коварный и умный Кочкин словно сквозь землю провалился. Он знал каждый хутор, каждый бугорок, каждую лесную трущобу, и притаиться, залечь на дно ему не представляло труда. Не все население относилось к Кочкину плохо, в его банде было немало зажиточных крестьян, которых в колхоз под пулей не загнать. Понятно, что Советская власть им поперек горла встала, и таких в Сибири насчитывались тысячи. Это и родственники, и друзья, и хорошие знакомые бандитов, разделявшие их взгляды. Они всячески помогали Кочкину, заблаговременно предупреждая его об опасности. Недаром за Кочкиным закрепилась репутация неуловимого и неустрашимого. Он уходил от красных буквально из под носа. На пятые сутки бешеной и безуспешной погони командир отряда Михаил Б., видя, что люди страшно устали, приказал сделать привал в одном из бурятских сел. Отдых требовался не только измотанным бессонницей, усталым бойцам. Из сил выбились загнанные лошади. На них невозможно было смотреть-впалые бока, дикие глаза.
- На все про все времени в обрез, постарайтесь передохнуть и сменить лошадей,-поставил задачу командир.
Увидев, каких лошадей привели буряты, Михаил Прокопьевич помрачнел.
-Да это же дохлятины, хуже наших,-сказал он досадливо,-неужели население не хочет помогать нам?
-Что делать будем, командир?-спросил один из бойцов.-На таких лошадях не банду ловить а навоз возить. Может, для острастки к стенке кого-нибудь поставить, чтоб другим неповадно было?
-Экий ты скорый. К стенке поставить проще простого,-с укоризной сказал прадед,-не забывайте, что мы бойцы Красной армии, а не бандиты. Чувствуете разницу? Народ убеждать надо, а не принуждать. Найдите мне старейшину бурят.
Вскоре привели седого старца лет 75.
-Здравствуй отец,-приветствовал его Михаил,-знаю, что банда Кочкина была недавно в вашем селе. Знаю также что вы дали ему 20 жеребцов. А нам подсунули старых кляч. Бандиты, спалившие по соседству полсела, выходит, вам ближе?
Старейшина, опустив голову, слушал безмолвно. Прадеду показалось, что тот его вовсе и не слышит, а думает какую-то свою думу.
-Ты посмотри на меня, отец-сказал ему прадед,-мы же с тобой одной крови.
Только тут старейшина поднял голову и увидел перед собой невысокого, но широкоплечего, коренастого темноволосого человека.
-Однако не очень похож на бурята,-протянул старейшина.
-Похож, похож, не сомневайся. Я бурят в пятом поколении, потомок Ирхидеевского рода, воевавшего в войсках Чингисидов. В екатерининские времена в Осинскую волость сослали матроса Б. со взбунтовавшегося одесского корабля. Он тут и остался, женившись на местной бурятке. Не слышал историю?
Старейшина глубокомысленно молчал, и по его изборожденному морщинами лицу трудно было понять, о чем он думает. Прадед ждал. Наконей, старейшина поднял руку и подал знак стоявшим за ним бурятам. Те приблизились и начали о чем то шептаться. Вскоре один из них сказал:
-Мы гордимся, что ваш знаменитый предок сроднился с нами и остался на бурятской земле, а вы-достойный его продолжатель. В знак признания мы дадим вам молодых, резвых лошадей.
-Вот за это спасибо! А нам пора. Банда не должна была далеко уйти, где-то в этих окрестностях притаилась.
Погоня продолжалась, но Кочкина и на этот раз не настигли. Он переправился через Ангару на противоположный берег и растворился в районе Балаганска. Но отряд прадеда все таки изрядно потрепал банду, ускорив ее разгром. Как известно,история боев с бандами Донского и Кочкина в этой местности легла в основу фильма «Жестокость» Павла Нилина, и одним из героев вполне мог стать деда Миша.
Да... выборы на носу, а у коммунистов дела плохи.... дал бы коней а нету, у прапрадеда в 1935 всех забрали....
Так и видится: "Буряткомпани" и жестокий дядя Миша. : Кино аднако !