В 1900 году производство золота в России составляло 34,7 тонны, что было значительно меньше, чем в США (118,2 т) и Австралии (113,2 т). Огромная территория Сибири была слабо освоена, население составляло всего около 6 млн чел. Император Николай II предвидел возможные осложнения и конфликты в Дальневосточном регионе. Необходимо было быстрее его осваивать. С этой целью строился Транссиб и создавались льготные условия для развития бизнеса в Сибири. В том числе был принят закон «О свободном обращении шлихового золота».
Состояние золотопромышленной отрасли на рубеже XIX и XX веков и обоснование необходимости изменений законов было сформулировано в статье Александра Девиера «Краткий исторический очерк постановлений по частному золотому промыслу», опубликованный в 1901 году в «Горном журнале».
«...Ближайшее ознакомление с положением золотого промысла в России показало, что едва ли оно могло быть признано удовлетворительным, что объясняется, конечно, прежде всего тем, что промысел этот в России, по сравнению с таковым в других золотодобывающих странах, находится в более тяжелом положении уже в силу одних естественных и экономических условий наших золотоносных районов.
Суровый климат, позволяющий производить главные работы только меньшую часть года, вечная мерзлота почвы или сильная ее водопроницаемость, удаленность золотоносных областей от населенных пунктов, незаселенность тайги, отсутствие сносных путей сообщения относятся к таким условиям, из коих одни, очевидно, вовсе неустранимы, а другие могут быть устранены лишь вместе с общим культурным подъемом целого края. Но независимо от сих причин общего характера весьма крупную роль в сравнительной отсталости отрасли золотого промысла играет также несовершенство законодательства о золотопромышленности из-за излишней регламентации промысла, затрудняющей частным лицам доступ к поискам и добыче золота, и в особенности тяжесть и неравномерность лежащих на золотопромышленности платежей.
Последнее представляется тем более важным, что золотой промысел, по присущей ему особенности, не располагает средством, как все прочие отрасли, покрывать убытки по производству промысла и возмещать лежащие на нем налоги путем повышения цены добываемого продукта, ибо цена золота не может превышать определенной монетной цены.
Цена всякого другого товара при обеспеченном спросе на этот товар обусловливается, главным образом, издержками производства, в случае повышения коих всякое другое производство может быть охранено от конкуренции иностранных товаров путем таможенного покровительства. Золотой же промысел, при наличии вышеуказанных неблагоприятных условий, неизбежно должен ограничиваться разработкой лишь наиболее богатых месторождений, что ведет к уменьшению в стране общей добычи металла.
Между тем весьма крупную часть этих издержек производства составляют, как оказалось, платежи золотопромышленных предприятий в казну в виде горной подати с добываемого ими золота и подесятинной платы за пользование отведенными под золотые прииски казенными землями. На ту и другую золотопромышленность тратит в среднем около 8% с получаемого ею валового дохода, или около 30% с чистой прибыли, причем обложение колеблется в среднем для целых районов от 13 до 78% чистой прибыли, а по отдельным предприятиям обложение в процентах с чистой прибыли подвержено еще большим колебаниям. Причиною этого служит то, что добываемое золото оплачивается горной податью, взимаемою в процентах (от 3 до 10%) с валовой его добычи.
Таким образом, объектом обложения в золотом промысле служит валовой доход предприятий. Однако постоянного соответствия между валовым и чистым доходом в золотопромышленном деле не существует и не может существовать. В зависимости от степени золотоносности разрабатываемых приисков, толщины золотоносного пласта и прикрывающей его пустой породы, а также местностей, отнесенных по платежу горной подати к одному району, она обходится на разных приисках, даже соседних, в весьма различную цену. Вследствие этого горная подать, составляя для разрабатывающих богатые россыпи предприятий сравнительно незначительную часть поучаемой ими прибыли, поглощает большую ее часть у предприятий, находящихся в менее благоприятных условиях. Между тем количество разрабатываемых богатых залежей золота у нас с каждым годом сокращается, и дальнейшее развитие этой отрасли горного дела возможно лишь при условии усиленной разработки золотоносных пластов с умеренным содержанием золота, работа на коих при существующих условиях не представляет выгоды для промышленника. Кроме того, тяжесть горной подати с золота препятствует введению усовершенствованных способов отделения золота от породы, как, например, химического, ввиду значительной их дороговизны.
Такое положение дела вызвало необходимость в выделении вопросов о свободном обращении шлихового золота и замены горной подати с него иным способом обложения для детальной их разработки, которая возложена на особое совещание под личным председательством министра земледелия и государственных имуществ».
В итоге закон «О свободном обращении шлихового золота» был принят в России 12 марта 1901 года и введен в действие 1 марта 1902 года. По этому закону частным золотопромышленникам и физическим лицам было разрешено свободно осуществлять операции по куплепродаже и переработке драгоценных металлов.
В «Вестнике золотопромышленности», издаваемом в Томске, отреагировали на принятие закона так: «Этим давно ожидаемым законом отменяется обязательное представление в казенные лаборатории добытого частными лицами шлихового золота, которое освобождено от оплаты горною подати, и вместе с тем частным лицам разрешается устройство лабораторий и вообще всякого рода заведений для сплава и очистки золота, серебра и платины».
Горная подать (нынешний НДПИ) заменялась налогом на используемую землю и налогом на прибыль. При этом налоговое бремя на предприятия уменьшилось по разным регионам от 20 до 65%. Результатом этих и других мер стал мощный скачок в развитии российской золотодобычи и настоящая золотая лихорадка в Сибири. Одновременно с этим происходила активная «индустриализация» и заселение самых отдаленных золотоносных регионов.
Бюллетень «Золотодобыча», №153, www.zolotodb.ru
В результате
1910 г. — Добыча золота в стране за год составила 63,6 т и достигла максимума, который в дореволюционной России не был превзойден. Из общего количества добытого золота: доля рудного — 20%, россыпного — 80%. Только 5% россыпного золота добыто механизированным способом. Россия по добыче золота занимает IV место в мире после Южной Африки, Америки и Австралии, где в связи с открытием новых золотоносных районов добыча золота значительно возросла.
1913 г. — В России работает 1517 приисков и 257 рудников. Общая добыча золота составила 61,7 т. По сравнению с началом века добыча возросла более чем в 1,7 раза. Всего в период с 1901-го по
1917 г. в России было добыто 777,8 тонны золота.
1914 г. — Золотой запас России составлял небывалую сумму — около 1,7 млрд руб., что превышало фонды английского, французского и германского банков. Бумажные деньги свободно обменивались на золотые монеты, которые были в обращении в большом количестве. Серебряные монеты были вспомогательным средством платежа, как разменные деньги.
Таким образом, царскому правительству удалось решить проблему развития Сибири. Благодаря новому закону к поискам золота было привлечено множество людей. Золото было найдено в самых удаленных районах.
В 1916 году оно было уже найдено в бассейне р.Колымы на одном из притоков р. Среднекана, (впоследствии названном Ключ Борискин). Для обеспечения приисков прокладывались дороги, строились поселки, росли города. Население Сибири за 12 лет увеличилось почти на 70%, с 6 до 10 млн человек.
Можно ли добывать золото в России сейчас? http://clubklad.ru/blog/article/3497/