Знак кладоискателя
  • Автор: Сергей (mesnikol)

  • Агинское
  • Звание: Еще не определился
  • Металлоискатель: Кощей
12 октября 2019

Конец августа 1942 года. Вторая мировая война. Советская армия отступает, огромные территории захвачены врагом. На города падают бомбы, а сводки с фронтов неутешительны. Каждый день сообщается, что сданы новые города. Территория Белоруссии полностью оккупирована.

Тяжелый бомбардировщик ПЕ-8, груженый 4 тоннами золота, направляется в Англию. Золото – предоплата за поставки по ленд-лизу.

Бомбардировщик сверхнадежен, сбить его практически невозможно – высота полета недоступна ни зенитной артиллерии, ни истребительной авиации противника. Золото должно быть доставлено по назначению. Золото – это оружие, это солдатские пайки, это техника, необходимая армии, это танкеры с авиационным бензином… Ленд-лиз – это еще одна гирька на нашу чашу весов, дополнительный шанс победы.
 

Бомбардировщик ПЕ-8 "Летающая крепость Сталина"

Самолет спокойно летит в заданном направлении, вне пределов досягаемости возможного противника. Опытный экипаж. Инструкции – уходить от любого столкновения с противником. Главная задача – доставить золото по назначению.

Под крылом самолета – белорусские леса. Территория, захваченная противником в первые дни войны. Территория, на которой немцы уже успели солидно окопаться. Самолет пролетает над Белоруссией, стремясь к английским берегам… Ничто не предвещает катастрофы. Экипаж чувствует себя уверенно и спокойно. Самолет летит…

И исчезает.

В данных о потерях самолетов ПЕ-8 стоит лишь дата – 28 августа 1942 года. И все. Ни места катастрофы, ни причины, ничего. Самолет был. Самолета нет.

Но – 4 тонны золота! Золота, которое так необходимо было для победы. Золота, которое могло приблизить окончание войны не на несколько дней, но даже на несколько лет. Неужели оно пропало бесследно?

Версия первая. А было ли золото?

В конце сентября-начале октября 1941 года велись трехсторонние переговоры о взаимных поставках – ленд-лизе. Однако помощь Советскому Союзу отнюдь не планировалась бескорыстной. «Добрые» союзники потребовали оплаты золотом: «Кошелек или жизнь!». Тогда Сталин произнес свою знаменитую фразу: «Кровь советских солдат стоит дороже всего золота мира!» и – подписал соглашение.

Первоначально доставка золота в счет оплаты поставок ленд-лиза планировалась исключительно морским путем. Начали ходить морские конвои, охранявшие драгоценные грузы.

В мае 1942 года английский крейсер «Эдинбург» вышел в Баренцево море, имея на борту 5,5 т золота. Капитан, решив обмануть немецкие подлодки, оторвался от конвоя, решив, что одиночную цель выследить сложнее. Тем более, что немцы предпочитали ожидать весь конвой, а уж потом выбирали цели на свой вкус. Быстроходный же крейсер имел все шансы проскочить незамеченным – так думал капитан. Однако крейсер был атакован немецкими субмаринами, поврежден, лишен хода и затоплен командой. Золото ушло на дно. Как тогда думали – безвозвратно.

Правда, через сорок лет удалось поднять золото. В два этапа (первый – в 1981, второй – в 1986) с помощью водолазных колоколов было поднято 436 золотых слитков из предполагаемых 465. Но это – через сорок лет… А ведь золото нужно было в том, далеком 42-м году. Тогда его списали на военные потери, но терять такое количество золота всегда болезненно, а для воюющей страны – дважды.

Стаи немецких субмарин обложили Советский Союз. Практически весь Северный морской путь контролировался немцами. Вспомнили о бомбардировщиках ПЕ-8.

Эти бомбардировщики по праву считались сверхнадежными: пять моторов (ошибка автора, у ПЕ-8 - 4 мотора!), высота полета такая, что не достанет ни зенитная артиллерия, ни истребители – в те времена на подобной высоте истребители еще не летали. Сбить такой бомбардировщик можно было только во время бомбометания – заход на цель и прицельное бомбометание предполагают низкую высоту полета. ПЕ-8 был испытан на дальних полетах, летал и в Англию, и в США. Техническая дальность полета бомбардировщика – 5600 км, а до Англии от Москвы – немногим более 3000 км. Так что доказано – бомбардировщик мог совершить подобный рейс.
 

Бомбардировщик ПЕ-8 "Летающая крепость Сталина"

ПЕ-8 мог нести 24,6 т бомб, что уж говорить о нескольких тоннах золота…

А безопасность доставки гарантировалась качествами самолета. О кораблях подобного сказать было нельзя. Потери на морском пути были чрезвычайно велики во время всей войны, до самого последнего дня. И перевозка золота морским путем была опасна – не было никакой гарантии, что корабль с ценным грузом дойдет до места назначения, даже при самом сильном конвое.

Так что получается, что доставка золота воздушным путем была более надежна и безопасна. Даже с учетом того, что часть маршрута пролегала над оккупированными территориями. Единственное, что требовалось для обеспечения безопасности – не снижаться.

Рассматривая вопрос – было ли золото – нельзя отбрасывать и народную мудрость: дыма без огня не бывает. Подобные слухи возникают отнюдь не на пустом месте. Ведь гораздо правдоподобнее говорить о золотых кладах Радзивиллов или о золоте, которое спрятал Наполеон, чем о золоте ленд-лиза. Тем не менее, молва упрямо твердит, что был самолет – и даже называется какой! – и самолет этот был гружен золотом ленд-лиза, и упал он на территории Белоруссии.

В 90-х годах, когда многих людей охватила лихорадка быстрого обогащения, а «черные археологи» стали обыденным и привычным явлением, на рынках можно было купить разнообразные карты. Даже карты генштаба, где отмечено абсолютно все, чуть ли не отдельно стоящие деревья. Особенно ценились карты «с легендой», то есть те, на которых было указано место захоронения клада. Продавались и карты, на которых было отмечено местонахождение бомбардировщика с золотом.

Так что весьма похоже, что «золотой самолет» действительно был. И действительно упал. Иначе – откуда же слухи, которые держатся с завидным упорством столько лет?

Но как же вообще мог упасть такой самолет, как ПЕ-8? Если он был настолько безопасен, настолько надежен – почему же он вообще упал? Сверхсовременный, сверхнадежный, сверхбезопасный самолет… И – катастрофа. Что же могло произойти? Предположить, что самолет, перевозивший золото, сбросил высоту над территорией, занятой противником, и подставился под удар зенитных пушек – смешно. Ведь высота, до которой «не достреливали» немецкие зенитки, была одним из основных преимуществ ПЕ-8.

Версия вторая. Надежность ПЕ-8 – миф

Оказывается, бомбардировщик ПЕ-8 вовсе не был таким уж сверхнадежным. Основная проблема заключалась в двигателях. Дизельные двигатели АМ-35А, которые устанавливались на ПЕ-8, славились своими отказами. Львиная доля потерь самолетов во время второй мировой войны связана, как ни странно, вовсе не с зенитной артиллерией противника или истребительной авиацией, а именно с отказом одного, а то и двух двигателей. При отказе двигателя самолет терял и скорость, и высоту, в результате чего становился легкой добычей противника.

Советский Союз вступил в войну, имея только один гарантированно надежный и мощный двигатель. Но эти моторы ставились только на штурмовики ИЛ-2 – ради этого были сняты с производства некоторые виды истребителей.

Значит, все-таки могли сбить. Хотя бы при отказе двигателей. Причем, сбить могли как немцы, так и белорусские партизаны – вряд ли их предупредили о следовании над территорией бомбардировщика, а зенитная артиллерия в некоторых партизанских отрядах была.

Но если сбили свои или хотя бы наблюдали за тем, как сбили, то должны ходить не просто слухи о том, что где-то на территории страны лежит самолет, набитый золотом, но и называться предполагаемое местонахождение самолета.

Оно и называется! И очень любопытное место. Оно само по себе может объяснить, почему самолет упал и почему до сих пор не был найден.

Со времен второй мировой войны в Белоруссии среди кладоискателей циркулируют слухи о том, что бомбардировщик ПЕ-8, перевозивший золото для предоплаты поставок по ленд-лизу, упал на территории Белоруссии и до сих пор не был найден. И даже называется место, где этот бомбардировщик, вместе со своим ценным грузом, до сих пор ждет команду поиска.

Версия третья. Проклятое место

Народная молва помещает упавший самолет в озеро Селява, расположенное в Крупском районе Минской области. Место необычайно красивое и рыбное. В озере водятся щуки, лещи, язи, сомы, окуни, налимы, караси. Это не считая мелочи вроде плотвы и красноперки. Говорят, что раньше был и судак, но, похоже, всего выловили. Так что от рыбаков отбоя нет.

Казалось бы, если самолет действительно находится на дне этого озера, его уже давно должны были обнаружить. Или – не обнаружить, но тогда слухи прекратились бы сами собой. Ведь если говорят, что под правым углом Несвижского замка закопаны сокровища Радзивиллов, то достаточно провести раскопки хоть под всеми углами, чтобы потом авторитетно заявить – все слухи являются чистейшим вымыслом, и под замком никогда никаких сокровищ закопано не было.

Но озеро Селява, несмотря на большое количество «посетителей», все еще хранит свои тайны. В том числе – и об упавшем бомбардировщике. Как такое могло произойти? Когда затонул «Эдинбург», поднять золото не могли потому, что не существовало технологий подъема таких грузов с большой глубины. Как только технологии появились, золото сразу же было поднято. Озеро Селява никак не может обладать океанскими глубинами, которые представляют сложность для работы водолазов.

Средняя глубина этого озера составляет 6,3 м, максимальная – 17,6 м. Площадь водного зеркала – 1500 га. Остров в центральной части делит озеро на два плеса: мелководный северный (бывшее озеро Рабца, глубины до 10 м, площадь около 1/3 от общей) и глубокий южный (само озеро Селява, площадь около 2/3 от общей). После строительства плотины в 1956 году четыре озера (Селява, Рабца, Худовец и Обида) объединились в озерное водохранилище, и нынешняя Селява помельче, чем была во времена Отечественной войны. Кстати, за точные промеры глубины поручиться нельзя. Дно заиленное, так что реальная глубина Селявы может оказаться гораздо больше. В принципе, на дне озера можно спрятать не один бомбардировщик, а целую эскадрилью.

Казалось бы – чего проще. Нырнул и нашел. Если бы…

Для того, чтобы обследовать дно такого озера, как Селява, необходимы специальные утепленные гидрокостюмы, специальная дыхательная аппаратура, которая способна надежно работать даже во взвеси ила. Аппаратура должна быть рассчитана не на чистую, а на загрязненную воду. В этих условиях нужна целая команда исследователей. Лучше всего – военных водолазов. Требуется команда подстраховки (поддержки), которая во время погружения находится на уровне чистой воды – ил очень опасен. Эта команда должна находиться в пределах досягаемости и, желательно, визуального контакта. Только кажется, что белорусские озера – это чистая водичка, в которой может плавать каждый, кто пожелает. Фактически многие белорусские озера – это гиблые места, особенно для ныряльщиков. И все – за счет заиленного дна водоемов.

Любителям глубоководного ныряния правилами запрещено нырять в ил. Недостаток видимости может привести к катастрофе. Ведь ныряльщик в таких условиях даже своих рук не видит, всего-то до 10 см видимость. Могут нырять только специально подготовленные пловцы.

Как видите, бомбардировщик действительно может быть на дне Селявы – места вполне достаточно, а найти его почти невозможно, если нет специальной подготовки. Если бы самолет упал даже в самом глухом лесу – его бы уже давно обнаружили. Ходить по лесам у нас умеют. А вот глубоководные исследования, да еще в столь специфических условиях – дело другое.

Мне приходилось беседовать с человеком, который пытался найти упавший бомбардировщик на дне озера Селява. Он утверждал, что их команда подготовилась, насколько это возможно, к поискам. Но неудача пришла с совершенно неожиданной стороны – во время спуска под воду на команду напали… сомы! Целая стая. Ныряльщикам едва удалось унести ласты.

Кроме того, озеро Селява славится не только рыбалкой или сложными условиями для ныряния. В районе этого озера расположена геопатогенная зона.

Геопатогенные зоны обычно связаны с геологическими разломами, подземными водами, рудными месторождениями, а также с особыми энергетическими сетками, которые покрывают всю земную поверхность. С давних времен такие места считаются «гиблыми». Люди, живущие в аномальной зоне, часто болеют, у них развиваются разнообразные неврозы, психосоматические расстройства. Деревья, находящиеся в геопатогенной зоне, часто имеют искривленные, уродливые формы, хвойные вообще плохо растут в таких местах. А вот ольха, осина и ива прекрасно себя чувствуют в «гиблых» местах. В Беларуси с давних времен знали о существовании «гиблых» мест, которых следует избегать. Обнаруживали их лозоходцы. «Диагностическим прибором» была вильчатая ветка лозы длиной около полуметра. В «чертовых местах» ветка поворачивалась в руках лозоходца. Лоза – это своеобразная антенна, улавливающая энергетические выбросы.

Ученые Белгосуниверситета обследовали район озера Селява и пришли к выводу, что там находится одна из мощнейших геопатогенных зон, сравнимая по интенсивности с Пермским разломом.

У проживающих в районе озера – частые головные боли, плохое самочувствие. Болеют животные. Плохо растут деревья. Довольно часты несчастные случаи: каждый год кто-то тонет в озере. Вообще-то, несмотря на отличную рыбалку, озеро это – злое, опасное.

Кроме ухудшения состояния здоровья всего живого, геопатогенные зоны славятся разнообразными катастрофами: начиная от неожиданного провала мостовой и заканчивая необъяснимой аварией. Отказ не слишком надежного двигателя самолета над геопатогенной зоной очень вероятен.

Может быть, белорусское озеро Селява является аналогом Бермудского треугольника. Ведь существует версия, что странные исчезновения в Бермудском треугольнике связаны с наличием в нем циклической геопатогенной зоны. Известно, что в таких геопатогенных зонах в моменты активизации нарушается работа навигационных приборов, а люди ощущают сильное психологическое расстройство.

5 декабря 1945 года целое авиазвено американских ВВС не вернулось на базу, навсегда исчезнув в районе Бермудского треугольника. Пропала и летающая лодка, которая вылетела на поиски пропавших самолетов. Предполагают, что самолеты попали в геопатогенную зону в момент ее активности, потеряли управление (или произошел отказ двигателей), и все они похоронены на дне океана.

Возможно, «золотой бомбардировщик» постигла судьба американских самолетов, и он, потеряв управление, с неработающими двигателями, рухнул в озеро Селява, унеся на дно несколько тонн золота и жизни экипажа. Или отказал один, а то и два двигателя, и самолету пришлось снизиться, подставляя себя под удар зенитной артиллерии. Тогда становится понятным, почему так упорны слухи и так конкретно место, в которое помещается упавший самолет – кто-то мог наблюдать за падением, а то и видеть, как самолет погружался в озеро.

Может быть, самолет с золотом все еще лежит на дне озера и дожидается специально подготовленной для исследования команды...

Бомбардировщик ПЕ-8


Рейтинг: 2
Просмотров: 4579


Комментарии и обсуждение

  • Ирина (Ирина), Кстово, 20.10.2019 11:09

    Для поиска нужны квадрокоптер и лодка .Пытаться снимать и в солнечную погоду и когда пасмурно. А так же магнитометр, как у морских искателей кладов. А кто этим  будет заниматься?

    В Белоруссии  полно озёр с утопленными кладами Наполеона. Есть озёра глубиной до 60 метров, образовавшиеся после падения метеоритов.

    Есть озёра глубиной 5 метров, но что бы до них добраться, нужно преодолеть ещё и болото ,окружающее эти озёра. Болото расстоянием в 2-3 км. 

    Войска Наполеона с обозом в 200 телег , к примеру, шли зимой , через сугробы. Даже и не поняли , наверное, что идут через болото...

    Добравшись до середины озера, прорубили во льду большую квадратную прорубь, в которую и сбросили добро со всех 200 повозок.

    Немного отставшие от основного обоза 2 солдата, пытаясь нагнать отряд, позже видели как в эту прорубь на скаку ушли 3 казака на 3 лошадях, догонявшие 3 французов, убегавших от них из соседней деревни по льду озера. Они не успели затормозить и погибли все.

    (Вот откуда эта цифра - 80 тонн золота. 200 повозок по 400 кг.)

  • Сергей (mesnikol), Агинское, 20.10.2019 18:26
  • Сергей (mesnikol), Агинское, 20.10.2019 18:28
  • Сергей (mesnikol), Агинское, 20.10.2019 18:33
  • Алекс (drwatson), Северск, 21.10.2019 03:20

    Белорусы пытаются заработать на туристах-кладоискателях ? Всё то же самое описывается для Смоленской области. И даже фильм есть, на эту тему.

  • Светослав (Светослав), Ташкент, 23.11.2020 07:52

    двигатели АМ-35А - карбюраторные. 24 тонны бомб он НЕ мог нести. На крейсере может быть только КОМАНДИР, но не капитан. Автор, учи матчасть. Хотя бы в педивикию заглядывай...

Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация