СОКРОВИЩА ТАШКУРТАРГАНКИ
О самом крупном русском золотом самородке “Большой треугольник”, найденном на Урале, под Миассом, на Царёво-Александровском прииске, в нашей литературе написано так, что, прочитав, можно сделать вывод: золотой гигант весом 36 килограммов 15,7 грамма лежал в гордом одиночестве на глубине 3 метра, и семнадцатилетний старатель Никифор Сюткин нашёл его совершенно случайно.
Выходит, не сделай 26 октября 1842 года Сюткин свою знаменитую находку, богатейший в истории отечественной золотопромышленности прииск, истощённый за двадцать лет эксплуатации, был бы закрыт, а “Большой треугольник” так бы и остался лежать в земле. Получается, будто и находка Никифора случайна, и находкой этой он спас от закрытия прииск.
Ещё, говоря о самом крупном русском самородке, хранящемся ныне в Алмазном национальном фонде, любят упоминать о несчастливой судьбе того, кто нашёл 36-килограммовый золотой кус. Начальник Златоустовских горных заводов знаменитый металлург генерал Николай Аносов был в затруднении, какое же вознаграждение выплатить Сюткину за его выдающуюся находку – ему по закону полагалось 1266 рублей 60 копеек серебром. Лично Аносов не мог решиться приказать выплатить такую большую сумму, написал рапорт начальнику Уральских горных заводов генералу Глинке, спрашивая, как быть. В итоге крепостной рабочий Никифор Сюткин вознаграждение получил сполна, вдобавок ему была дарована вольная. Не выдержав свалившегося как снег на голову счастья, молодой старатель запил вглухую и кончил плохо, спившись.
Такая вот упрощённая история находки. Не замешкайся, выходит, в закопушке под самым основанием, под углом золотопромывальной фабрики на трёхметровой глубине Никифор, не скребни металлической пластинкой по залепленному глиной выступавшему камню, отчего в глаза ударил ослепительный ярко-жёлтый свет – и всё, не было бы “Большого треугольника”.
Но так ли совсем-совсем случайно семнадцатилетний приисковый рабочий наткнулся на золотой самородок-гигант? И если бы не он, то никто другой из старателей ни 27-го, ни 28-го, ни 31 октября, ни несколькими днями позднее не нашёл бы “Большой треугольник”? Да, слов нет, Сюткин оказался молодым да ранним знатоком старательского дела. Самородок был облеплен со всех сторон плотным слоем глины. Глина прикипела к золотому гиганту так, что, когда самородок вытащили на поверхность, огромный золотой кусище нужно было, чтобы очистить, обколачивать молотком, потом варить несколько часов в мыльном щёлоке, потом вытирать медною проволочной щёткой. Да, самородок-исполин и на трёхметровой глубине в земле был надёжно “упакован” в слой глины, попадаться на глаза не собирался. Прятался, и, тем не менее, был обнаружен. Случайно ли?
Взглянем в “Горный журнал” за 1842 год, где описано, как был найден самородок.
“Вот некоторые обстоятельства, сопровождавшие открытие сего нового явления золотоносности Урала. В 1837 году рудники Царёво-Николаевский и Царёво-Александровский казались уже близкими к выработке и не представляющими дальнейшей благонадёжности. Это побудило обратить особое внимание на разведку прилегавших к ним мест, и по речке Ташкутарганке, прорезывающей оные, открыты были около рудного пруда богатые знаки золота, хотя на небольшом пространстве, но высокого содержания. По выработке этих запасов обратились к разведке самого дна пруда, выпустив из него воду. Успех был сполна достигнут: сперва открыта была выше плотины на 40 сажен россыпь, состоящая из пласта значительного протяжения и ширины, содержанием до 8 золотников от ста пудов, а потом ближе к плотине последовали и многие другие открытия, ещё богатейшие. Таким образом, не осталось наконец ни одного неразведанного пункта речки Ташкутарганки, кроме того, где поставлено самое здание промывальной фабрики.
В настоящем году разведка заложена была и под фабричным зданием, и хотя сначала она оставалась без успеха, потом, однако, под самым основанием фабрики было встречено небольшое гнездо непомерно богатого содержания, так что из одного пуда песку получили от 50 до 70 золотников золота; впрочем, ширина гнезда была незначительна, до трёх четвертей аршина, а толщина до 2 1/2 вершков, протяжение тоже невелико; наконец 26 октября сего года найден необыкновенной и беспримерной величины золотой самородок весом в 2 пуда 7 фунтов 92 золотника. Он находился на самой почве, состоящей из диорита в глубине 4 1/2 аршин от поверхности земли, под самым углом фабрики, в 17 саженях от плотины рудничного пруда. Кроме того, немаловажное открытие сделано на левом берегу речки Ташкутарганки выше плотины, замечательное нахождением значительного количества золотых самородков, коих поныне добыто 52, весом от 1 до 7 фунтов”.
Как можно понять, никто не собирался уходить с Царёво-Александровского и Царёво-Николаевского приисков, давших за двадцать лет 400 пудов золота. Прииски просто отслужили своё, на них ещё тщательно дорабатывали последние нетронутые земли и принялись за разведку прилегающих к ним мест. Около разрушенной плотины открыли россыпь с содержанием 8 золотников (золотник – 4,2658 г) на 100 пудов. Ещё ближе к плотине содержание золота в ста пудах песка много больше. Плотина от золотопромывальной фабрики, от места, где “прятался” золотой гигант в 36 кг весом, отстояла на 17 саженей, т. е. где-то на 36 метров. Чем ближе к самородку-гиганту, тем содержание золота в песке больше и больше. Около самой фабрики брали в земле уже по 50-70 золотников, по-современному – по 200-300 граммов. К крупнейшему самородку, таким образом, старателей вела в буквальном смысле золотая, шириной с полметра дорожка! И именно Никифор Сюткин 26 октября 1842 года натолкнулся, ступая по этой, идущей на трёхметровой от поверхности глубине дорожке, на более чем двухпудовый золотой кусок.
Почему именно на трёхметровой глубине? Да потому, что там начинался диорит – магматическая глубинная горная порода. Ниже диорита самородок просто не мог лежать. Конечно, ни сам Сюткин, ни другие, находившиеся в тот день рядом с ним рабочие не ожидали встретить золотой кусок в два с лишним пуда. Возможно, рассчитывали на очень богатый золотом песок, на рядовой самородок, на несколько рядовых самородков в полфунта, фунт, несколько фунтов, но уж никак не на такого великана…
Так что, не обнаружь в день 26 октября 1842 года Никифор Сюткин державный самородок, названный позднее “Большим треугольником”, золотой гигант нашли бы почти неизбежно. Я хочу сказать, что находка эта была всё-таки случайной неслучайностью. На другой, на третий, на пятый, на десятый ли день, углубляясь под фабрикой в землю, кто-то бы наткнулся на “Золотой треугольник”. А так другим рабочим досталось “довольствоваться” самородками по фунту, два, пять, семь, как свита окружавшими царя русских самородков на царской Царёво-Александровской золотоплатиновой россыпи…
Самородок сохранился до наших дней и хранится в Алмазном фонде Кремля. Так что, увидеть его может любой желающий.
В алмазном фонде выставлен не самородок, а муляж,
Ну и что? Там же хранится и оригинал. Тебе то какая разница что лежит за стеклом? Не спектральный же анализ проводить.
Сколько ещё нас ждёт открытий чудных,когда компактные металлоискатели смогут "смотреть"на 3 метра в глубину?
Скоро изобретатель такие искатели
Простите изобретут
В Екатеринбурге, В Уральском геологическом музе - есть такой же макет, как в Алмазном фонде.