Глубоко это сколько?
Нырять глубоко. С какой отметки начинается настоящая глубина? Для любительского дайвинга удобнее рассматривать так называемые комфортную глубину и субъективную глубину. Из опыта, могу сказать, что комфортная глубина это максимальная глубина, на которой вы успели побывать минус десять. Например, если в вашей практике есть погружение на 20 метров, то, очевидно, на 10 вы будете чувствовать себя " как дома" . То есть для вас субъективное понятие нырнуть глубоко начинается от 20 и глубже. Любительский дайвинг ограничивается глубиной 30 метров. Это обусловлено физиологическими причинами: наркотическое воздействие азота на организм, насыщение тканей инертными газами, итд.
Что касается погружений на предельные глубины ( 100 м и глубже) то это уже совсем другая тема имеющая название технический дайвинг. Занимаются этим совершенно другие люди с другим снаряжением и подготовкой.
Поисковая экспедиция к месту гибели ледокола Байкал . Танхой, станция Мысовая, оз, Байкал.
Утро 03 .08.2013 - погрузка команды глубоководных дайверов со снаряжением на корабль.
Время в пути - три часа. За это время готовится снаряжение и составляются планы погружений.
Если на поверхности вы вдыхаете за раз примерно 0,5 литра воздуха, то на глубине 100 метров, при давлении окружающей среды в 11 атмосфер на один вдох вам потребуется уже 5,5 литров ( 0,5*11=5,5) . Чувствуете разницу?
Наша команда разделилась на пары. Каждая пара имела свою цель погружения, соответственно, свою глубину, время и маршрут. Самая глубоководная группа состояла из меня и опытного подводника Василия Ярошенко.
Мы с Василием составили план на 75 метров с нахождением на глубине 15 минут. Используемые дыхательные смеси :
Гипоксический тримикс 17/33 (17% кислорода, 33% гелия, 50% азота) в 24 -х литровых спарках под давление 200 бар в качестве донной газовой смеси. На ней планировали уйти прямо с поверхности. Хотя 17 процентов кислорода мало длянормальной жизнедеятельности организма, но все же при непродолжительном дыхании такая смесь не вызовет гипоксию мозга со всеми печальными вытекающими.
Для подъема с декомпрессионными остановками взяли с собой дополнительные баллоны - стейджи с nitrox50 ( 50% кислорода, 50% азота) и чистый кислород О2. Для поддува сухих костюмов использовались отдельные 2-х литровый баллоны с сжатым воздухом.
Непосредственно само погружение, что удалось выполнить , а что осталось на следующий раз.
С самого начала мы потерпели неудачу с выбором места, с которого начнется падение в бездну. Корабль, который мы зафрахтовали, оказался без эхолота и подробных лоцманских карт. Известно было только то, что от старого пирса сразу начинается крутой спуск и идет он примерно до ста метров. но эта была " народная" информация от местных рыбаков. В какой конкретно точке надо было начать погружение, чтобы прийти прямо на глубину 75 метров, а не воткнуться в дно раньше, на глазок определить невозможно.
Начали спуск. Первые пятнадцать метров шли в теплой мутной воде. Темпиратура воды 19 градусов. Было жарко и ничего не видно. После 15 почувствовали действие термоклина, температура понизилась до 5 градусов. Зато видимость значительно улучшилась и составила примерно 20 метров. Далее, примерно на 40 метрах глубины, мы воткнулись в дно......
Посовещавшись языком жестов приняли решение погружаться дальше по склону до такой глубины, при которой возможно было без проблем вернуться обратно.
Пейзаж впечатлял. Донный ландшафт состоял из нескольких каньонов, уходивших в бездну и разделенных высоченными гладкими дюнами. Грунт- песок, плюс сантиметров пять тяжелого ила. Видимость отличная. По одному из коньонов мы шли до отметки 65 метров. На этой глубине у нас закончилось донное время и пришлось поворачивать назад. Бросив прощальные взгляды вглубь, куда уходит каньон, мы начали плавный подъем.
Решили маршрут подъёма проложить по гигантской дюне, представляющей собой стенку, отделяющую наш каньон от соседнего. Дюна была очень крутой, высотой метров десять и сам ее гребень в ширину составил не более метра.
Растительности не было, камней тоже. Только гладкие светло- серо- коричневые поверхности. Ил настолько тяжелый, что сразу оседал на дно как песок. Кое- где встречались бычки с огромными мягкими плавниками. Издали они напоминали каких- то вуалехвостых аквариумных рыбок., Свернувшись калачиком на песке дремал гамарус. Встречались стволы деревьев вместе с корнями. Огромные реликтовые тополя в три обхвата. Где то здесь был обстрелян, сгорел и затонул наш ледокол.... В каком то из этих каньонов на глубине могут лежать огромные латунные винты и прочие его части. Где же это все.... мы ничего не нашли. Мы возвращаемся на корабль. Впереди еще несколько декомпрессионных остановок
С 21 метра переключились дышать на стейджи с nitrox50. Сделали остановку. Дюна продолжала плавно стремиться вверх. Но стоило посмотреть вправо или влево, на уходящие вниз в каньоны ее склоны, начинало щемить непреодолимое желание нырять здесь, пока не останется обследованным каждый квадратный метр этого удивительного места.
Я начала замерзать. Как назло протекла правая перчатка. Вода+5 градусов. Вскоре добрались до термоклина и жизнь наладилась . При + 19 мне стало жарко и я перестала чувствовать проблему с протекшей перчаткой.
На 10 метрах подошли к старому пирсу. Хорошо сделано сооружение! Огромные бревна сложены и сцеплены так, что стены до сих пор стоят ровненько. В прошлом году из под самого пирса мы выудили семидесяти килограммовый латунный винт. Лежит теперь у нас в офисе,
На 6 метрах переключились дышать чистым кислородом. Дело не само полезное, но кислород запускает процессы быстрого рассыщения организма от накопившегося азота. В данной ситуации это главное. Азот, накапливающийся в тканях во время погружения, при всплытии высвобождается. Это как открыть бутылку газировки. Поддавлением газ был растворен. Давление упало - содержимое пошло пеной.
Вот почему надо всплывать медленно. Чтобы не " вскипеть". Это и называется декомпрессионной болезнью. Для предотвращения заболевания существуют декомпрессионные остановки и различные дыхательные смеси со сниженным содержанием азота.
Но лично для меня в этот день все сложилось по другому
Проблема
Декомпрессия завершилась. Пора домой. На всплытие почувствовала легкую боль в левой руке . Где- то от локтя до запястья. Подозрений на дкб ( декомпрессионная болезнь) не было. Подплыв к кораблю я начала пытаться подвесить баллон- стейдж к веревке, чтобы его вытащили на палубу. Рука не слушалась. Одно неловкое движение и я уронила стейдж, который плавно пошел вниз и вскоре исчез из видимости.
Выругавшись, я вставила в рот регулятор от спарки начала погружение за стейджем. Погрузиться пришлось на глубину 24 метра. Баллон я нашла быстро, вдобавок заметила, что боль в руке стихла. Значит я в "деке", сомнений быть не может. Начала повторное вспылите. Немного постояла для рекомпрессии, (как выяснилось, не достаточно). Потом всплыла совсем. Рука болела не сильно. Я выбралась на корабль, с трудом разделась. Василий уже пил чай.
Минут через пятнадцать боль усилилась. Заломило всю руку, на плече возник обширный болезненный отек, закружилась голова. Классическая " дека" ! Стадия заболевания не серьезная, но без должного лечения может прогрессировать в нервно- паралитическую форму с печальными последствиями. В этом случае уже без барокамеры не обойтись. Боль нарастала. Я поделилась своими переживаниями с товарищами. Меня сразу уложили на палубу и дали пить много воды с аспирином и дышать чистым кислородом. Так прошли все три часа пути. Дома рядом со мной на кровать пристроили тот же баллон ))
Это все было вчера. Сегодня мне лучше. Боль прошла, отек пока нет. Зато мне необходим покой и постельный режим, благодаря которому появилась возможность написать отчет об экспедиции.
Анализ причин , вызвавших ДКБ
Накануне я совершила глубокое погружение на 90 метров, во время которого очень замерзла. Переохлаждение является неблагоприятным фактором, затрудняющим рассыщение от азота. После погружения пришлось много физически работать, таскать тяжелые баллоны, ворочать компрессор, что ведет к усиленному кровообращению и образованию азотных пузырей в тканях. чем больше диаметр пузырька, тем дольше идет его ликвидация. Вечером мое самочувствие было не очень хорошим.
Очевидно, рассыщение организма было затруднено и не прошло эффективно. Я погрузилась снова на 75 уже имея в организме множество вчерашнего азота. Рассыщение при декоостановках пошло так же не эффективно. Азот из- за своего количества начал выходить не только через кровяное русло в легкие, а частично устремился в уже имеющиеся в тканях микро пузырьки, которые из- за его обилия быстро перешли в размере через критический диаметр. Это и вызвало ДКБ. Хорошо, что все обошлось легкой формой.
Продолжение экспедиции обязательно будет! Настоящие исследователи никогда не прекращают поиск. А если настоящие не мы, то кто тогда?
Фото Татьяна Опарина Дайвклуб Байкалтек
Очень интересно! Ждем продолжения
Да, девчонки-любители ныряете на 100 метров, а подлодку "Курск" поднять не смогли со 100 метровой глубины. Две недели искали специалистов-подводников, типа в России таких специалистов нет. БЛЯ! ПОЗОР! СТЫДНО! Зла не хватает, ждали две недели когда в "Курске" все вымрут, а потом поручили шведам распилить Курск на дне. А теперь отдали им часть шельфа, интересно за какие такие услуги?
Как торпедировали подводную лодку "Курск" http://clubklad.ru/blog/article/1439/
Какой рекорд глубины погружения у вас девушки? Курск поднять смогли бы?
Здорово, аж самому захотелось занырнуть !!!
У меня пока 90. Но на следующей неделе собираюсь на 100. У Татьяны Опариной пока личный рекорд 140. Но ее опыт и стаж с моим в сравнение не идут. Вообщем, мы развиваемся в этом направлении ))
Красота неимоверная на дне!Но это останется мечтой (((((
Красота неимоверная до 20 метров. А дальше чем глубже, тем всё меньше и растительности и живности. Да и цвета только черно синие...