В пермском издательстве «Литер-А» вышла книга профессора Георгия Чагина «Чердынские клады». В ней маститый учёный дал волю своей истинной натуре — путешественника, романтика, охотника за сокровищами.
На первый взгляд, «Чердынские клады» — ещё один из череды столь модных нынче альбомов о пермских археологических находках, произведениях пермского звериного стиля, сасанидском серебре и т. д. Однако речь в книге идёт только о тех ценностях, которые содержались в кладах, которые их владельцы припрятали в надежде, что со временем откопают сами или их потомки; но не откопали, оставили археологам. Сокровища, найденные в могильниках или, например, на городищах, в книгу не вошли.
Кладов в чердынской земле множество — и средневековых, и более новых, упрятанных в смутные годы Гражданской войны. Чердынская земля буквально пропитана ценными артефактами. Местные жители, вскапывая огороды, извлекают старинные аптекарские склянки причудливой формы, бусины, монеты и даже столовые приборы, которые порадуют любого антиквара. Случаются и поистине чудесные находки, которые становятся легендарными.
В книге Чагина не просто описаны и изображены предметы, найденные в кладах, — каждый из них снабжён историей находки, и истории эти весьма увлекательны. Большей частью находки совершались во время вспашки полей: крестьяне находили и древнюю бронзу, и восточные монеты — сотнями! — и нарядную серебряную посуду.
Но бывали и совсем чудесные случаи. Так, сам Чагин, ещё студент-второкурсник, в 1964 году, будучи в Чердынском районе на практике, нашёл серебряную с позолотой бляху с изображением всадника в окружении зверей и птиц. Бляха эта служила для... закрепления дверного засова в одной из изб в селе Искор.
Самый богатый клад булгарского серебра был найден в 1927 году в селе Вильгорт. Сельский житель Фёдор Езов решил сделать капустные грядки на пустой земле возле бани и выкопал 26 предметов — серебряные украшения со вставками из сердолика.
Клады в окрестностях Чердыни находят и сейчас. В 1999 году студентка Березниковского музыкального училища Ольга Кабанова приехала на каникулы к бабушке в село Лёкмортово. Проходя по просёлочной дороге вдоль Вильвы, она нашла четыре серебряных и десять бронзовых женских украшений. Буквально — на обочине дороги, а предметы — уникальные! Сейчас её находка украшает Березниковский музей.
Были в истории чердынских кладов и курьёзы. Например, серебряный с позолотой кувшин 30 лет использовали как лекарство: скоблили, размешивали позолоту в воде и пили. Говорят, от многих болезней помогало!
«Чердынские клады» — книга, написанная профессором-историком и потому не лишённая здорового научного занудства в описании артефактов. Но в то же время она очень азартная. Буквально побуждает немедленно ринуться копать! Тем более что в ней приведены подлинные схемы расположения купеческих кладок, многие из которых ещё не найдены. А завершает книгу глава подлинных записей фольклористов — легенды и мифы о чердынских кладах.
Есть и практические советы кладоискателям. Так, надо обращать внимание на чёрные пласты земли в логах и осыпавшихся берегах, на обочинах дорог: клады в старину обязательно присыпали углями — для сохранности и чтобы легче найти было.
Выпуск альбома — последнее событие проекта, реализованного в рамках программы «Пермский край — территория культуры» ещё в 2013 году и называвшегося так же, как книга, — «Чердынские клады». Георгий Чагин отмечает удивительную точность этого названия: ведь Чердынь и её окрестности — настоящий клад. В книге тому множество доказательств. Альбом содержит не только фотографии предметов древности, но и потрясающе красивые фотопейзажи со старинными постройками Чердынского края.
«Непростые люди жили в древности в «Серебряном треугольнике» — междуречье Камы, Вишеры и Колвы», — сказал на презентации «Чердынских кладов» профессор Чагин. Его книга это подтверждает.
Подробнее: Источник