26 апреля 2014
Доклад в общем собрании членов Императорского русского географического общества, 1901 г.


Открытие в 1898 году золота на берегу Берингова пролива на мысе Ном в Аляске привело к производству изысканий подобного же рода и на нашем берегу того же пролива. Право на эти изыскания было предоставлено на особых условиях В.М.Вонлярлярскому, который при участии английских капиталистов устроил для производства изысканий особую экспедицию. Ее возглавил автор этого доклада. Экспедиция выехала в апреле 1900 года из Петербурга и прибыла 10 мая в Сан-Франциско, где произошла окончательная организация и ее снаряжение. Зафрахтованный пароход «Самоа» — деревянное каботажное судно в 500 тонн — оказалось вполне подходящим и надежным для предстоящего плавания. Большое число запасов всякого рода и особенно угля, по большей части погруженного прямо на палубу (за неимением места в трюме) совершенно изменило мореходные качества судна, — сделало его качку необычайно стремительною и крайне неудобною для жизни.

Транспорта Якут Коренные жители  Самородок Фортуна и девять мелких, добыты в августе-сентябре 1992 года. Масса самородка 20 кг 336 граммов, остальные от 0,5 до 2,5 килограмм. Найден в Шмитовском районе, Чукотской А.О. ручей Фортуна, левый приток реки Пильхинкууль.

Рабочими были наняты китайцы, так как все на месте убеждали, что американцы, как приисковые рабочие, крайне неудобны и непокладисты; но и тут не обошлось без затруднений, так как часть набранной команды отказалась ехать, а при найме новых китайцев пришлось встретиться с такими формальностями местных законов по вопросу о выезде китайцев, что их удалось скоро преодолеть только благодаря помощи Императорского русского посольства в Вашингтоне. Вообще, и китайские рабочие оказались не из лучших, а командир судна, норвежец по происхождению, принявший американское подданство, некто Янсен, отличался больше грубостью и хитростью, чем морскими познаниями, которые он заменял смелостью и нахальством. Совершенно иными качествами отличались русские рабочие, доставленные на место военным транспортом «Якут» в числе 12 человек, а также камчатские казаки и матросы с «Якута» в числе 5-и человек. Это были все действительно дисциплинированные люди, работавшие не покладая рук, несмотря на тяжелые условия. Особенно замечательно решительное влияние этих русских людей на американцев.


27-го мая экспедиция, наконец, выступила из Сан-Франциско в составе 10 русских, 23-х иностранцев, в т.ч. 14 китайцев. Угля было взято на 60 ходовых дней, запасов — на 6 месяцев. План работ был таков: произвести беглый осмотр побережья между бухтами Провидение и Св.Лаврентия; выбрать место для разведок; собрать у жителей сведения, не пробовали ли где-либо уже работать американцы. Затем, оставив на берегу рабочих, предполагалось посетить мыс Ном для ознакомления с характером и особенностями месторождений золота на американском побережье.


Погода стояла на переходе хорошая. 12 июня подошли к берегам Чукотскаго полуострова и только тут встретили туманы и льды, не помешавшие однако войти в бухту Пловер (залив Провидение), где уже стояло на якоре судно, оказавшееся пароходом «Progress» владивостокского купца Бринера с партией для поисков золота в Гижиге в Охотском море. Льды, встреченные там за 40 миль от берега, не пустили судно, которое, будучи железным пароходом, не могло рисковать идти сквозь льды. Однако судну удалось все-таки произвести поспешные поиски золота по некоторым местам вдоль берегов Чукотского полуострова, но безуспешные. Чукчи, встреченные у мыса Чаплина, оказались очень развитыми людьми, знающими достаточно по-английски. Тут, однако, произошло некоторое недоразумение по вопросу о сборе этнографической коллекции для Императорской академии наук. Американская команда, не стесняясь никакими заявлениями, перекупала все интересное раньше, чем оно могло дойти до членов экспедиции, взявших на себя это поручение, и, несмотря ни на какие меры, желание наживы было настолько преобладающим чувством среди американцев, что пришлось просто избегать захода в чукотские поселения. Вообще, американские рабочие оказались очень плохи. Они непременно желали немедленно при первых же поисках золота найти его в изобилии; неудачи первого же момента возбуждали ропот и неудовольствие, нежелание работать. Пришлось в самом начале работы прибегнуть к угрозам отправить нежелающих работать обратно при первой возможности.


От мыса Чаплина свернули в пролив Сенявина, но масса льдов, там стоявших, заставила повернуть к заливу св. Лаврентия. Побывав у мыса Новосильцева и усмотрев там берег, докладчик пришел к заключению, дававшему надежду, что и на русском берегу, также как и на американском, надо ожидать золото. Несмотря на то что уже был конец июня, транспорта «Якут» не было, и потому было решено идти к американскому берегу, к мысу Ном, где американцы надеялись получить сразу точные указания, в каком именно месте на русском берегу надо искать золото. Так как это посещение входило в планы экспедиции, то и было решено совершить его немедленно. Но, как и надо было ожидать, никаких точных данных там не было, да и не могло быть: американцы работы на русской стороне Берингова пролива не производили, и все их данные основывались на одних вымыслах и слухах.


Возвратившись обратно к русскому берегу, встретили, наконец, транспорт «Якут» в бухте Провидения. По уходе транспорта было начато обследование берегов залива св. Лаврентия, не давшее, однако, положительных, результатов. Тогда работы были продолжены систематически вдоль берега от мыса Литке до мыса Дежнева, причем, наконец, было найдено место, где на намывной полосе берега встречено присутствие золота при условиях, совершенно одинаковых с таковыми же у мыса Ном.


Отсюда экспедиция перешла в Ледовитый океан и вошла в Колючинскую губу в конце июля, но свежесть погоды и обширность поля льдов заставили вернуться скорее в Берингов пролив, чтобы продолжать поиски там. 1 августа снова обогнули мыс Дежнева и стали перед мысом Кунтугелен, но тут американские рабочие окончательно отказались работать и пришлось обходиться одними русскими. Оказалось, что россыпи у мыса Кунтугелена давали около 11/2 (6 г) золотника золота в пуде песку. Прямого экономического значения эта россыпь конечно не имеет. Но она важна как показатель золотоносности; очевидно, поисковые работы надо направить вверх по береговым речкам. Между тем, недоразумения с командиром судна и рабочими вынудили окончательно покинуть судно, перенести груз на «Якут», и вся русская часть экспедиции перешла на него же, причем, конечно, пришлось отказаться от продолжения работ.


Переходя к описанию самой местности, докладчик обратил внимание на то, что Чукотский полуостров, нанесенный на карту впервые еще в 1745 году, с тех пор все еще мало изучен. Крупную работу по исследованию полуострова выполнила экспедиция Биллингса в 1791 году, — единственная экспедиция, посетившая внутренность страны. Много для картографии берегов сделал Литке за свои плавания в 1828 году, а также немного ранее — Коцебу. Со стороны суши подходили близко к Чукотской земле Врангель и Майдель, а за последние годы — Гондатти, объехавший побережье до мыса Дежнева.


На основании всех данных, собранных этими путешественниками, можно думать, что западная часть Чукотского полуострова является развитием Анадырского хребта, сохраняющего направление по параллели. Восточная же часть, по-видимому, иного характера: здесь хребет расплывается и понижается. Геологические данные дают указания, подтверждающие предположение о бывшем здесь прежде соединении Азии и Америки.


Что касается золотоносности Чукотского полуострова, то несомненно, что геологические данные вполне подтверждают надежду найти здесь золото. Можно ожидать, что в области водораздела между Ледовитым океаном и Беринговым проливом, к востоку от Колючинской губы, а также в хребте к северу от Анадырскаго хребта, несомненно можно ожидать присутствия золота.


Практические результаты экспедиции не могли быть обширны вследствие неудачных условий, в которых она очутилась. Тем не менее удалось обследовать геологическое строение полуострова, выяснить связь его с таковым же на американской стороне пролива. Доказано широкое распространение золота на Чукотском полуострове. Работы американцев на мысе Ном наглядно показали, что никакие климатические условия, как бы они тяжелы ни были, не могут поставить серьезных препятствий для горных работ. Ввиду этого было бы непростительною экономическою ошибкой не предпринять подобных же работ и на нашем берегу Берингового пролива.


Богданович К.И., действительный член русского географического общества Золотодобыча, №169, Декабрь, 2012 Вестник золотопромышленности, № 10, 1901 www.zolotodb.ru
 



Рейтинг: 0
Просмотров: 5634


Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация