Шел 1965 год. На прииске Маракан объединения "Лензолото" начат
монтаж новой драги с емкостью ковша 600 литров.
Драга, получившая номер
601, была спущена со стапеля в ноябре 1967 года, а
уже в 1968 году принята государственной комиссией.
30 сентября 1969 года был
подписан акт о введении в
эксплуатацию крупнейшей
в СССР и, по многочисленным утверждениям, крупнейшей в мире 600-литровой континентальной драги
— первой и единственной
драги отечественного производства такого масштаба.
Размеры мараканской драги и ее технические характеристики поражают до сих пор. По
основным показателям она превосходила даже прославленные
крейсеры периода Великой
Отечественной войны. Хотя это
и не совсем корректно, но для
сравнения следует отметить,
что Краснознаменный крейсер
Балтийского флота "Киров" имел
меньшие размеры и водоизмещение.
По своей сути драга № 601
представляла собой полновесную плавучую обогатительную
фабрику, оснащенную по последнему слову техники. На ней
было установлено самое современное на тот период промывочное и обогатительное
оборудование: 2-стадийная система подвижных саморазгружающихся шлюзов, элеваторы,
концентрационные столы, отсадочные машины, сепараторы,
гидроловушки, амальгоматоры,
классификаторы, самородкоуловители.
Поперечно-продольная система набора конструкции понтона с водонепроницаемыми
переборками и наличие высокопроизводительной автоматической системы откачки воды
обеспечивали на период сдачи
практическую непотопляемость
драги. Смонтированные на ней
электродвигатели имели суммарную мощность 7300 кВт, а их
количество достигало 300. Общая производительность дражных насосов составляла 13 000
кубометров в час.
Строительство драги выполнил Иркутский завод тяжелого машиностроения им.
В.В.Куйбышева (ИЗТМ) совместно с уральским, ленинградским и другими предприятиями-смежниками (всего
около 50). Лишь часть наиболее
ответственных узлов (стакер,
ковшовая цепь и др.) была заказана в Англии.
Создание драги № 601 было
действительно выдающимся
достижением инженерной мысли и промышленности тяжелого
машиностроения Советского
Союза.
Началу работ по ее созданию
предшествовала целая цепь событий. В 1950 году на реке Маракан была выявлена уникальная глубокозалегающая россыпь золота. В 1963 году ГКЗ
СССР утвердила по ней 56 337
кг балансовых и 1874 кг забалансовых запасов золота. Средняя глубина залегания россыпи
составила порядка 50 м.
Тогда нигде в мире не производили драги для отработки
подобных россыпей. Лишь в
США фирма "Бью-Сайрус-Эри"
строила 510-литровые драги с
глубиной черпания 45 м.
Многомесячные переговоры
советской делегации в конечном счете увенчались успехом:
фирма дала согласие на поставку супердраги за 2 тонны золота. По законодательству США
заключение контрактов на такие крупные суммы согласовывалось с президентом страны.
Но отголоски холодной войны
сыграли свою роль: президент
Кеннеди заблокировал сделку,
приказав включить драги этого
типа в число стратегических товаров.
СССР не замедлил с ответом:
было принято решение о проектировании и изготовлении драги,
превосходящей американский
аналог. Так родилась 600-литровая драга № 601 — флагман советского дражного флота.
601-я из года в год на протяжении 24 лет вносила свой весомый
вклад в пополнение золотого запаса страны. В ее судьбе были и
очень успешные промывочные
сезоны, были и спады. Много
времени и сил отнимал процесс
отладки узлов драги. Монтажи,
регулировки, ремонты, замена и
модификация узлов, агрегатов
велись практически постоянно.
Ломались, не выдерживая механических нагрузок и воздействия
низких температур, хваленые английские ковшовые цепи, ковши,
стакер. Все это ремонтировалось,
переделывалось и в итоге заменялось отечественными изделиями.
Промывочный сезон драги,
как правило, продолжался с марта по ноябрь, а в отдельные годы
продлевался до декабря. Объем
добычи золота в разные сезоны
варьировался в пределах от 0,5 до
1,5 тонны.
…Это случилось утром 26 ноября 1992 года. Ночная смена в
составе 9 человек готовилась к
окончанию работ. Температура
воздуха за бортом составляла
минус 46° С.
В 6 часов 10 минут была поднята суперструктура. При сильном морозе все ее конструкции
и агрегаты превратились в глыбы льда. От руководства поступил приказ мыть или, как говорили драгеры, шпарить горячей
водой раму суперструктуры для
удаления намерзшего льда.
Смена приступила к работе.
Машинист котельной установки проводила продувку котла.
В результате резкого перепада температур (температура горячей воды была около
70° С) не выдержала нагрузки и лопнула главная ферма.
Рухнувшее многотонное сооружение разрушило понтоны правого борта. В понтоны
стала стремительно поступать
вода. Одновременно был перебит питающий силовой кабель,
что привело к обесточиванию
всей драги. Остановились системы жизнеобеспечения и
освещения. Драга начала погружаться в воду. В считанные
минуты работники вынуждены
были покинуть гибнувшую фабрику. В полной темноте люди
из трюмных помещений выбирались, освещая себе путь аварийными фонарями. По словам
очевидцев, спасались кто как
мог. Но, даже оказавшись на
палубе, они продолжали оставаться в опасности. Выход на
берег осложняли битый лед и
крутые берега котлована. Людей спасли протянутые для маневра канаты.
На берегу мокрые и полураздетые люди вынуждены были
продолжить борьбу за свою
жизнь. Машинисты котельных
установок оказались на пятидесятиградусном морозе
только в футболках. Старшему
машинисту глыбой льда тяжело
травмировало голову. Единственное спасение для людей
от мороза — добежать до экскаватора, находящегося в
нескольких сотнях метров.
За первые минуты драга погрузилась на 6—8 м, а к 8.00 уже
легла на дно, на глубину, близкую к 40 м. К этому времени над
замерзающей водой котлована
оставались видны лишь верхняя
часть надпалубной надстройки и крановые пути с мостовым
краном. А на берегу стояла
группа потрясенных зрелищем
людей. Утренняя смена драги с
ужасом и недоумением наблюдала за гибелью "непотопляемой" 600-литровой "кормилицы".
Так закончился последний
день промывочного сезона 1992
года и жизненный путь флагмана советского дражного флота.
А для Маракана трагедия
601-й постепенно, как нередко
случается в жизни, трансформировалась в трагикомедию.
В новый промывочный сезон
1993 года место утонувшего
флагмана заняла конфискованная у нелегальных старателей
3-дюймовая американская мини-драга — землесосный агрегатик на надувных понтонах,
чуть больше пылесоса (с бензиновым моторчиком и шлюзом-
"американкой", длиной 1,5 м,
общим весом всего 150 кг) в
тот год выдал около трети всего
объема золота, добытого прииском. Его кашляющее тарахтение на полигоне рядом с грудой
металла, еще недавно гордо
именовавшейся крупнейшей в
мире драгой, делало физически
осязаемыми человеческую глупость и недальновидность.
Судьба мини-драги, этого
карликового фаворита промывочного сезона 1993 года, оказалась недолгой. После своего
летнего триумфа она поступила
на хранение на склад прииска,
откуда к началу следующего сезона уже не вернулась — просто
бесследно исчезла.
Александр Миронов,
директор ООО "Сибирь Геопоиск",
www.zolotodb.ru
От редакции газеты
"Кладоискатель. Золото.
Клады. Сокровища"
После публикации материала Александра Алексеевича на
сайте zolotodb.ru развернулось
бурное обсуждение судьбы
драги-гиганта. Некоторые сообщения добавляют информации к общей картине как самого
происшествия, так и событий,
последовавших за ним.
* Я тоже работал на прииске Маракан в 1986—1988
годах. Для меня драга № 601
— это гордость и флагман советского и российского флота.
Когда Лензолото начало восстанавливать ее после бездарного потопления, у меня было
чувство, что нужно максимально сделать, чтобы эта драга
вступила в строй как можно
скорее. К сожалению, не хватило какого-то миллиона долларов.
* Про мини-драгу и промывочный сезон 1993 года очень
все преувеличено. Конфискованная мини-драга была как баловство и практически никакого
влияния на добычу действительно не оказала. В те годы параллельно с попытками восстановить драгу № 601 развивалась
раздельная добыча.
* В 2001-м ввели в эксплуатацию новую драгу, № 133, с
объемом ковша 400 литров. Она
успешно работает и сейчас. В
отдельные смены может выдавать по 50—55 кг золота. Пиковый показатель — 1400 кг золота за сезон.
Драгу специально утопили.....на бумаге такого конечно не напишешь. Мало кому повериться, что фронтальная мачта треснула бы от пара и все сразу обрушилось. P/S на картинке не она, таких драг призраков в Бодайбинском районе много...
Интересно, почему эти склады металла на металлолом не пилят?