04 февраля 2014

Шел 1965 год. На прииске Маракан объединения "Лензолото" начат монтаж новой драги с емкостью ковша 600 литров. Драга, получившая номер 601, была спущена со стапеля в ноябре 1967 года, а уже в 1968 году принята государственной комиссией. 30 сентября 1969 года был подписан акт о введении в эксплуатацию крупнейшей в СССР и, по многочисленным утверждениям, крупнейшей в мире 600-литровой континентальной драги — первой и единственной драги отечественного производства такого масштаба.

Размеры мараканской драги и ее технические характеристики поражают до сих пор. По основным показателям она превосходила даже прославленные крейсеры периода Великой Отечественной войны. Хотя это и не совсем корректно, но для сравнения следует отметить, что Краснознаменный крейсер Балтийского флота "Киров" имел меньшие размеры и водоизмещение.


Золотодобыча. 600-литровая драга № 601 проработала на реке Маракан 23 года. 150 черпаков весом по три тонны каждый все это время извлекали из россыпей золото и укладывали шлаки в отвал. клуб клад www.clubklad.ru

По своей сути драга № 601 представляла собой полновесную плавучую обогатительную фабрику, оснащенную по последнему слову техники. На ней было установлено самое современное на тот период промывочное и обогатительное оборудование: 2-стадийная система подвижных саморазгружающихся шлюзов, элеваторы, концентрационные столы, отсадочные машины, сепараторы, гидроловушки, амальгоматоры, классификаторы, самородкоуловители.


Поперечно-продольная система набора конструкции понтона с водонепроницаемыми переборками и наличие высокопроизводительной автоматической системы откачки воды обеспечивали на период сдачи практическую непотопляемость драги. Смонтированные на ней электродвигатели имели суммарную мощность 7300 кВт, а их количество достигало 300. Общая производительность дражных насосов составляла 13 000 кубометров в час.


Строительство драги выполнил Иркутский завод тяжелого машиностроения им. В.В.Куйбышева (ИЗТМ) совместно с уральским, ленинградским и другими предприятиями-смежниками (всего около 50). Лишь часть наиболее ответственных узлов (стакер, ковшовая цепь и др.) была заказана в Англии.


Создание драги № 601 было действительно выдающимся достижением инженерной мысли и промышленности тяжелого машиностроения Советского Союза. Началу работ по ее созданию предшествовала целая цепь событий. В 1950 году на реке Маракан была выявлена уникальная глубокозалегающая россыпь золота. В 1963 году ГКЗ СССР утвердила по ней 56 337 кг балансовых и 1874 кг забалансовых запасов золота. Средняя глубина залегания россыпи составила порядка 50 м.


Тогда нигде в мире не производили драги для отработки подобных россыпей. Лишь в США фирма "Бью-Сайрус-Эри" строила 510-литровые драги с глубиной черпания 45 м.


Многомесячные переговоры советской делегации в конечном счете увенчались успехом: фирма дала согласие на поставку супердраги за 2 тонны золота. По законодательству США заключение контрактов на такие крупные суммы согласовывалось с президентом страны. Но отголоски холодной войны сыграли свою роль: президент Кеннеди заблокировал сделку, приказав включить драги этого типа в число стратегических товаров.


СССР не замедлил с ответом: было принято решение о проектировании и изготовлении драги, превосходящей американский аналог. Так родилась 600-литровая драга № 601 — флагман советского дражного флота. 601-я из года в год на протяжении 24 лет вносила свой весомый вклад в пополнение золотого запаса страны. В ее судьбе были и очень успешные промывочные сезоны, были и спады. Много времени и сил отнимал процесс отладки узлов драги. Монтажи, регулировки, ремонты, замена и модификация узлов, агрегатов велись практически постоянно. Ломались, не выдерживая механических нагрузок и воздействия низких температур, хваленые английские ковшовые цепи, ковши, стакер. Все это ремонтировалось, переделывалось и в итоге заменялось отечественными изделиями.


Промывочный сезон драги, как правило, продолжался с марта по ноябрь, а в отдельные годы продлевался до декабря. Объем добычи золота в разные сезоны варьировался в пределах от 0,5 до 1,5 тонны.


…Это случилось утром 26 ноября 1992 года. Ночная смена в составе 9 человек готовилась к окончанию работ. Температура воздуха за бортом составляла минус 46° С.


В 6 часов 10 минут была поднята суперструктура. При сильном морозе все ее конструкции и агрегаты превратились в глыбы льда. От руководства поступил приказ мыть или, как говорили драгеры, шпарить горячей водой раму суперструктуры для удаления намерзшего льда.


Смена приступила к работе. Машинист котельной установки проводила продувку котла. В результате резкого перепада температур (температура горячей воды была около 70° С) не выдержала нагрузки и лопнула главная ферма.


Рухнувшее многотонное сооружение разрушило понтоны правого борта. В понтоны стала стремительно поступать вода. Одновременно был перебит питающий силовой кабель, что привело к обесточиванию всей драги. Остановились системы жизнеобеспечения и освещения. Драга начала погружаться в воду. В считанные минуты работники вынуждены были покинуть гибнувшую фабрику. В полной темноте люди из трюмных помещений выбирались, освещая себе путь аварийными фонарями. По словам очевидцев, спасались кто как мог. Но, даже оказавшись на палубе, они продолжали оставаться в опасности. Выход на берег осложняли битый лед и крутые берега котлована. Людей спасли протянутые для маневра канаты.


На берегу мокрые и полураздетые люди вынуждены были продолжить борьбу за свою жизнь. Машинисты котельных установок оказались на пятидесятиградусном морозе только в футболках. Старшему машинисту глыбой льда тяжело травмировало голову. Единственное спасение для людей от мороза — добежать до экскаватора, находящегося в нескольких сотнях метров.


За первые минуты драга погрузилась на 6—8 м, а к 8.00 уже легла на дно, на глубину, близкую к 40 м. К этому времени над замерзающей водой котлована оставались видны лишь верхняя часть надпалубной надстройки и крановые пути с мостовым краном. А на берегу стояла группа потрясенных зрелищем людей. Утренняя смена драги с ужасом и недоумением наблюдала за гибелью "непотопляемой" 600-литровой "кормилицы".


Так закончился последний день промывочного сезона 1992 года и жизненный путь флагмана советского дражного флота. А для Маракана трагедия 601-й постепенно, как нередко случается в жизни, трансформировалась в трагикомедию.


В новый промывочный сезон 1993 года место утонувшего флагмана заняла конфискованная у нелегальных старателей 3-дюймовая американская мини-драга — землесосный агрегатик на надувных понтонах, чуть больше пылесоса (с бензиновым моторчиком и шлюзом- "американкой", длиной 1,5 м, общим весом всего 150 кг) в тот год выдал около трети всего объема золота, добытого прииском. Его кашляющее тарахтение на полигоне рядом с грудой металла, еще недавно гордо именовавшейся крупнейшей в мире драгой, делало физически осязаемыми человеческую глупость и недальновидность.


Судьба мини-драги, этого карликового фаворита промывочного сезона 1993 года, оказалась недолгой. После своего летнего триумфа она поступила на хранение на склад прииска, откуда к началу следующего сезона уже не вернулась — просто бесследно исчезла.


Александр Миронов, директор ООО "Сибирь Геопоиск", www.zolotodb.ru


От редакции газеты "Кладоискатель. Золото. Клады. Сокровища"


После публикации материала Александра Алексеевича на сайте zolotodb.ru развернулось бурное обсуждение судьбы драги-гиганта. Некоторые сообщения добавляют информации к общей картине как самого происшествия, так и событий, последовавших за ним.


* Я тоже работал на прииске Маракан в 1986—1988 годах. Для меня драга № 601 — это гордость и флагман советского и российского флота. Когда Лензолото начало восстанавливать ее после бездарного потопления, у меня было чувство, что нужно максимально сделать, чтобы эта драга вступила в строй как можно скорее. К сожалению, не хватило какого-то миллиона долларов.


* Про мини-драгу и промывочный сезон 1993 года очень все преувеличено. Конфискованная мини-драга была как баловство и практически никакого влияния на добычу действительно не оказала. В те годы параллельно с попытками восстановить драгу № 601 развивалась раздельная добыча.


* В 2001-м ввели в эксплуатацию новую драгу, № 133, с объемом ковша 400 литров. Она успешно работает и сейчас. В отдельные смены может выдавать по 50—55 кг золота. Пиковый показатель — 1400 кг золота за сезон.

Рейтинг: 0
Просмотров: 15011


Комментарии и обсуждение

  • Алексей Владимирович (xTall), Иркутск, 05.02.2014 09:55

    Старая драгаДрагу специально утопили.....на бумаге такого конечно не напишешь. Мало кому повериться, что фронтальная мачта треснула бы от пара и все сразу обрушилось. P/S на картинке не она, таких драг призраков в Бодайбинском районе много...

  • Гость
    Гость Сергей, 07.02.2015 11:00

    Интересно, почему эти склады металла на металлолом не пилят?

Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация