Иванов день, Иоанн Креститель, Иван Купала, Иван Травник, Иван Колдовщик – самый почитаемый народом праздник, отмечаемый сегодня, имеет множество названий.
Православная церковь вспоминает рождение Иоанна Крестителя, но в народе христианский праздник слился с языческим праздником воды и водяных божеств – купал, отчего и получил название Ивана Купалы.
Во времена язычества он был связан с летним солнцестоянием (20–22 июня), затем его приурочили к рождеству Иоанна Крестителя – 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль день Ивана Купалы переместился на 7 июля. Праздник был немыслим без массовых купаний. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.
Помимо воды, поклонялись в этот день огню, поскольку у славян он известен как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Ночью прыгали через огонь, чтобы очиститься от скверны. Сжигали в кострах одежду больных, полагая, что с ней сгорят и болезни.
Еще одно название дня – Иван-травник. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая целебными в большей степени, нежели собранные в другое время. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, а вечером пускают их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. В этот день люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, водили хороводы, пели песни.
Главным символом праздника является папоротник. Бытовало поверье, что огненный цветок папоротника раскрывается на несколько мгновений лишь раз в году – в купальскую ночь – и дарит счастье его увидевшему. Предание гласило, что с цветком папоротника можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились.
Считали, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы собираются на Лысой горе. Из пепла купальского костра ведьма варила зелье ночью в горшке и, ухватив помело, улетала. Полагалось в этот день запирать лошадей, не то их украдут ведьмы, чтобы добраться до шабаша. Живой оттуда лошадь не воротится. В углах скотного двора ставили осины, вырванные с корнем, что должно было служить защитой от ведьм.