Манньыттаах – это прозвище одной из первых крупных якутских династий купцов в начале XIX века, которое переводится как «денежный мешок». В Якутии уже давно бытует легенда, связанная с этим прозвищем династии. Речь идет о кладе купца-миллионера Гавриила Никифорова.
Из исторических справок: Никифиров Гавриил Васильевич проживал на территории пос. Павловска, на правом берегу реки Лены, выше по течению от Якутска. После смерти отца унаследовал его дело, а занимались Никифоровы пушниной, торговлей мехами. Гавриил нажил большое состояние, в торговом мире пользовался хорошей репутацией, торговал не только на территории России, но и на аукционах Парижа, Лондона, Сан-Франциско, Токио, Харбина. Никифоров-Манньыттаах зарекомендовал себя купцом-меценатом, который поднимал образование в Якутской губернии, вложил много средств в дело образования родного народа, занимался благотворительностью, например, внес денежные средства в размере 8000 рублей в казну, освободив тем самым, жителей своего края от налогов.
Легенда же состоит в том, что, по рассказам старожилов, за столетие существования этой купеческой династии, представителями было накоплено свыше 20 тонн золота: монеты, золотые самородки и золотой песок.
С приходом советской власти все имущество Никифорова и финансовые средства были вроде бы конфискованы, но купец вместе со своим сыном эмигрируют в Китай и часть сокровищ вывозят с собой. Старожилы рассказывали, что это было 14 тонн золота, а, как известно, накоплено было 20, куда же делись оставшиеся 6 тонн – неизвестно. Их Манньыттаах не успел вывезти из страны. Есть также сведения, что в двадцатых годах в Россию вернулся один из родственников Манньыттааха, вероятно, за оставшейся частью золота, но его постигла неудача – был арестован чекистами, мужчину пытали, отправили в тюрьму, где он скоропостижно скончался, так и не открыв тайну, где же теперь находятся оставшиеся 6 тонн золота.
Об этой легенде знают многие якутские кладоискатели, были предприняты попытки поиска клада с помощью металлоискателя, но пока тщетно.
Что же касается самого Никикфорова- Манньыттааха, то следы его теряются в Японии, в архивах миграционной службы Страны Восходящего Солнца сохранилась запись об этом человеке, датированная 1945 годом.