Ярославский поэт Евгений Мутин рассказал о захоронении, обнаруженном во время раскопок в Спасо-преображенском монастыре.
57 лет назад известный ярославский поэт и писатель Валерий Мутин вместе со студентами-строителями и рабочими-плотниками реставрировал Спасо-преображенский монастырь. И до сих пор его мучает один вопрос – чьё захоронение они обнаружили во время этих работ?
Найденные вещицы
Летом 1957 года на территории Ярославского кремля проводили коммуникации, вспоминает Валерий Мутин, на тот момент 17-летний парень.
- Так как мы были самые молодые и работали неполный рабочий день, нам приходилось больше копать, - говорит Валерий Васильевич. – Каждый день были какие-то находки - то цепочки золотые, то крестики. В то время не было осознания их исторической ценности. И ничто не пугало, полный атеизм - кто что находит, то и забирает себе.
Хвастаться очередной найденной вещицей было в порядке вещей, никто на это уже не обращал внимания.
Загадочный склеп
Но однажды студенты наткнулись на нечто необычное. В тот день рядом со звонницей Спасо-Преображенского монастыря экскаватор не докопал до стены несколько метров, и работу пришлось продолжить вручную. Спустя некоторое время ребята упёрлись в хоть и старую, но крепкую кирпичную кладку.
- Мы стали гадать, что там может быть такое, - вспоминает Валерий Мутин. – Простукали. Студенты из строительного сразу поняли, что есть какая-то полость. Было время обеда, поблизости - ни рабочих, ни бригадира. Нас распирало любопытство.
Когда пробили отверстие, их подозрения оправдались – склеп! Один парень спустился вниз, но быстро вернулся – воздух спёртый, дышать невозможно. Заинтригованный Валерий тоже решил спуститься.
- Склеп оказался большой, как комната, почти в полный рост, длиной метра три, - описывает Валерий. - Огляделся, всё вокруг в пыли от разрушенной кладки. Вдруг что-то заблестело.
Он обрадовался – клад! Начал нащупывать руками и наткнулся на какую-то дужку. Схватился за неё и дёрнул. В тот же момент всё рухнуло, вспоминает Валерий Васильевич.
Голова отлетела
В склеп рванули другие ребята. Вместе они разгребли рухнувшие гнилые доски и, как рассказывает Валерий Васильевич, разглядели цинковую фольгу, которую, недолго думая, разорвали.
И ахнули. На прогнивших дубовых досках лежал старец, обложенный иконами.
- Иконок было очень много. Небольшие такие, красивые. Ребята сразу стали выкидывать их наверх, - продолжает рассказ Валерий. – От увиденного нельзя было оторвать глаз - всё было в золоте: золотая риза, головной убор в драгоценных камнях, да и сам старец с ног до головы в золоте.
Опомнившись, кто-то из студентов побежал в милицию. В это время в склеп спустился бригадир. По воспоминаниям Мутина, увидев старца, тот сразу же сунул руку ему под бороду и, нащупав крест, рванул. Но голова отлетела и упала прямо под ноги Валерию.
- Я ужаснулся и застыл на месте, не зная, что делать. Потом всё-таки схватил несколько камней и бросился наверх, - признаётся Валерий Васильевич. - Но когда стал вылезать, увидел милицию, испугался и выбросил все камни.
Где второй крест?
Приехавшая милиция забрала всех очевидцев в отделение Кировского района. Туда же доставили целый поднос с золотом и драгоценностями. Уже потом Валерий узнал, что в склепе был не один старец.
- Там было как минимум двое. Говорили, что, возможно, это захоронение мужа и жены. Пока мы сидели в отделении, принесли золотой крест весом 160 граммов и искали второй, который забрал бригадир, - объясняет Валерий Мутин. – Меня выпустили через пару часов. Где второй крест - спросили у моих товарищей, но они не знали. А мне этот вопрос не задавали. Может быть, я и сказал бы.
На следующий день все как обычно вышли на работу. В милицию больше никого не приглашали. О находке не говорили. История не получила огласки, о ней быстро забыли.
Что стало с золотом, Валерий Васильевич не знает. Помнит только, что приезжали духовники из Москвы, забрали останки для перезахоронения.
Прошло почти 60 лет, но та «находка» всё не даёт покоя Валерию Васильевичу. Все эти годы он ищет, но не может найти ответа на вопрос, на чьё же захоронение они тогда наткнулись.
Документов не сохранилось
Мы обратились с вопросами по поводу этой истории в историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Для специалистов музея эта история тоже оказалась загадкой. Как нам пояснили, в 1957 году на данной территории музея ещё не было, поэтому в его собрании отсутствуют какие-либо документы, касающиеся этих событий. В то время, в условиях государственной идеологии, основанной на атеистических принципах, они не могли получить никакого резонанса.
Мнение эксперта
Такое возможно. Историк Мария Александрова:
- Описанная ситуация вполне возможна. Подобный склеп был неожиданно обнаружен в нашем художественном училище. Я в нём была. Впоследствии оказалось, что купец, построивший это здание для народной школы, завещал себя похоронить в подклете данного дома. Там есть лаз, который ведёт к двум плитам-надгробиям.
На территории монастыря тоже часто хоронили богатых и знатных людей, которые жертвовали при жизни деньги на монастырь. В нижнем этаже собора много надгробий, их и сейчас видно. В подклете собора и в часовне тоже были захоронения.
А вот известие о склепе с мужем и женой для меня, признаюсь, новость. Странно, что они лежали поверх гробов. Если найденное захоронение, предположим, конца 19-го века, то они лежали бы под плитами. Если захоронения более ранние, тогда останки не должны были так хорошо сохраниться. Возможно, свою роль сыграло юношеское восприятие.
Алла Смирнова Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 09/04/2014
Золото и милиция мгновенно вступают в химическую реакцию, количество выделяемого газа и выпавшего осадка зависит от количества милиционеров. Золото как правило безвозвратно испаряется. Милиционеры вообще мощнейший катализатор любых химпроцессов с драгметаллами.