1
  • Автор: Volodos (Volodos)

  • Челябинск
  • Звание: Еще не определился
  • Металлоискатель: ACE 150
24 октября 2013

Уральское казачье Войско по праву считается одним из древнейших, и, пожалуй, самым самобытным из всех казачьих Войск дореволюционной России. Уральцы были в числе тех немногих казачеств, которые самообразовались на границах Руси, являясь «природными» казаками, а не поселенными по царской указке крестьянами и солдатами и названными «казаками». 

Время заселения территорий нижнего течения реки Урала (Яика) ватагами вольных людей точно не установлено. Историки называют различные временные рамки появления казаков на Урале: от XIV до XVI веков. Впервые в официальных документах яицкие казаки упомянуты в 30-х годах XVI столетия. Считается, что их отряды в 1550 г. участвовали во взятии Казани, однако, документально подтвержденной первой службой яицких казаков является 1591 г., когда они по «наказу Федора Иоановича» участвовали вместе со стрелецкими полками в боевых действиях против шамхала Тарковского – правителя Дагестана. С этого года и считается старшинство Уральского (Яицкого) казачьего Войска. 

Столь же различны мнения исследователей относительно того, откуда пошли яицкие казаки. Кто-то выводит их родословную от тюркских племен, другие говорят об отрядах казаков переселившихся на Яик с Волги или Дона. Вопрос этот до сих пор остается открытым, но очевидно, что Яицкая казачья община была образована вольными людьми, которые, поселившись на Яике, разбили ряд городков вдоль реки, по правому ее берегу. С самого начала своего существования яицкие казаки столкнулись со своими неспокойными соседями, сперва это были ногайцы, затем – киргиз-кайсаки. Их орды, кочующие по левому берегу Яика, переправлялись через реку и нападали на казачьи городки и форпосты, угоняли скот, поджигали дома, уводили людей в рабство. Поэтому, яицкие казаки с начала своего существования все были воинами, с детства учились скакать на коне, держать оружие в руках и защищать родной дом и свое хозяйство. Боевые стычки с кочевниками продолжались вплоть до середины XIX века. С началом службы казаков Московским государям функции охраны собственных территорий переросли в функции охраны всего Московского государства. За охрану границ цари платили казакам жалованье, присылали на Яик порох, оружие и т.п. Вдоль Яика от Яицкого городка до Гурьева вниз по реке была построена Нижне-Яицкая линия, состоящая из ряда крепостиц и форпостов, возведенных в местах возможных переправ через Яик кочевников и выполнявших защитные функции. Вверх по реке от Яицкого городка до Илецкого была построена Верхне-Яицкая линия. Впоследствии, когда необходимость оборонять свои земли отпала, эти крепостицы и форпосты превратились в казачьи станицы и поселки. 

Итак, яицкие (уральские) казаки с самого начала поселения своего на Яике были, прежде всего, воинами. Поэтому неудивительно, что они участвовали практически во всех войнах, которые вела Российская Империя. Бились они против крымских татар, поляков, шведов, турок, французов, немцев и многих других народов, храбро сражались под Смоленском, Полтавой, Цюрихом, Лейпцигом, Балаклавой, Иканом, Мукденом и т.д., брали Силистрию, Париж, Самарканд, Геок-Тепе, Перемышль и другие твердыни, неоднократно ходили войной на Хивинское и Кокандское ханства. Много казачьих костей разбросано от Кавказа до Туркестана, сотни казаков погибли в Первой Мировой, тысячи - в Гражданскую. 

Парадокс, но несмотря на то, что уральцы были верными слугами царю и престолу, не раз доказавшими свою верность на поле брани, Яицкое (Уральское) казачье Войско считалось самым «бунтарским». Непокорность уральцев проявлялось при малейшем намерении властей ущемить их права и свободы. Не могли с этим примириться вольные люди. Волнения и беспорядки, переходившие иногда в открытое неповиновение и в вооруженное противостояние царским войскам происходили на землях уральских казаков регулярно. Все знают, что яицкие казаки являлись движущей силой восстания Е.И. Пугачева в 1773-1775г., а после его подавления хотели всем Войском, подобно донскому атаману Игнату Некрасову, уведшему после восстания К.А. Булавина часть донских казаков в Турцию, уйти за границу. В назидание потомкам, и чтобы навсегда искоренить на Яике память о пугачевском восстании, Екатерина II повелела в 1775 г. переименовать реку Яик в Урал, Яицкий городок - в Уральский, а Яицкое казачье Войско – в Уральское. Так стали Яицкие казаки Уральскими. 

Среди мирных профессий, прежде всего, уральские казаки занимались рыболовством. Это неудивительно, зная, какие дары таил в себе Урал (Яик), которому казаки поклонялись как божеству. Они охраняли и берегли реку, защищали ее, лелеяли как родного ребенка и бесконечно любили. И река платила за это казакам своими сокровищами. Начиная с 1732г. ежегодно уральские казаки отправляли в столицу к царскому двору летние и зимние «станицы» (посольства) с дарами Урала - осетровой рыбой и черной икрой. Недаром на старинном гербе уральских казаков изображена стерлядь, а под ней легендарный уральский воин Рыжечка, сразивший шведского богатыря в Полтавском сражении. Помимо рыболовства уральцы занимались охотой и животноводством, земля же в Войске была в общем, общинном пользовании. 

Уральские казаки всегда славились и гордились своей самобытностью. Они всегда стремились подчеркнуть свои особенности, отличие их от «русских людей», превосходство над другими сословиями. До 1917 г. большая половина Войска была староверами. Православие в казачьей среде приживалось крайне медленно и неохотно, православных храмов на казачьей территории всегда было намного меньше чем старообрядческих. Неоднократные, в разные времена, «гонения на веру» также служили катализатором волнений и недовольства среди казаков, пострадать за «истинную» веру считалось в их среде «богоугодным делом». В связи с этим становится понятно, почему богоотступников большевиков они встретили как пришествие антихриста, и практически поголовно взялись за оружие. Целых два года Войско героически сражалось за свою свободу, за право называться «казаками». История этой героической, полной подвигов и отваги борьбы до сих пор не написана и практически не изучена. Многие уральцы погибли зимой 1919-1920 гг. отступая с семьями, скотиной и имуществом вдоль Урала к Каспийскому морю. Победили уральцев не пули красных, а тиф и мороз, свирепствовавшие в те годы. Преданное своими союзниками Уральское казачье Войско предпочло не сдаться, а погибнуть в неравной борьбе. 

Ныне оставшиеся потомки уральских казаков проживают на территории государства Казахстан. Территория Уральского казачьего Войска была большевиками искромсана – маленькую часть отдали в Оренбургскую область, все остальное - Казахской ССР, в том числе богатейший Урал, крупный город Гурьев с выходом в Каспийское море, многочисленные нефтяные месторождения. Новые хозяева земли начали с главного, захотели стереть всю память о казаках, словно и не было их на этих землях никогда. Переименовали в третий раз за короткий срок Урал, теперь это на казахский манер – Орал, нет больше города Гурьева – есть Атырау, нет Уральской области – есть Западно-Казахстанская. В Уральске до сих пор стоят улицы названные в честь палачей казачества – Чапаева, Фурманова, Петровского (председатель местного ЧК). На них воздвигаются памятники новым героем – Абаю, Срым Датову и им подобным. Существующая Уральская казачья община расколота, есть два атамана, две газеты, несколько казачьих организаций, каждая из которых решает разные цели и задачи. Но как бы нас не называли, как бы не унижали и не ставили на колени, нам есть чем гордиться, ведь мы потомки славного Уральского казачьего Войска, а, как известно, «казачьему роду нет переводу». 

И в царское время и на сегодняшний день уральские казаки остаются самыми обделенными в информационном плане. Нет ни частичной, ни тем более полной истории Войска, практически не описана боевая служба, походы и подвиги казаков, практически отсутствуют литература мемуарного характера. О героях-уральцах не существует справочной литературы, нет изданий биографического плана. Древнейшее Войско словно забыто, а многие и не знают, что такое существовало. Наша задача искоренить эту несправедливость, восстановить имена забытых уральских богатырей-«Горынычей», помнить их подвиги и передать уральский казачий дух будущему поколению.


Рейтинг: 1
Просмотров: 9528


Комментарии и обсуждение

  • Сергей (пересмешник), Челябинск, 24.10.2013 18:56

    Помимо рыболовства уральцы занимались охотой и животноводством, земля же в Войске была в общем, общинном пользовании. 

    Да, действительно, уральцы были вольным народом. Помещиков в наших краях не было, были так называемые государственные крестьяне, платившие налог в пользу государства но привязаны к определенному месту не были. Также по ревизорским сказкам Оренбургской губернии Челябинского уезда я выяснил что, например дер. Жужгово основали крестьяне, занимавшиеся заготовкой леса для корабельных нужд. Как странно, в этой местности нет корабельного леса. 

  • Азм есмь (DED_100_LET), Бендиго, 24.10.2013 19:35

    Дико корёжит меня название ЯИЦКИЕ .Блин, очень странно, ну насколько я знаю старое название Урал-реки  ЯИК(переименовала указом E-II), так почему казаки не ЯИКСКИЕ ? Обидно за уральцев.

  • Сергей (пересмешник), Челябинск, 24.10.2013 20:11

    Уральское казачество было распространено по всему нынешнему Уральскому региону, вдоль реки Уй по границе с Казахстаном до Тобола стояли крепости, там-же пролегал торговый путь. Казаки являлись блюстителями порядка и в каждом волостном селении, а относительно взятия Казани это вопрос, у нас очень большой процент татарского народу и поселения чередуются русское - татарское.

  • Гость
    Гость КазаХ, 23.05.2014 15:48

    Ну вообще то эти земли, именуемые вами казачьими, на самом деле должны должны принадлежать потомкам саков и скифов. А возможно предкам этих самых саков и скифов.Вы затрагиваете очень нервную и больную точку-вопрос для любой народности живущей в ЭТИХ краях. Касательно темы как вас казаков называть, почему вас мало и почему вас все время все обижают- сами подумайте. Даже находясь под угрозой исчезновения, у вас 2 атамана которые регулярно судятся и устраиваю склоки между собой, втягивая в свой конфликт простых граждан. Единства не было и не будет - не будет вам никогда никаких земель,станиц и даже хутора вам не дадут. Разве в каком нить этнографическом парке. На время каких нить мероприятий. Я в Казалы по работе когда был, встречался с одним казаком, из переселенцев екатерининских, потомок. Он другой. И речи другие у него. Про тех кто остался он урале, он лишь досадливо махнул рукой: "какие они казаки уральские? они же русские! "

  • Гость
    Гость Сын Великого народа казахов, 10.04.2015 13:09

    Уральские (яицкие или яикские) казаки - это быдло и алкаши! Я в 2015 году н масленице был. Фото и видео снимал на никон. Народ гулял, веселился. Все вроде бы нормально, но вот неприятно было видеть молодых и зрелых мужчин одетых в "национальные" казачьи покровы (рванье если приглядеться) пьяных в дрыбоган и орущих похабные песни про чеченцев! Отстой! Быдло! Алкашня! Вот три единственных определения, которые являются верными для того, чтобы назвать уральских козаков.

  • Александр (GBUshnik), Пермь, 10.04.2015 14:45

    видал одногона скорой работаетночью выхожу струбцину подцепить, а тут вылазеет из кабины чудо-прям тарас бульбая сначала подума беженец какой с майдана, а тут мне другие водителя говорят- Так казак это..........

Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация