Недавно писали о том, где в Днепропетровске легально и не вполне законно продаются раритеты Великой Отечественной и более древних времен. Но многие ли знают о подноготной работы как «черных», так и «белых», действующих в рамках закона поисковиков? Посторонних в свою деятельность они не стремятся посвящать. Корреспондентка сайта gorod.dp.ua стала первой, кому удалось побывать на таких «копах», как называются в этой среде раскопки.
Под пшеницей и целинной степью – останки сотен героев
- Мы приглашаем вас только потому, что ваш сайт на протяжении многих лет демонстрирует бережное отношение к нашей общей истории, к героям той страшной войны, - с такого признания начал наше общение руководитель областной Днепропетровской общественной организации «Гвардия-Днепр» Павел Ковалев. – Наша организация – одна из очень немногих в области, которые имеют разрешение на проведение раскопок на местах боев 1941 и 1943 года. Такая работа проводится исключительно ради установления новых исторических фактов о тех боях, обнаружения останков погибших героев, их идентификации и торжественного захоронения. Все артефакты, найденные во время раскопок, поступают в музеи или фонд общественной организации. На продажу они ни в коем случае не могут попасть…
В приглашении поисковиков было лишь одно ограничение: не публиковать координаты раскопок, чтобы сюда не слетелись «черные археологи». Выезжаем из Днепропетровска ни свет ни заря. И буквально в десятке километров от границы областного центра автобусик тормозит.
- Это – исключительный для поисков район, - с волнением в голосе говорит зампред организации Вячеслав Репичев. – Взгляните, справа от автотрассы огромное поле с рожью. Никто даже представить не может, сколько костей наших бойцов лежит под этим полем! Только что рассекречены карты и архивы августа 1941. В соответствии с ними, именно на этом поле за один день полностью полег наш кавалерийский полк, который бросили на немецкие танки и орудия. Этот же факт подтверждается и воспоминаниями местных жителей, бывших очевидцами этого страшного месива…
Но мы идем на поле, расположенное слева от трассы. Как поясняют мне поисковики, оно вместе с прилегающей балкой – едва не единственный на Днепропетровщине оазис реликтовой, никогда не распахивающейся степи. Но ее не пахали не из-за памяти о павших бойцах – просто на этом поле очень много больших камней…
Именно на этом поле в августе 41-го пролегала линия обороны нашей 255-й стрелковой дивизии. Красноармейцев спешно бросили на эти позиции 22 августа. Времени даже окопаться у них не было – с южного направления, по трассе и вдоль нее перли механизированные армады гитлеровцев. Максимум, что успели защитники Днепропетровска – отрыть ямки-окопы для стрельбы лежа…
Главное – «зацепить» три точки
Из автобусика поисковики выгружают свой рабочий инструмент – лопаты, металлодетекторы и самое секретное приспособление - пластиковые трубки с проводами. Это «ноу-хау» «Гвардии-Днепр» мне сначала не разрешают фотографировать, но потом Ковалев машет рукой: мол, в интернете и не такое найдешь. Трубки соединяются в конструкцию два на два метра – это глубинная рамка металлодетектора. Механизм – просто зверь. Пока Александр Кнагге с обычным металлоискателем успевает обследовать пару квадратных метров, остальные ребята с этой рамкой успевают проутюжить площадку с дачный участок. Призывные пикания слышатся через каждые 8-10 метров.
- Главное для успешных раскопок – зацепить три точки на местности, по которым и можно определить линию нашей обороны, - поясняет Павел Ковалев. – Похоже, нам это удалось. Линия обороны располагалась на небольшом уступе холма, перед которым все поле и балка были как на ладони. Но это было единственное преимущество наших бойцов. Они были вооружены винтовками, противотанковыми ружьями и немногочисленными пулеметами. Но даже с этим вооружением красноармейцы героически сдерживали на этом рубеже немецкие танки, пехоту и дивизию СС «Викинг» целых четыре дня. Наша 255-я стрелковая практически полностью полегла на этом поле. Ее остатки 26 августа были отведены на Ломовский плацдарм и переформированы…
Сначала было… ведро
Ребята остервенело вгрызаются в целинную степь. Сигнал детектора становится все громче. Но первым на свет Божий появляется… старое ведро.
- Зря смеетесь, - осаживают меня поисковики, рассмотрев находку. – Взгляните на следы пулевых отверстий: эта жестянка тоже прошла страшный бой.
Среди комьев земли внимание «гвардейцев» привлекают черные вкрапления. Оказывается, это горелая солома – ею были устланы наши окопы и блиндажи, она же, по воспоминаниям участников этого боя, горела, застилая дымом все вокруг. Комки обгоревшей соломы на лицах ребят вызывают такую радость, будто они танк откопали…
Вскоре штык лопаты звонко стучит о еще какой-то металл. Вслед за ведром из этого же раскопа на краю раскопа появляются проржавевшая каска и ствол винтовки. Пережив взрыв эмоций от этих находок, поисковики поясняют мне:
- Каска – определенно советского бойца, марки СШ-39 («Стальной шлем конструкции 1939 года»). А вот чья это винтовка – красноармейца или фашиста – с ходу точно определить сложно. Похожа на немецкий «Манлихер». Такое соседство не удивительно. За четыре дня эти позиции не раз переходили из рук в руки, красноармейцы отбивали их героическими контратаками. Мы уже находили в одном окопе вперемешку наши и немецкие гильзы, вещи бойцов…
Каковы ваши судьбы, солдаты?
К сожалению или счастью, но рядом с каской и стволом винтовки останков солдат поисковики не обнаружили. А тем временем с другого конца поля о чем-то сигнализирует Александр Кнагге. Ему с Сергеем Капациным не пришлось отрывать полутораметровую яму. Из «смешного» раскопа в каких-то 50-60 сантиметров он извлек какую-то ржавую железную коробку.
- Это – ящик для трех дисков нашего пулемета Дегтярева, - растолковывают мне поисковики. – А небольшая глубина его залегания подтверждает наши слова: окапываться пулеметчику было некогда, он вел огонь из окопа для стрельбы лежа.
Увы, углубив раскоп, дальше на этом месте поисковики ничего не обнаружили. Может, этот боец выжил, отпраздновал День Победы. Как в это хочется верить!..
Аккуратно забросав раскопы землей и наметив точки для последующих работ, активисты «Гвардии-Днепр» сворачиваются. Вот только когда случится следующий выезд на раскопки, они сейчас не знают. Средств катастрофически не хватает, поэтому организацию будет рада любым помощникам, меценатам, спонсорам. И даже не обязательно помощникам с деньгами – хотя бензинчику кто-то для выездов подбросил…
- А в целом очень радует, какое огромное внимание к памяти о Великой Отечественной и ее героях проявляет областная, городская власть, - резюмирует Павел Ковалев. – Надеемся, в этом году работа по обнаружению останков погибших героев будет очень активной.
Кстати, за два последние года организацией «Гвардия-Днепр» были обнаружены и торжественно захоронены останки более 700 погибших солдат и офицеров Красной Армии, которые отдали свои жизни за наше мирное небо…