ПОГРУЖЕНИЕ В ИСТОРИЮ (С МЕТАЛЛОДЕТЕКТОРОМ)
Группа исследователей из России и Киргизии обнаружила на дне озера Иссык-Куль развалины мифического города Чигу - одного из богатейших поселений древнего мира.
Из хроник эпохи Великого шелкового пути известно о легендарном городе Чигу на берегу озера Иссык-Куль. Город этот якобы являлся ставкой вождя усуней - могущественного кочевого племени Центральной и Средней Азии, пришедшего на смену воинственным скифам - сакам. Чигу был, если верить немногим историческим свидетельствам, одним из крупнейших городов Востока в древнем мире. За его высокими крепостными стенами прятались богатые дома, дворцы, святилища, отделанные золотом.
Сведения об усунях и их городе Чигу миру поведал китайский путешественник Чжан Цянь, побывавший на Иссык-Куле и прошедший через Тянь-Шань в Фергану во II веке до нашей эры. Он описывал свои впечатления так: "Усунь... Это кочевое владение, коего жители переходят за скотом с места на место. Усунь имеет несколько десятков тысяч войска, отважного в сражениях. Усуни прежде были под зависимостью хунну, но когда усилились, то собрали своих вассалов и отказались отправляться на съезды при дворе хунну".
Существовал ли на самом деле город Чигу и если существовал, то почему исчез с лица земли? По одной из гипотез, он был разрушен самими усунями за несколько лет до Рождества Христова. По другой - ушел под воду в результате резкого подъема воды в Иссык-Куле. На протяжении многих лет предания о существовании города считались легендой. Тем не менее различные путешественники время от времени сообщали, что на дне Иссык-Куля видны некие развалины. Но ни один из серьезных исторических источников не объяснял факты появления и разрушения древних строений, оказавшихся на дне озера. В начале 80-х годов прошлого века, когда подводная археология на Иссык-Куле только-только начала развиваться, в здешнем Тюпском заливе были обнаружены следы крупного городища. Находки каменных и бронзовых орудий труда, опорных ступ зданий свидетельствовали о том, что город существовал здесь примерно в I тысячелетии до нашей эры. Может быть, это и есть легендарный Чигу? Однако это предположение требовало доказательств, за которыми на Иссык-Куль и отправилась российско-киргизская экспедиция.
Богатый улов
Признаться честно, предстоящая встреча с Иссык-Кулем была волнительной. Столько легенд, мифов и совершенно фантастических историй связано с этим озером, что мы поневоле ждали чуда. К тому же в мире найдется немного мест, при виде которых захватывает дух, и величественный Иссык-Куль, спрятавшийся в горах Центрального Тянь-Шаня, безусловно, является одним из таких уголков!
В составе экспедиции под руководством академика Национальной академии наук Киргизии Владимира Плоских мы на микроавтобусе выезжаем из Бишкека в сторону Иссык-Куля. Выехали рано, чтобы иметь побольше времени для первого, едва ли не самого главного дня начала исследований. Похоже, наше волнение было чуждо остальным членам команды - аквалангисты Конфедерации подводной деятельности России Сергей Трушевский, Владимир Никитин, Александр Березин, Константин Синьков и Виктор Ганин на Иссык-Куль ехали не в первый раз.
- Мы погружались в моря и океаны по всему миру, - рассказывает Сергей Трушевский, - однако Иссык-Куль всегда привлекал нас своей таинственностью. По сути, мы пытаемся отыскать Атлантиду Центральной Азии. Нас смело можно называть подводными археологами, только в отличие от наших сухопутных коллег мы существенно ограничены в количестве воздуха, которое определяется запасами кислорода в баллонах.
Давно известно, что наука требует жертв. Первой жертвой стали 50 сомов (национальная валюта Киргизии), которые мы исправно заплатили за въезд в прибрежную зону Иссык-Куля. Озеро появилось перед нами совершенно неожиданно. Водная гладь величественно переливалась на солнце, уходя далеко за горизонт.
Было решено не откладывать дело в долгий ящик. Водолазы на берегу начали разгружать оборудование. Кроме аквалангов, они прихватили с собой небольшой подводный скутер, а также два мощных металлоискателя, способных работать под водой. Без них никуда. Руководитель экспедиции принял решение: водолазы будут работать парами, находясь под водой не более получаса. Этого времени вполне достаточно, чтобы обследовать заранее обозначенный квадрат поисков. Первыми под воду ушли Александр Березин и Владимир Никитин.
- Место для работы выбрано не случайно, - комментирует тем временем Владимир Плоских. - Во время предыдущих исследований в заливе Кара-Ой близ села Чолпон-Ата нами были обнаружены предметы, датируемые V-II веками до нашей эры - это так называемый сакско-усуньский период. Находки позволили нам предположить, что именно на этом месте находилось поселение кочевых племен, возможно, тот самый знаменитый город Чигу. Сегодня мы надеемся обнаружить артефакты, подтверждающие нашу гипотезу.
Первая пара водолазов поднимается на поверхность.
- Есть! - кричит Александр Березин. - Прибор среагировал на металл, скорее всего это бронза. Просто времени не хватило. Давайте, корреспонденты, в воду - может, вам повезет!
Вместе со второй парой водолазов мы уходим под воду. Видимость идеальная - как в хорошем плавательном бассейне. Лучи солнца, пробиваясь сквозь толщу воды, достают до дна. На приборе - глубина пять метров, мы касаемся дна, ориентируемся, приближаемся к нашим подводным спутникам Константину Синькову и Сергею Трушевскому. Они осторожно передвигают с места на место небольшие камни и разгребают илистое дно. Вдруг Трушевский подает нам знаки, подзывая к себе. В этот момент мы замечаем, что среди камней что-то блеснуло. Прошло еще несколько минут, и Трушевский осторожно поднял со дна бронзовую чашу. Занесенную песком и илом, заметить ее было не просто - в иле поблескивал лишь небольшой фрагмент ободка. Однако время работы пары еще не закончилось, а потому нам было доверено поднять ценную находку на поверхность. Просим разрешения на всплытие. Получив добро, медленно поднимаемся. А на берегу нас уже ждут и встречают восторженными криками. Академик Плоских бережно принимает находку из рук в руки: "Вы даже не можете себе представить, что нашли! Возможно, это жертвенный котел сакских племен!" В то же время впечатление такое, что котел вообще не использовали по назначению, да и воды озера очень бережно его сохранили. Зеленоватых окислов практически нет.
- Да он новый! - смеясь, кричит Сергей Трушевский. Прямо на берегу археологи решают провести первую экспертизу - по крайней мере визуально сравнить нашу находку с имеющимися изображениями культовых предметов того времени. Действительно, поднятый со дна озера сосуд просто брат-близнец изображенного в каталоге жертвенного котла сакской эпохи. - Безусловно, окончательный ответ даст радиоуглеродный анализ, - продолжает Трушевский, - однако уже сейчас можно с уверенностью говорить, что наши гипотезы подтверждаются.
Небольшой перерыв, и снова под воду. "Далеко не пойдем, работаем в том же районе", - надевая маску, говорит археолог и вновь уходит на дно.
Очередное погружение, и снова удача. Буквально в десяти метрах от места предыдущей находки из илистого дна на поверхность выступают какие-то странные ножки, похожие на птичьи лапки. Потянув за них, водолазы извлекли перевернутый вверх дном аналогичный жертвенный котел, только немного поменьше размером.
- Ну и денек! - удивляется Владимир Плоских. - Два погружения, и в точку!
Но останавливаться на достигнутом никто не собирался, а потому, "забив" баллоны воздухом, водолазы вновь опускаются под воду. На этот раз решили отойти от берега примерно на три километра и попытать удачу в середине озера. Первое погружение, и вновь точное попадание. На этот раз в руках у Трушевского засиял сакский короткий меч-акинак.
Экспедиция оказалась весьма богатой на "улов". За неделю из озера участниками исследований было поднято огромное количество древних предметов: топорики, наконечники копий, стрелы. Аккуратно укладывая артефакты, академик Плоских обратил внимание на странный предмет, по форме похожий на проволоку большого диаметра. При тщательном осмотре выяснилось, что это самый настоящий золотой слиток. Взвесили его - потянул на 70 граммов.
- Известно, что предшественниками монетной мировой системы были товароденьги, отлитые из бронзы, - объясняет Владимир Плоских. - Их впервые употребили в Китае примерно в VIII веке до нашей эры. Как правило, слитки хранились в форме прута или проволоки. Поэтому наш слиток вполне может претендовать на звание первого в истории Центральной Азии предшественника золотой монеты, предназначенной для товарообмена.
Такого набора предметов глубокой старины в одном месте да еще за столь короткий срок на Иссык-Куле не находили никогда. Чем можно объяснить подобное везение? Вряд ли одной удачей. По мнению Владимира Плоских, скорее всего членам экспедиции удалось наткнуться на размытые курганы сакской эпохи. "Наши находки могут поставить вопрос о существовании на Иссык-Куле древних городов-поселений с развитым металлургическим ремеслом и земледелием, со своей духовной культурой и верованиями", - считает академик.
Точный адрес
Обнаруженные на дне озера развалины, как считают археологи, являются не чем иным, как остатками знаменитого города Чигу, который был ставкой могущественного правителя древнеусуньского племенного союза на Иссык-Куле. Находки, одна эффектнее другой, красноречиво подтверждали эту гипотезу. К сегодняшнему дню ученым удалось собрать довольно солидную коллекцию предметов материальной культуры, дающую представление о жизни обитателей Чигу. Основные находки можно разделить на четыре группы: керамика, изделия из камня, бронзовые изделия, поделки из рога.
К настоящему времени установлены многие ранее неизвестные факты. Например, то, что Чигу не был основан иноземцами во II веке до нашей эры, как это представлено в некоторых трудах современных ученых. К тому времени этот город, по всей вероятности, уже существовал. Жизнь на городище, согласно археологическим находкам, кипела уже на 500 лет раньше первого упоминания о нем в летописях.
Даже беглый обзор материальной культуры с кратким экскурсом в ее хронологию свидетельствует о долгой жизни затонувшей столицы - от сакского времени вплоть до древнетюркского. Для археологов привязка исторического Чигу к определенному городищу имеет огромное значение. Если дальнейшие изыскания подтвердят предположение о существовании Чигу, то скудная письменная история города-ставки усуньских правителей получит точный адрес на географической карте. Это будет означать одно: существование мифического города Чигу фактически доказано.