avatar
  • Автор: Артур (Archik)

  • Санкт-Петербург
  • Звание: Член клуба
  • Модератор
  • Металлоискатель: X-Terra 705
17 июня 2014

Поисковики экспедиции «Долина» установили судьбу сразу трех советских летчиков

В мае 2014 года у д. Исаково Демянского района Новгородской области отрядом «Находка» поисковой экспедиции «Долина» были обнаружены обломки советского штурмовика «Ил-2». 

«В свое время самолёт был разграблен сборщиками металлолома, что сильно затрудняло поиск номерных частей машины и, как следствие, установление судьбы экипажа. Однако, после долгих поисков недалеко от места падения самолёта поисковиками был найден распределитель зажигания двигателя АМ-38 с отчётливо читающимся номером - 29341», - рассказал Игорь Свинцов, официальный представитель «Долины».


В результате архивной работы удалось установить как историю последнего полёта машины, так и судьбу обоих членов экипажа «Ил-2»: пилота - старшего сержанта Ермакова и стрелка - старшего сержанта Чазова, которые 22 сентября 1942 года в паре с другим штурмовиком возвращались с боевого задания из района озера Пестовское. В небе над Исаково летчики покинули падающую машину и приземлились на парашютах на нейтральной полосе. 


Факт гибели «Ил-2» Ермакова и Чазова пролили свет на другую военную историю. В тот день в паре с ними летел экипаж лейтенанта Александра Быстрова, штурмовик которого тоже упал у д. Исаково. 


«После войны металлические обломки самолета были частично растащены местным населением на хозяйственные нужды, частично сданы в металлолом. Останки, тогда еще безымянного экипажа, поисковики отряда «Демянск» захоронили на братском кладбище д. Игожево. В 2009 году удалось установить имя летчика благодаря помощи жителя д. Никольское Геннадия Степанова. Будучи мальчишкой, он нашёл среди обломков штурмовика Орден Ленина. Награду сдали в военкомат, откуда она впоследствии бесследно исчезла. Но Степанов хорошо запомнил номер ордена! По нему в результате архивной работы и было установлено имя погибшего пилота - лейтенант Александр Николаевич Быстров», - поясняют следопыты.

В свои 19 лет к осени 1942 года он был награждён уже двумя орденами - Красного Знамени и Ленина. Поисковики нашли в Москве и племянниц Быстрова, которые уже ни один раз приезжали на могилу и на место гибели своего дяди. В п. Демянск детский военно-патриотический клуб носит имя лётчика-героя. И можно было бы считать историю лётчика Быстрова рассказанной, но уж очень много было в архивных документах нестыковок, касающихся обстоятельств гибели героя. 

До 2014 года считалось, что штурмовик Быстрова был сбит над Исаково зенитным огнем противника. Находка «Ил-2» Ермакова и Чазова позволила поставить точку и в деле о гибели машины Быстрова. В этом огромную помощь «Находке» оказали поисковик отряда «Сокол» Игорь Кун и военный историк, поисковик Игорь Ивлев.

Согласно донесениям о боевых и не боевых потерях 288-го штурмового авиационного полка Северо-Западного фронта, 22.09.42 г. при возвращении с боевого задания группы из четырех Ил-2, во время выполнения противоистребительного маневра, ст. сержант Ермаков не определил своего места в строю. Он наскочил на ведущего лейтенанта Быстрова и винтом самолета отрубил хвост его машине. Лейтенант Быстров погиб вместе с самолетом. Старший сержант Ермаков со стрелком старшим сержантом Чазовым спаслись на парашютах, самолет разбился. 

Старший сержант Ермаков вернулся в часть на следующий день, сообщив, что ст. сержант Чазов, вероятно, был убит в воздухе пулеметным огнем противника. Однако, сержант Чазов сам прибыл в часть 26 сентября 1942 года. Больше летчики в одном экипаже не летали. Ермаков погиб через неделю – 30 сентября, его самолет был сбит истребительной авиацией противника над Крестцами. Старший сержант Ермаков захоронен на поселковом кладбище. Через месяц – 1 октября в тренировочном полете над д. Макарово погиб и старший сержант Чазов.  

Рейтинг: 1
Просмотров: 5449


Комментарии и обсуждение

  • Сергей (serreygrey), Москва, 18.06.2014 12:48

    Такое впечатление, что кто-то кого-то убрал, а потом, кто-то кому-то отомстил, и всё списали на войну. Отрубить хвост ведущего самолёта можно либо по пьяни, либо от неприязни, либо с перепугу и не опытности. Удивляет, что в небо посылали сержантов, обычно пилотами могли быть только офицеры. 

    Немного пофантазировав, можно придумать такую историю про любовный треугольник или ещё какую нибудь историю, в котором победившему достаётся смерть, но справедливость восторжествовала и дурня само проведение наказало. Может нелепая случайность стоила жизни молодому лейтенанту. Ну конечно, дабы не пересекать человеческий фактор и героизм, остановимся на героизме-ведь всё таки  была война  Подобную историю мне рассказывал один ветеран, несмотря на войну-жизнь продолжалась со всеми своими хорошими и плохими проявлениями. Затаив злобу на своего командира , во время боя солдат выстрелил ему в затылок, это видел другой солдат, ну а дальше всё происходило как в кино. Естественно в конце "кино" убийца наказан по всем законам жизни. Вот и эта история похожа на одну из тысячи тех историй, что происходили в жизни во время войны и после и теперь!

  • Митя (Митя888), Челябинск, 19.06.2014 10:34

    Да уж...... - ребята может конечно и от сохи были, но если пилота научить взлетать и садиться, то врятли он отрубит хвост в результате противоистребительного маневра....... - Сталин к стати не очень то присваивал офицерские звания перед войной..... - экономия на офицерских пайках!

  • Сергей (serreygrey), Москва, 19.06.2014 12:05

    Парнишка совсем пацан, письки женской не нюхавший, побиг из-за того, что его ведомый в памперсы наделал с перепугу. Разобрал самолёт командира на запчасти, а его на тот свет спровадил. Вы на его фотку гляньте, в наше время такие мальки не то что в летёхах не ходят, а даже в сержантах, по молодости лет, сидят возле подъездов с тоннелями в ушах и шлюм курят, энергетиками запивая. Жаль его, а с Юрием соглашусь, поисковики реально молодцы, столько инфы подняли, разобрались, что к чему, и нам об этом поведали! 

Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация