И что только не выкидывают на помойку! В середине 90-х, вынося мусор, случайно, заметил рисунки сделанные карандашом валяющиеся у мусорного бака. Подобрал, красивые, рядом еще несколько рисунков и блокнот. Собрал я это богатство и принес домой, рассмотрел и ахнул, рисунки принадлежали знаменитому антропологу Михаилу Герасимову, который впервые восстановил лицо человека по черепу. Сейчас, блокнот и рисунки хранятся в музее кладоискателей в Иркутске.
История.
Доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, Михаил Михайлович Герасимов известен во всем мире своими сенсационными работами в антропологии. Наш корреспондент побывал в гостях у знаменитого ученого и взял у него интервью.
— Михаил Михайлович, сколько скульптурных портретов создали вы за свою жизнь?
— Чуть больше двухсот.
— Какова их судьба?
— Большинство скульптурных портретов было сделано по просьбе музеев нашей страны и других стран. И хранятся они в этих музеях. Например, во Владивостоке, Нальчике, Иркутске, Киеве, Ульяновске, Хабаровске, Ленинграде, Веймаре, Будапеште, Париже, Софии. В Москве их можно увидеть в Государственном биологическом музее имени К. Тимирязева, в дарвиновском и антропологическом музеях, в Музее истории и реконструкции Москвы, в Музее Вооруженных Сил СССР. Сегодня над восстановлением лица по черепу работает целая лаборатория пластической реконструкции Института этнографии АН СССР, заведующим которой я и являюсь.
Объем нашей работы и ее перспективы говорят о том, что пришло время создать единый центр (как бы он ни назывался), где можно было бы сосредоточить все наши реконструкции. Пока такого центра нет, часть работ (около 60) я храню дома.
—Вам было 20 лет, когда вы создали первые скульптурные портреты по черепу: питекантропа и неандертальца. Что послужило толчком для вашей работы и на чей предыдущий опыт вы опирались?
— Еще подростком я прочитал в журналах «Природа и люди», «Вселенная и человечество» ряд статей, посвященных реконструкции человеческого лица по черепу, и это решило мою судьбу.
К этому времени в науке уже существовал какой-то опыт по восстановлению облика ископаемых людей. В 1877 году анатом Шаффгаузен предпринял первую попытку воспроизведения по черепу внешнего облика человека.
Затем в 1899 году швейцарский ученый Кольман совместно со скульптором Бехли разработали специальную методику по реконструкции человеческого облика по черепу.
Позже в этой области работали многие ученые. Но их работы в основном воспроизводили обобщающий расовый тип. В возможность создания по черепу индивидуального портрета определенного человека тогда мало кто верил.
Потребовалось много лет подготовки, понадобилось разработать специальную методику, прежде чем удалось впервые разрешить проблему портретной реконструкции. Серия контрольных опытов в 1937— 38 годах по черепам современных людей дала мне возможность начать работу по созданию портретов исторических деятелей.
—Портреты каких исторических лиц представляютдля вас наибольший интерес? Что вы считаете своей неосуществленной мечтой?—— Мне бы очень хотелось создать скульптурный портрет Моцарта. Вероятно, не многие знают, что Моцарт погребен в общей могиле, и вряд ли сейчас возможно разыскать её. А между тем, если бы она была найдена, то даже среди многих скелетов можно было бы с уверенностью узнать прах гениального музыканта. Мечтаю о портретах Пушкина и Лермонтова. Нам могут сказать, помилуйте, сохранились их изображения. Но, посмотрите попристальнее на них. Сколько существует, например, зарисовок Лермонтова? Их очень много, и все они достаточно разные. Какому из них отдать предпочтение? И можно ли вообще верить всякому портрету? Всём хорошо известны портреты Пушкина работы Тропинина и Кипренского. Оба они были написаны в один и тот же год (1827). Много ли общего между ними? Посмертная маска только в очень редких случаях дает некоторое представление о подлинном человеческом лице. Что же касается маски Пушкина, то она не совсем удачна и не раскрывает всего богатства облика поэта. Вот почему мне так хотелось бы иметь возможность воспроизвести с возможной достоверностью портрет великого русского поэта. — Скульптор не может не быть субъективным. Не отражается ли это на исторической достоверности? Что в вашей работе от точных наук и что от искусства? В отличие от художественного портрета, реконструкция по черепу является не субъективным, а строго объективным изображением. Череп является единственной объективной основой для создания документально-портретной реконструкции.
—Следовательно, ваши работы можно считать документом?
— Да, конечно, в какой-то мере это документ. Восстановленное по черепу лицо, конечно, не является полным тождеством, но это максимальное приближение к действительному облику человека. Художественный портрет, создаваемый скульптором или живописцем, - это изображение прежде всего эмоциональное. Художник не обязан давать протокольное изображение модели. Он всегда передает свое субъективное отношение к образу. Реконструкция же по черепу — это, если угодно,— протокол. И в то же время, если говорить об искусстве, я не представляю ни одну область науки без его присутствия, ибо человеческое восприятие — это синтез науки и искусства. —Возможны ли ошибки в вашей работе?— Это вопрос техники и опыта. Практика показала, что по одному и тому же черепу два исследователя воспроизводят одно и то же лицо. Степень различия будет незначительна и главным образом будет объясняться манерой воспроизведения.Мы проводили контрольные опыты построения графического профиля по черепу. Как правило, все сотрудники лаборатории дают один и тот же профиль.
—Что является самым трудным при создании скульптурного портрета?
— Процесс лепки - моделирование - возникает механически. Важно понять существо формы черепа, «прочесть» его, так как тончайшие его детали обусловливают воспроизведение отдельных черт лица. Правильно восстанавливая эти детали, мы в результате специфической индивидуальности, особенностей черепа каждого человека получаем индивидуальный портрет. Ибо каждому человеку свойствен только его профиль, только его асимметрии, и все это фиксируется в форме рельефа черепа.
—Сколько времени требуетсядлясоздания скульптурного портрета?
— На реконструкцию этнического типа уходит три месяца. На реконструкцию исторического лица — шесть.
Есть работы, которые требуют годы. Например, над «Человеком из Брокен-Хилла»яработал семь лет.
— В вашей работе сочетаются несколько наук. Как вы сами определяете свою специальность? — Я прежде всего историк. Моя профессия – изучение доисторического человека. Но наряду с изучением его культуры во всех ее проявлениях меня всегда интересовал облик человека. Это и послужило основным стимулом для развития новой области в антропологии.
—Поступали ли к вам предложения на осуществление работ из-за рубежа?
— Да. Недавно выполнил просьбу из Болгарии. Восстановил облик их национального героя — Стефана Караджа.
В 1968 году в Париже проходил международный симпозиум ЮНЕСКО посвященный проблеме изменения природной среды и появления человека. Я был приглашен туда со специальной выставкой ископаемого человека. В этой коллекции были представлены реконструкции, начиная от синантропа, жившего многие тысячелетия назад, и до человека, жившего 16 тысяч лет назад. Эти реконструкции были оставлены в дар ЮНЕСКО и, по-видимому, будут выставлены в Музее человека.
—Какой из портретов вам особенно дорог и почему?
Каждая реконструкция представляла для меня огромный интерес и дорога по-своему. С Ярославом Мудрым связано прежде всего волнение. И чувство ответственности. Это была моя первая работа по восстановлению портрета исторического деятеля. Интересно было работать над портретом Андрея Боголюбского. Работа по созданию портрета Федора Ушакова была связана с трудностями поиска точного места захоронения. Еще сложнее было с портретом таджикского поэта Рудаки. О нем почти ничего не было известно, кроме того, что он был слеп. Неизвестна была его могила. Мне пришлось изучить все творческое наследие поэта. Я прочел его стихи как... анатом. Выяснилось, что поэт был слеп не от рождения, а был ослеплен после 50 лет, что у него одновременно выпали сразу все зубы. Все это и помогло мне опознать останки поэта и восстановить затем его портрет.
Дорог мне портрет и МарииФедоровны Достоевской. И только потому, что он был первым моим серьёзным испытанием. В лице матери писателя я увидел черты ее великого сына и понял, что всем лучшим в себе он обязан ей.
—Восстановление лица по черепу имеет пока небольшую историю. Какие перспективы вы видите для него в дальнейшем?
— Несколько замечаний по поводу «небольшой истории». Мальчиком я видел полет прославленного Сергея Уточкина. Они всем казался чудом. Сегодня мы свидетели первых шагов людей по Луне. Это фантастический скачок. И все за какие-то 50—60 лет. То есть, я хочу сказать, что история в наше время, как отрезок времени для любой науки,— понятие относительное.
Перед вами серия реконструкций ископаемого человека. Здесь представлены скульптурные портреты синантропа и классических неандертальцев. Будучи собраны в одном месте, они помогут не только наглядно представить историю развития человечества, но окажутся чрезвычайно важными для воспитания материалистического мировоззрения молодежи.
Т.Ювжик
Эта находка значительно ценнее и интереснее любого колье с бриллиантами! Невероятно! Сам Великий Антрополог Герасимов! Каждый эскиз уже целое сокровище!!!
Куракиной от Попова на титуле вообще-то. Сокровище же это еще не состояние, потому видимо и на помойку выкинуто было. В Иркутске наверное не реализовать сие было.
Согласен с Екатериной с Екатериной полностью! Эта находка и интересна, и представляет ценность конечно для определённого круга людей. И этим всё сказано.
Дарственная подпись ничего не значит. Блокнот могли передарить. Там каждый рисунок подписан самим Герасимовым. А на помойку.... так это и объяснять не надо. По земле столько быдла ходит, для которого ценностью является только то, что можно сожрать, выпить и на чем поездить.
Екатерина, про Герасимова - бесспорно. Как быдло распоряжается сиим достоянием - вот в чем сущность. Это - СОКРОВИЩЕ, на котором не смогли сделать состояния... И тут Рудольф, которому и так везет от Бога, как всегда вовремя поднял раритет.