• Автор: Василий (hrunozai)

• Москва
  • Звание: Активный участник
  • Металлоискатель: Сигнум SFT 7272
27 сентября 2017

Доброго дня суток всем!

Лето и прекрасная пора отпусков позади, у детей устаканился школьный график и немного разобравшись с бытовыми делами я все же добрался до фотографий отдыха и решил написать маленький очерк о проведенном времени. Собственно очерк будет посвящен скромному опыту участия волонтером в археологической экспедиции в Крыму, а также опыту поиска на пляже.

На этом меня подвигло несколько факторов: было интересно узнать «а как там это делают», побывать в среде историков-археологов и послушать их мнение о «скромных работниках МД», показать детям новые места в Крыму, да и скрасить время отлеживания боков на пляже чем-то полезным. Кроме того, с собой я взял свой верный «Сигнум МФТ» и совочек — предполагалось, что раскопки происходят рядом с диким песчанным пляжем длиной несколько километров. Там я и хотел попробовать впервые в своей жизни покопать в песке, и не просто в песке, а в прибрежной полосе — так сказать, получить и этот опыт (я все больше в глине, да в глине, иногда в болоте вожусь, одни какалики).

Не буду расписывать все путешествие в Крым, но оно прошло на «УРА» - собственно понравилось все — от поездки на поезде туда, до пребывания под Балаклавой в палатке, экскурсии в Херсонес, Севастополь, до горного похода в «Большой Каньон», поедания свежей рыбки и попивания молодого вина.

Итак, за неделю до окончательного отъезда мы прибыли в забытый богом (и государством) N-ский поселок недалеко от Керчи (названия местностей не привожу — но любой может сам легко найти в инете, к тому же о местных раскопках были заметки в прессе).

То, что он забыт богом и государством — было видно сразу. Две улицы, между домами бродят редкие коровы. Половина населения живет за счет сдачи жилья (минимальная ставка 250 руб/сутки, за это получаешь комнатенку, удобства во дворе, бывает горячий душ, обшая кухонька с нехитрым скарбом). В поселке есть пара магазинов-ЧОПиков, иногда владельцы раздают бесплатный Вай-Фай. Домишки мне напомнили фильмы из далекого детства «Вечера на хуторе близ Диканьки», «свадьба в Малиновке» - по сути теже украинские мазанки с голубыми наличниками, не хватает только соломенной крыши. Хотя по дороге к поселку встречались и более запустевшие поселения — ощущение, что там прошла Сталининградская битва. С другой стороны, в поселке был дом татарина (мы там яйца и мясо покупали) — вполне отстроен, хозяйство большое, куры несутся, фермерствует, молодец!

Лагерь археологов располагался в самом поселке. В первый же вечер мы пошли туда представляться руководителю и записываться на питание. Руководитель раскопа, равно как и его заместитель оказались личностями колоритными — никакого сходства с «университетскими» дедушками в очках. Наоборот, вид, с учетом наколок, наводил на мысль, что это или братки из 90-х, или наемники из какой-то Африки (им бы в руки автомат…). Но в общении оказались нормальными и очень интересными людьми. Контингент в лагере был разнообразный — от очевидных фанатов раскопов до групп школьников-практикантов (симпатичных практиканток почти не было....) Наскоро записавшись и поужинав я с семьей выбрался на пляж….после 3-х недель на галечном пляжу песчанный пляж показался нам раем. Дети были в восторге (несколько часов сыпали песок на голову себе). Я тоже — впервые в своей жизни я был на песчаном пляже. Навевались слова из опять таки забытого дества «...белеет парус одинокий….», казалось что на границе воды и неба появятся трубы броненосца «Потемкина»….

Вот оно море и песок!Типичный кемпинг на пляже

Людей на пляже было мало. Собственно рядом с поселком имеется база отдыха, но она явно не загружена.

редкие люди на пляже

Пляж простирался на километры от горизонта до горизонта. Вдалеке имелась рыбацкая артель, где теоритически можно прикупить свежей рыбки. И можно сказать ни души… идельно для отдыха тем, кто хочет побыть вдали от цивилизации. Имзредка приезжают любители кэмпинга на машинах.

В первый день как и положено отпраздновали прибытие бутылочкой вина и с наступлением темноты пошли спать…

Вечера на хуторе близ....-3Вечера на хуторе близ....-2

Утро первого рабочего дня на раскопе. Подъем в 6 утра (дети и жена осталась спать). Я с комрадосом позавтракали и взяв инструмент (не долго мучаясь я выбрал лопату типа знакомого «Фискаря») мы по сельской дороге двинулись в сторону раскопки.

Ах дорогиУтром на работу-2

Нам поручили работать на разведочном квадрате. Все раскопки велись на месте бывшего греческого поселения, которое за много лет перемешалось с сарматской культурой и чем-то, наверно, еще. Руководство экспедиции усиленно искало акрополь и некрополь (преимущественно последнее). Но пока попадались редкие захоронения, к тому же разграбленные (все было украдено дол нас!). Вот некоторые фотографии с места раскопок.

зачистка захороненияОстанки строенияЗахоронение

Вскрытые склепы. В одном из них я вполне поместился, было уютно, но потом я видно толкнул ногой стенку и грунт начал медленно сдвигать плиты- ощущение не из приятных, пришлось быстро выскакивать. Приятно в такмо полежать

Вот первая косточка, выкопанная мною. Первая косточка

После этого мы выкапывали еще кости, редкие осколки керамики

Не буду опять таки утомлять долгими описаниями. За пять дней я с комрадосом и направлявшимися нам на помощь специалистами вырыли вот такую яму и нашли останки стены или фундамента жилища.Впоследствии начальник сказал, что наш раскоп придется закрыть - он искал захоронение, а не дом, да и рабочей силы на это нет (асть волонтеров отправлялась на трассу «Таврида» и соседний «профессиональный» раскоп).

Скромная ямка раскопа Можно сказать - пошурфили....

Из всех находок, сделанных нами отмечу найденную мною бусинку из стекла (начальник говорил о возможно римской эпохе). Мой комрадос тоже что-то раскопал, но это уже никто не узнает — из под его лопаты выскочили осколки стекла. Найденная бусинка

В принципе нам повезло, в пару к нам дважды ставили профессионального преподавателя-историка из Санкт-Петербурга. Он до этого несколько лет работал в экспедициях на Старой Ладоге и порассказывал немало интересного. Узнав, что я увлекаюсь МД, как ни странно, он не проявил никакой агрессивности, наоборот стал более уважительно относиться как к человеку, имеющему какой-то опыт «выковыривания из земли предметов». Что касается обсуждения темы «черных копателей», то вот здесь он был категоричен. Но в то же время лаконичен — готов был признать, что сельскохозяйственное поле может быть доступно для любителей приборного поиска. Так что вывод — не лезьте на археологическо-культурные места. Особенно он становился словоохотлив когда жена с детьми по пути на пляж приносила нам холодненького пива….здоровье подправить.

В один из дней я принес МФТ на раскоп и прошелся по отвалам. Однако никакого сигнала так и не зафиксировал. Я ж говорю, что все было украдено до нас.

На третий день пребывания я все же вечером решил прогуляться с МД вдоль берега в надежде найти потеряшки.

Самым трудным оказалось отстроиться от песка. Годограф рисовал такие петли, что глаза разбегались. Фаза улетала на десятки в плюс или минус. Идти вдоль прибоя было сложно — МД взрывал мозг реагирую на каждую волну. Пляж тем не менее оказался почти чистым — было найдена парочка ходячек, рыбацкие принадлежности. Из более-менее приличного, как бы не фонило море, - 10 копеек современной Украины, слегка уже поврежденные морем (выкопаны на самой кромке прибоя, сигнал был чистый «монетный»). Однако подробными поисками я не занимался — признаюсь на это не было времени. Просто прошелся в одну сторону, потом обратно.

Вид с раскопа на мореА вот здесь я тестировался с МДПляж, пляжВид на пляж где тестировался МД

На следующий день МД я взял уже в обед на пляж. Вот здесь дела пошли удачнее. Во-первых, набрал ходячки на бутылку пива. Во-вторых, откопал несколько металлических колышков от палаток, забытых туристами. Колышки отдал комрадосу — по его словам, он сэкономил 450 р на покупке новых. В-третьих, МД вызвал интерес у публики. Слегка подпитые дамы просили «просканировать» их украшения на шее, груди и в ушах.

И наконец, в день отъезда рано утром я выбрался с МД в сельхозполе погулять. Было в запасе пара часов. Единственное, с чем я просчитался обувь — одел сандали, а поле оказалось после убранной пшеницы или ржи. В итоге немного исколол себе ноги. Из находок — позеленевшая гильза, очевидно, второй мировой войны. Ее я оставил хозяйке комнаты, которую снимал. Но простор для прогулки очень большой. Степь-Степь-Степь….СтепьВид сто стороны раскопа на степные просторыУтро перед отъездом-степь

Из местной живности хочу отметить друга-богомоал, любимца всего лагеря — он регулярно приходил в гости. А также сколопендр. Черных Вдов мы не увидели, но и особо не хотелось. А вот по вечерам выползали плести паутину огромные пауки….бррр, крайне противные….Друг-богомол Сколопендра-1 Сколопендра-2

Уже уезжая и разговаривая с местным водителем-таксером, он нам поведал, что еще до 2014 г. тут творилось что-то невообразимое с точки зрения «черных копателей». Приезжали целые «экспедиции», загоняли в землю металлический щуп, если натыкались на твердое — брали местный экскаватор, разрывали, трактором сдергивали плиту захоронения и ….К тому же многие дома, даже не дома, а заборы местных жителей выстроены из обтесанных камней — результат разбора старых строений эпохи греков, сарматов, скифов, римлян. После прихода российских пограничников (а мы были в приграничной зоне) там стало больше порядка. По словам такиста, если сейчас поймают кого-то с МД, то ему грозит как минимум штраф в 30 тыс. рублей. И такие случаи были.

Кстати, за четыре недели пребывания в Крыму я не видел ни одного комрадоса с МД. Ни на пляже ни в полях-горах. Парочка МД была на месте раскопок в районе трассы «таврида». Но в нашей экспедиции также не было ни одного (за исключением меня) с МД. Вот как то так. Интересно, почему так? Неужели всех поприжали? Крымчане, прокомментируйте, плиз….

Оставшиеся я два дня провел в Керчи. Посомтрел город, Керченскую крепость, строящийся мост.

Итог отпуска: всем доволен как слон. Дети тоже. МД «Сигнум МФТ», как бы его не ругали владельцы других брендов, доказал свою возможность работы на пляже (ох, как же тяжело отстраиваться от песка…). Главное я доказал и попробовал, что могу это делать (нас ждут другие пляжи!!!!). Солнце, море, вино, дельфины. Ностальгия по детству. Опыт работы в раскопе (ну как же они там бережно кисточками ….не то, что мы лопатой да по античному стеклу….). Знакомство с колоритными личностями. Интересное и новое место, где можно отдохнуть летом (если не брать отсутствие цивилизации, то там очень хорошо). И вообще — в Крыму хорошо. Нам повезло с природой, погодой и людьми. Хотя в той же глубинке, в татарских селах, по-прежнему проскальзывают фразы «оккупации», а русское население наоборот подерживает в порядке ДОТы времен ВОВ (на всяк случай).

Удачи всем!

Рейтинг: 10
Просмотров: 1582

Комментарии и обсуждение

• Максим (microGramm), Нефтекамск, 27.09.2017 12:54

Познавательно было почитать, спасибо. Если не секрет сколько у вас ушло на семью и кол-во дней пребывания? Было бы здорово даже услышать ценники средние на обед\ужин и прочие нужности. А то все собираюсь-собираюсь, да собраться не могу. Но безумно хочется поехать дикарем, т.к не люблю я все эти расфуфыренные отели с коктейлями в бассейне. p.s Порадовали подпитые дамы, которые просили просканировать их украшения =))

• Владимир (professor), Ульяновск, 27.09.2017 12:55

Очень понравился отчет !!!

• андрей (spele), Темрюк, 27.09.2017 13:35

Периодически бегаю по Крыму,и в курсе событий ,то что здесь творилось в лихих 90-х сущая правда.Копали все и все,были стычки с бандюками и ментами ,СБУшниками.Так как Крым кладезь для археологов всех мастей и артефактов здесь всегда было валом.От каменных орудий до современки.Но увы,выкопано и вывезено очень много,хотя еще и осталось,но в местах глухих и труднодоступных.Да и народ здесь небогатый живет и аппаратов типа 705 или АТ Про не каждый может позволить. Был случай в начале 2000г когда на территории молочнотоварной фермы ,в одном из сел подняли несколько римских  военных захоронений,неграбленных.Подняли "черные",так там были полномасштабные боевые действия,с участием силовиков.В итоге Менты и СБУ договорились,поделили находки и  поставили раком "черных".В общем всем стало  хорошо.А находки выскакивают даже в хлам выбитых местах ,чему сам свидетель.

• Василий (hrunozai), Москва, 27.09.2017 14:41
    Максим (microGramm), Нефтекамск писал(а):

Если жить в палатке, самим готовить то расход финансов не слишком большой. на продукты (без фанатизма) можно уложиться до 1000 в сутки. А вот обед или завтрак в кафешке (не претендующей на роль ресторана) может уйти до 2-2,5 тыс. на семью из 4-х человек (первое-второе-салат). Мы обычно кормились по утрам и вечерам на костре(горелке), в обед в городе. так что расход был порядка 3-3,5 на всех.
    Трансфер был дороговат (в основном на такси): из керчи в севастополь или наоброт 5-7 тыщ.
    В любом случае продукты, офощи и фрукты там несколько дороже чем в москве.
    Итог: 120 тыс. на 21 день с учетом трансферов, билетов на экскурсии, сувениров, винца. Реально вышло больше, поскольку были расходы, не вошедшие в основную программу (типа купание с дельфином). А так повторюсь - там хорошо.
    А в удаленом поселке еще лучше, и даже может дешевле.
    удачи!

• андрей (spele), Темрюк, 27.09.2017 14:53

Да, 120 т.р  нехило,для нас ,местных ,это приличные деньги. Но для отдыха ничего не жалко. А трансфер в принципе можно удешевить,договориться с кем нибудь из местных,будет дешевле. Продукты в Крыму дороговаты,особенно в сезон отдыхающих,кстати пассажирские перевозки очень развиты в Крыму.Поэтому мы местные стараемся передвигаться либо на автобусах,троллейбусах,маршрутках,всегда приветствуется наличка  а не билет.Как сказал мне недавно один водила: "Пассажиры с билетами  мои кровные враги,потому как с его билетом я в магазин не схожу." Так что наши поездки и походы по Крыму получаются очень бюджетными.

• Василий (hrunozai), Москва, 27.09.2017 17:43
    андрей (spele), Симферополь писал(а):

Ну, извиняйте! Никого не хотел обидеть, а тем более хвастаться. Но как отдохнулось-так отдохнулось. Местные лучше знают диспозицию. Я бы и дешевле хотел, а не получилось.

Спасибо всем за комменты!

• Юрий (Испанец), Ардатов, 27.09.2017 18:10

Спасибо автору за тему.Читал с огромным удовольствием.)))

• андрей (spele), Темрюк, 27.09.2017 19:11

Да и я не хотел обидеть никого,отдых есть отдых,он как Новый год ,поэтому деньги не жалко потратить.

• Андрей (Радомир), Сысерть, 27.09.2017 21:21

Юрий (Испанец), Ардатов писал(а):

Спасибо автору за тему.Читал с огромным удовольствием.)))

Не стану сочинять нового, Юра уже всё точно сказал. Спасибо!

Добавлять комментарии могут только члены клуба