11 июля 2013

Исторические объекты, связанные с Белым движением, до сих пор никем не охраняются. Инициатива об участии Федерации приборного поиска в сохранении исторического наследия прозвучала на учредительном съезде организации в январе 2012 года. Изучая находки и невольно соприкасаясь с прошлым, энтузиасты-поисковики постепенно проникаются уважением к истории города, региона и в конечном счете страны. Сотрудничество с официальной наукой вытекает из самой деятельности поисковиков, говорили участники съезда и приводили немало примеров передачи в музейные коллекции своих найденных артефактов.

После съезда я решил более внимательно изучить организацию выявления и постановки на учет и, соответственно, охрану объектов культурного наследия. Толчком послужило и письмо общественника из села Нерчинский Завод Романа Федотова. Более десяти лет Роман, кстати археолог по образованию, добивается присвоения статуса памятника некоторым археологическим объектам района. В здешних местах выявлены древние плавильные печи и рудники, петроглиф (Онохойские столбы), могильники эпохи раннего железа и Средневековья. И, безусловно, самым известным объектом является Аргунский (впоследствии Нерчинский) сереброплавильный завод, открытый в 1704 году. Первое серебро в России было добыто именно из нерчинских руд.

Култума, воспетая писателем Черкасовым. На месте бывшего храма. Газета Кладоискатель Золото Клады Сокровища номер 9

Подобные объекты в европейских странах давно признаны памятниками высочайшего разряда, и туда, как говорится, не зарастает народная тропа — едут школьники, краеведы, ученые и, конечно, туристы. У нас же все наоборот — процедура признания объекта памятником крайне усложнена. В районе, насыщенном памятниками разного типа, нет ни одной охранной территории.

Главная трудность — среди читинских археологов нет специалистов, имеющих право на экспертную оценку выявленного объекта. Без экспертизы признать объект памятником и внести в специальный госреестр невозможно, это требование закона.

«Аттестованных специалистов нет не только у нас, в Забайкалье, нет их и в ближайшей округе, — пояснила мне начальник управления минкультуры Забайкальского края Татьяна Жеребцова.

— За экспертизой на археологические памятники надо ехать в Москву. Экспертиза платная».

Чудом сохранившийся памятник на могиле купца А.М.Лушникова из Кяхты Газета Кладоискатель Золото Клады Сокровища номер 9

Нельзя сказать, что в наших регионах нет археологов-профессионалов, дело тормозят именно бюрократические проволочки. С этим согласна специалист Института археологии Академии наук Ольга Зеленцова. Она готова оказать возможную помощь в экспертной оценке наших объектов. В ближайшее время в Москву, при нашем посредничестве, будут отправлены документы на аттестацию археологов из Читы, а позднее, возможно, и из других регионов. Так что Роман Федотов, будем надеяться, дождется экспертной оценки своих объектов.

Изучая списки объектов культурного наследия, размещенные на сайте минкультуры Забайкальского края, я заметил такую особенность: почти нет памятников, поставленных на охрану в последние годы и даже десятилетия. Видимо, в крутые девяностые и даже в богатые нулевые (2000-е) до охранных территорий руки не доходили. В Нерчинско-Заводском районе памятников, имеющих статус регионального или федерального уровня, всего четыре. Все они были выявлены и поставлены на охрану при советской власти и, естественно, относятся либо к декабристам (борцам с царским режимом большевики благоволили), либо к участникам революционных событий 1905—1907 годов.

Беспризорные памятники Село Унда Бывший храм Газета Кладоискатель номер 9

Памятником федерального уровня является гора Благодатка, где отбывали каторгу первые 8 декабристов. В то же время гора Крестовка, где был построен первый в России сереброплавильный завод, не числится даже в списках кандидатов в памятники.

Федеральным памятником является и Горно-Зерентуйская тюрьма — каторжная, где отбывали заключение народники и участники революции 1905—1907 гг. Но в то же время дом известного забайкальского купца Кандинского — в Нерчинском Заводе, 1830-х годов постройки, с колоннами — пребывает в страшном запустении и не числится в списках охраняемых государством объектов.

Да что там дом Кандинского! В селе Калинино (бывшем Монастырском) до последнего времени беспризорным стоял первый каменный храм в Восточной Сибири — в честь Успения Богородицы, освященный ровно 300 лет назад. В связи с юбилеем началась реставрация здания. Но это один из редких случаев, большинство исторических объектов не внесены в списки охранных территорий и постепенно умирают. Нет у нас практически ни одного памятника муниципального уровня, даже в районах, достаточно развитых в экономическом отношении.

Давно прошли времена, когда в стране господствовали одна компартия и один большевистский режим. Написаны и изданы горы литературы о Белом движении и его лидерах, об ужасах красного террора и бесчеловечной коммунистической идеологии. Все это есть, кроме памятников. Нет в нашем крае ни одного памятного места, связанного с Белым движением, которому был бы присвоен статус охраняемой государством территории. В ближайшее время группа энтузиастов подготовит предложения по увековечению памяти участников армии атамана Семенова, а также полных георгиевских кавалеров. В одном случае это будет мемориальная доска (например: «Здесь жил и работал лидер Белого движения, верный сын Отечества Григорий Михайлович Семенов», в другом случае — памятный знак в честь мужества и героизма белых солдат и офицеров, доблестно сражавшихся за свободную и процветающую Россию.

В братоубийственной войне нет правых и виноватых. Мы должны помнить о всех соотечественниках, воевавших по разные стороны баррикад. В селе Тайна, где я родился, до Октябрьского переворота 1917 года проживала дружная семья Ефима Чугуевского. Два его сына, Семен и Андрей были участниками военных баталий начала века и заслужили по четыре солдатских креста — стали полными георгиевскими кавалерами. Но пришла Гражданская война, и старший, Семен, ушел к белым, командовал сотней у атамана Семенова. Андрей Ефимович подался к красным, был командиром 5-го кавалерийского партизанского полка. Память об Андрее увековечена на доме в Тайне, где он жил, — установлена мемориальная доска. О Семене Ефимовиче нет упоминания ни в одном справочнике, не говоря уже о мемориальной доске или памятнике. Такое забвение опасно дальнейшим противостоянием, в конце концов это кощунственно по отношению к далеко не худшей части граждан России, сражавшихся против большевизма и красной диктатуры. Блестящий пример иркутян, установивших памятник славному Александру Васильевичу Колчаку, не должен стать последним в нашем сибирском крае.

Виктор Курочкин, председатель общественного движения «Родное Забайкалье», член правления ФППР.

По материалам газеты "Кладоискатель. Золото. Клады. Сокровища"


Рейтинг: 7
Просмотров: 8111


Комментарии и обсуждение

  • Наташа (Ната), Балашиха, 12.07.2013 04:58

    Прекрасная статья. Абсолютно согласна с автором. Если коммунистические памятники охраняют, то все белогвардейские по прежнему в плачевном состоянии. Это психологический фактор, родимые пятна совка. Действительно, если ФППР займется тем, что он декларировал на съезде, то и отношение к кладоискателям изменится. Лучше, чем митинговать, субботники провести на памятниках. Это будет заметнее.

  • Андрей (Амарант), Снежинск, 07.04.2014 12:57

    Рудольф, здравствуйте! Скажите, как узнать прошла ли регистрация согласно пред оставленной  Вами формы?

  • Ленёв валерий Николаевич (lenevvn), Луховицы, 16.01.2016 05:05

     Истину пишет автор. Респект и Уважение. Это наша история и нельзя об этом забывать. В конце концов  они были солдатами и давали присягу. Кто то ей изменял а кто то нет. Они понимали слово Родина по своему и умирали за неё. Белые, красные они были РУССКИЕ. Памятники должны стоять  и красным и белым как напоминание о противостоянии.

  • Жужа (ser26rus0), Аккермановка, 16.01.2016 05:28

    ПЕЧАЛЬКА

  • МАИР (МАИР), Тула, 16.01.2016 06:23

    1кирпичная стелла воинам погибшим в 1 мировую,после революци была снесена и по этому месту более 70 лет коров гоняли

  • Алекс (drwatson), Северск, 25.04.2016 13:11

    МАИР (МАИР), Тула писал(а):

    кирпичная стелла воинам погибшим в 1 мировую,после революци была снесена и по этому месту более 70 лет коров гоняли

    Может место для стеллы выбрали не правильно? Так может быть? Народное хозяйство никто не отменял. Как было удобнее, так и гоняли коров. 


Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация