Много кладов хранит еще земля, старые ветхие строения. Спасая свое добро от набегов разбойников и лихих людей, крестьяне, купцы, мещане в `захоронках` пытались спасти то ценное, чем обладали, - деньги и украшения. А потом проходило время, владельцы кладов либо погибали от недобрых людей, либо умирали, не успев открыть свою тайну. И земля скрывала и скрывает эту `начинку` до поры до времени.
Золото... костями огорожено
История поиска кладов часто полна трагизма и всегда окрашена таинственностью. Почему? Да потому, что, согласно народным поверьям, идущим от языческих времен, это не просто спрятанные деньги: каждый клад - символ жизненной энергии, изобилия, удачи и счастья. Сокровища - воплощение магической силы его владельца. Утратив клад, владелец лишался не только магической силы и поддержки, но даже - жизни! Овладеть кладом значило соответственно овладеть чужими силой, удачей и счастьем и умножить собственные силы.
Чтобы этого не случилось, владелец накладывал на свой клад заклятье. И тогда клад становился как бы одушевленным, начинал жить своей тайной, `зачарованной` жизнью. Он, по поверьям, мог выходить погреться на солнце, `отводить глаза`, гореть по ночам синим светом (свечой), стращать, стонать и плакать, появляться в виде людей и животных, уходить в землю.
История донесла до нас рассказы о том, какие чудеса могут твориться в местах захоронок заговоренных кладов. Чаще всего на месте захоронки людям являются огонь или животные (звери, птицы), реже - видения людей. Причем цвет видения соответствует цвету спрятанного металла: если он белый или седой, то в кладе лежит серебро, если красный, рыжий, желтый или золотой, то - золото.
Возникновение над кладом огней означало, что заговаривание клада сопровождалось возжиганием жертвенного огня. Облик призрачного животного, появлявшегося над кладом, совпадал с тем, которое было принесено в жертву языческим богам при захоронении клада. Если же это были человеческие жертвоприношения, то возле клада появлялись, соответственно, призраки людей.
Но самая жуть ситуации заключалась в том, что `отворить` такие клады можно было, только снова повторив убийства тех же видов животных или... соответствующих людей (мужчин или женщин, взрослых или детей).
При замуровывании клада произносился заговор. После этого, по мнению колдунов, он был непобедим никакими силами и становился вовек нерушимым. (Впрочем, в народе сложилась вера, что клады легко даются в руки людям некорыстным, готовым поделиться с ближними.) Главными элементами заговора служили ограда, замок и ключ. Они могли быть как словесными, так и вещественными (то есть натуральные ограды, замки и ключи, часто обнаруживаемые в кладах). Там же находят острые железные предметы: ножи, серпы, мечи, косы и т.д. Они также призваны были ограждать сокровище от чужаков.
Но на науку `укрыть` клад была и наука, как взять его.
Позднее, в христианские времена, было широко распространено поверье, что хранителями кладов являются бесы. Поэтому кладоискательство всегда сопряжено с очень большим риском: нечистая сила пускается во все тяжкие и способна довести искателя до смерти. Зачарованные клады стерегут один или несколько духов, призванных на помощь при заклятии владельцем клада. В сочетании с колдовской оградой вокруг они создают почти непреодолимую преграду для поисковиков.
В одной из быличек так описывается явление магической ограды вокруг клада: `Вот и покажись мне, братец ты мой: стоит на косогоре сундук, как раз на ручье самом, окован железом весь, около аршина шириной и аршина полтора в длину; весь обтыкан по сторонам костями, большущими костями, не знаю - чьими. Так вот и торчат по бокам-то. Поиспугался я тут, да ничего, мороз по коже подирает, а смотрю. Вдруг покажись мне тут свиное рыло; оскалила зубы эта свинья и смотрит на меня, изо рта вода. Оторопь взяла меня тут, сам не свой сделался, волосы дыбом на голове; взглянул на рыло-то ей, да что есть прыти - домой. Прибегаю - на мне лица нет. Что, спрашивают, с тобой? Я в слезы. Едва-едва успокоился и рассказал, в чем дело. На другой день ходили с крестным оба осматривать то место, но и места-то уж не нашли, ничего похожего даже нет`.
Поскольку заговоренные клады охранялись нечистыми духами, то при их поисках очень желательно было присутствие священника.
История донесла до нас сведения о том, как священник Симбирской губернии Буиновского уезда вынужден был даже бежать от клада, будучи напуган охранявшей его нечистой силой. А дело было так. В 1752 году этот самый священник из с.Помаево, Кирилл Михайлов, решил непременно добыть клад, зарытый в овраге между Помаевом и деревней Атяшкиной. Вооружившись крестом и Евангелием, священник начал копать. Но трудился он недолго: страшные видения так напугали его, что он бежал сломя голову, кинув около клада и крест, и Евангелие...
Зачарованные клады, говорят в народе, имеют свойство, когда их возьмут в карман, превращаться то в черепки, то в навоз. Смеется над человеком нечистая сила... В одном месте был такой случай. Раз свекор со свекровью уехали в город, остались дома только две снохи. Одна и говорит другой: `А что бы нам явился сейчас клад?` А другая говорит: `Что ты, дура, ишшо явится, да так страшно, что насрать и на клад-от!` Только она это проговорила, а в окошко и пихают гроб. Сначала напугались они, закричали, а потом опомнились. Та сноха, что говорила `хоть бы нам явился клад`, прочитала молитву, и из гроба посыпался лошадиный навоз. Взяла она его и вывалила на двор.
Приехали вечером свекор со свекровью. Стал свекор на дворе распрягать лошадь, под ногами у него что-то и зазвенело. Велел он снохам принести на двор огня. Тут и увидали на дворе кучу золота. Взял он золото и говорит: `Вот теперь и дом построим`. А снохи в спор - и нам, говорят, давай: клад-то нам явился. Дал им понемногу. Положили они в свои сундуки, а когда потом через несколько времени посмотрели на свои деньги, у той, которая непочтительно говорила о кладе, оказалось не золото, а лошадиный навоз.
С миноискателем против бесов
Поверьте, труднее всего доказать самому себе: клад не дается в руки потому, что заговорен. Это - вещь неуловимая и недоказуемая.
Хотя указания на то, что клад заговорен, и можно найти. Один мой знакомый геолог, а по совместительству кладоискатель, рассказал следующее:
`Три года назад мы с друзьями купили армейский миноискатель. С его помощью обшарили под Москвой почти все бывшие поместья. Скажу честно, что овчинка стоила выделки. Но то все были простые находки. А однажды с нами стала происходить настоящая чертовщина. Металлоискатель дает устойчивый сигнал. Копаем - ничего нет. Снова проверяем. Сигнал идет уже в метре от прежнего места. Снова копаем - и опять ничего. А сигнал `гуляет` туда-сюда, словно кто-то выдергивает землю из-под лопаты. Тогда мы и вспомнили о заговоренных кладах. Предыдущие-то захоронки были более поздние, когда люди уже забыли о магии. Сказал я как бы в шутку: `Аминь, рассыпься!` - и тут же лопата наткнулась на чугунок... Вот и не верь после этого легендам!`
У сведущих людей были и есть свои воззрения на то, как надо обходиться с заговоренными кладами. Вообще-то, если никак не удается отыскать сокровище на точно известном месте или решительно все препятствует успеху, скорее всего, это именно тот случай.
Так, обросло легендами и мистикой знаменитое озеро Кабан в Казани, где, по упорным слухам, татарский хан приказал утопить свои сокровища - не более и не менее как 150 сундуков с золотом и драгоценными камнями - перед взятием города Иваном Грозным.
Сколько ни пытались найти эти богатства, ничего не получалось. Правда, одна удачная попытка все же была. За год до Великой Отечественной войны казанская милиция предприняла все мыслимые усилия, обшаривая дно озера в поисках клада. И - обнаружила тяжеленный сундук. Его зацепили багром и уже вытащили на поверхность воды, но, как только сундук перестала поддерживать вода и вес его увеличился, крюк у багра обломился, и махина, окованная металлическими полосами, тут же скрылась под водой. Во всяком случае, сколько потом ни искали на этом самом месте, ничего обнаружить не удалось. Скорее всего, сундуки очень сильно заилились, поэтому их и невозможно отыскать. Но все же, все же...
Однако экстрасенсы придерживаются другого мнения, считая, что сохранность этого клада обеспечили сильные ханские маги.
Некоторые даже говорят, что ощущают ауру древнего заклинания, все еще витающую над озером.
Словом, в большинстве преданий говорится о том, что завладеть заговоренным кладом невероятно трудно. И все же возможно. Надо только знать секреты `отпирания` потайных сокровищ:
* В старинных книгах есть упоминание о кладах, зарытых `на счастливчика`. Что это такое, авторы не объясняют (видимо, сотни лет назад это было всем ясно), но как отыскать такой клад, объясняют. Надо, мол, повстречать черную кошку и пойти за ней. Там, где она остановится и мяукнет, ударить ее, что есть силы, по голове, и воскликнуть: `Рассыпься!`, а на месте гибели кошки начать копать. Но, похоже, способ этот хорош только для живодеров.
* Еще один рецепт я обнаружила в современной книжке по биолокации. В ней говорится, что достаточно взять в руку так называемую рамку и задать ей вопрос: `В каком направлении находится клад?` И она его укажет. Затем спросить о том, как далеко захоронены сокровища, называя цифры в километрах, сотнях метров и т.д. Когда место будет найдено, еще раз уточнить: мол, здесь или нет - и копать. Внешне это выглядит правдоподобно, но я не поленилась и попробовала... Ничего не нашла.
* Еще на один старинный способ отыскать и `взять` заговоренный клад опять же наткнулась в старинной книге. Вот он:
`...На предполагаемом месте захоронения клада зажги свечу, установленную в ореховом подсвечнике. Чем ближе будет клад, тем
сильнее будет мерцать пламя. А как оно потухнет, там и копать надо. Но, если не будет твердого намерения отдать десятую часть бедным, клад спрячется в землю так глубоко, что никаких сил не хватит отрыть его`.
* И последнее. Западные маги считают: чтобы проклятье заговоренного клада не перешло на кладоискателя, нужно на месте, где он спрятан, провести следующий обряд. Начертать острым ножом, окуная его в святую воду, круг, опоясывающий место захоронения богатства. Определить по компасу стороны света и на каждой установить свечу и произнести, кланяясь каждой свече (начав с северной): `Четыре апостола-евангелиста, хранители Божьих тайн - Матфей, Марк, Лука, Иоанн, - очистите сие место от наложенного на него заклятия`.
Если клад находится в стене, круг чертится на ней (север - вверху).
Затем, достав клад, говорят такие слова: `Господь Бог впереди, Ангел-хранитель позади, святые евангелисты по бокам, аз тебе Отец Небесный славу воздам! Защитите меня (имя) своей силой от дьявольских козней. Освободите сей клад от тяжкого заклятья`.
Рекомендуется также прочесть после этого сорок раз `Отче наш`, прежде чем прикасаться к сундучку, горшку или что еще там попало вам в руки. И еще:
- если это какие-то вещи, обрызгать их святой водой и подержать над пламенем свечи;
- если это монеты, прокалить их на огне;
- если драгоценные камни, 24 часа держать в проточной воде.
Все эти действия, по мнению экстрасенсов, способствуют очищению найденных сокровищ от негативной энергетики.
Тут наконечник стрелы ... десять раз подумаешь прокалить или нет...
Прикольно...
БЕЗГРАНИЧНАЯ и неудержимая в поисках чудесного народная фантазия сумела изобрести особых духов, которые охраняют зарытые в земле сокровища и ценности, известные под именем кладов. Зовутся они кладовиками, кладовыми, а подручные их - кладенцами.
Образовалась целая своеобразная наука о различных способах отрывать и находить клады. Для получения клада надо, прежде всего, знать зарок, с которым он положен, а эти заклятия настолько капризны, что без записей или подсказок знающих людей невозможно и приступать к делу. Так, например, на большой дороге, между почтовой и казенной просекой, зарыт клад; чтобы найти его, надо спеть 12 песен, но таких, чтобы ни в одной не было сказано ни про друга, ни про недруга, ни про милого, ни про немилого. Лежит другой клад под сосной; чтоб получить его, нужно влезть на эту сосну вверх ногами и спуститься назад точно так же, вниз головой. Разбойники обычно зарывали свои сокровища "на сто голов человечьих", но значение этого заклятия мудрено отгадать: сотому ли дураку приходить, чтоб дались те деньги на голодные зубы, или следует самому быть разбойником, чтобы загубить сто человек, прежде чем взяться за заступ.
Бывают на клады и такие мудреные заклятия: "Попадайся клад доброму человеку в пользу, а худому на гибель", - или еще: "Тому это добро достанется, кто после моей смерти тотчас же голым пропляшет"; зарывают и на человека определенного имени - это, если можно так выразиться, "именные" клады.
Для заурядных искателей чужого зарытого добра исстари существуют могущественные средства, при помощи которых можно одновременно узнать и место нахождения клада, и способ добычи его. Беда только в том, что эти средства даются нелегко. Таковы цвет папоротника, разрыв-трава, шапка-невидимка и косточка-счастливка. Первый, хотя и принадлежит к числу бесцветковых растений, но в ночь на Ивана Купалу, когда, по народному убеждению, все цветы на земле достигают наивысшей силы расцвета, горит несколько мгновений огненно-красным отливом. Вот этот-то момент и должен уловить кладоискатель, чтобы обеспечить за собой успех. Нечистая сила, охраняющая клад, очень хорошо знает таинственные свойства папоротника и, со своей стороны, принимает все меры, чтобы никому не позволить овладеть цветком. Она преследует смельчаков диким хохотом и исступленными воплями, наводящими ужас даже на человека неробкого десятка.
Однако на все эти острастки нечистой силы всероссийское предание советует не обращать внимания, хотя, как говорят, не было еще случая, чтобы самый хладнокровный смельчак остался равнодушным ко всем этим ужасам. Но зато бывали случаи, когда папоротник сам собой попадал некоторым счастливцам, задевавшим его нечаянно ногою, в лапоть. С той поры такие избранники все узнавали и видели, замечали даже место, где зарыт клад, но лишь только, придя домой, разувались и роняли цветок, как все знания исчезали и счастье переставало улыбаться им.
Некоторые думают даже, что стоит положить цветок за щеку в рот, чтобы стать невидимкой. Впрочем, для последней операции придумана особая кость-невидимка, которую находят в разваренной черной кошке.
Разрыв-трава кладоискателями также отыскивается в ночь на Ивана Купала. С ее помощью можно ломать все замки, сокрушать все препоны и разрушать все преграды. Но так как и она, подобно папоротнику, держит цвет не дольше того времени, которое полагается для прочтения символа веры и молитв Господней и Богородичной, то имеется, следовательно, достаточное основание считать ее просто сказочным зельем.
Сверх таинственных обрядов и сложных приемов, из которых ни одного нельзя позабыть, для искателей кладов придуманы еще заговоры и даже молитвы:
"Пойду в чистое поле, во леса дремучие, за черные грязи, через океян-море"; "А здесь стоит столб, а на нем сидит Спас-Пресвятая Богородица"; "За болотом немного положено - мне приходится взять. Отойди же ты, нечистая сила, не вами положено, не вам и стеречь". При розыске таинственных сказочных цветков главная мольба заключается в том, чтобы "черт поиграл им да опять отдал и не шутил бы, не глумился над рабом Божьим". В самодельных же молитвах, придуманных для раскрытия клада, рассчитывают на то, чтобы силою слов и знамением креста сокрушить нечистую силу, приставленную сторожить клад, и "отчитать" самый клад. Впрочем, прямой нужды в этом отчитывании не имеется, но требуются особые благочестивые приемы в тех случаях, когда над кладом находится или часовня, или поставлен крест, или висит на золотой цепи икона Богородицы в золотой ризе, или же, наконец, подвешена одна лампадка. И то, и другое, и третье знаменует присутствие клада, который спрятан с таким зароком, чтобы нашедший его построил церковь или часть приобретенного разделил нищим или разнес по чтимым монастырям. Народное воображение - даже над кладами великого чародея и беспримерного богача Стеньки Разина - поставило в некоторых местах иконы Богоматери и перед ними повесило неугасимые лампады.
Когда, при помощи папоротника, клад будет найден, то кладоискатель еще не может считать свое дело оконченным, так как мало найти клад - нужно еще уметь взять его.
Иным счастливцам не надо ни молитв, ни заклинаний, ни вызывных книг, ни руководителей - к ним сами клады напрашиваются; а у иных неудачников даже и уже найденные, отрытые, из рук уходят, не даются.
Если клад, выходя из-под земли, превращается в какое-либо животное или даже в живого человека, надо его ударить наотмашь левой рукой со словами "аминь, аминь, рассыпься". Без этого кладом не овладеешь.
К одной нищенке в то время, как она шаталась по селу, приставал петух, теребил ее за подол, совался под ноги; ударила его старуха палкой - и рассыпался петух деньгами.
Один старик гвоздарь шел как-то из деревни в город. Дело было под вечер. Вдруг среди поля что-то загрохотало. Оглянулся - катится бочка, а со стороны кричит чей-то голос: "Перекрести дорогу!" Старик испугался, отскочил в сторону - покатилась бочка мимо, а в ней ясно слышен был звон серебряных денег.
Деревенские ребята пошли искать клад и по пути позвали с собой одинокого старика, жившего на краю села в избушке. Старик отказался: "Зачем идти искать - коли Бог захочет, так и в окошко подаст". Долго искали клад ребята, но ничего не нашли. На обратном пути увидали под кустом мертвого барана: "Давай подкинем его старику в окошко". Утром увидал у себя старик мертвого барана, взял, благословясь, его за ноги, чтобы выбросить на двор, а баран и рассыпался по избе червонцами.
Одному дьякону каждый полдень являлся неведомый мужик со всклокоченными волосами и бородой, в синей изорванной рубахе и таких же портках. Появится - убежит в сарай и пропадет, и все на одном и том же месте. Смекнул дьякон, в чем дело, и стал рыть в том месте землю. Вырыл яму в сажень глубиной и наткнулся на пивной котел, прикрытый сковородой. Хотел было его вытаскивать, да вдруг слышит чей-то грубый голос: "А что ты тут, добрый человек, делаешь?" - "А тебе какого черта нужно?" - ответил дьякон и тотчас же услышал, как в руках его дрогнул котел и затем медленно и тяжело начал погружаться в землю. Догадайся дьякон позвать того человека на помощь - и стал бы богачом.
У других неудачников случается и по-иному. Роют двое, сговорившись поделиться поровну, да стоит одному подумать про себя, как бы нарушить договор, - и тотчас же полуотрытый клад загремит и провалится. Иные даже домой принесут добычу с намерением исполнить зарок, предписывающий сделать какое-нибудь пожертвование, но, залюбовавшись сокровищем, спрячут до доброго случая, а потом раздумают: у таких вместо денег оказываются либо черепки разбитого горшка, либо стекольные вершки от бутылки.
"Словарь славянской мифологии"