Иконная доска (доска для иконы) - традиционная деревянная заготовка
особой конструкции, служащая основой для написания иконы или создания
резной рельефной иконы. Традиционно иконные доски выделывали из ольхи,
липа, кипариса, дуба, кедра, но со временем большее предпочтение стали
отдавать доскам из древесины первых трех пород, а также из бука и клена.
От изготовления иконных досок из дуба практически полностью отказались
по причине большой тяжести заготовки, что создавало дополнительные
трудности во время работы.
Мера досок у старых иконописцев имела свои названия. Таковы были доски:
пятилистовые, или пядницы, шестилистовые, восьмилистовые и проч. Мнения
наших современников об этих названиях разные. Одни полагают, что доски
так назывались от числа листов золота, накладываемого на левкас. Другие
утверждают, что пятилистовые доски были мерою в 5 вершком длины,
шестилистовые были в 6 вершков. Нынешняя мера основана на расчете длины,
ширины и толщины в миллиметрах.
Происхождение термина. Термин "иконная доска" или "доска для иконы" составлен из сочетания двух
слов: икона (от др.-греч. eikon - "образ, подобие") и доска
(праславянское слово *dъska возникло путем заимствования из германских
языков слова disc "стол, блюдо", которое, в свою очередь, возникло из
латинского слова discus "стол, круг").
Русское название. Так и называли. Также существовали специальные названия иконных досок в зависимости
от их размера: десяторик - десяти вершков в вышину, девятерик - девяти
вершков и т.д.; листоушка - небольшая икона от одного до четырех
вершков.
Связанные слова. Сюда можно отнести множество однокоренных слов, а также термин
"дощанник". Так в старину называли мастера, занимавшегося выделыванием
иконных досок. Издавна на Руси в мастерских иконописцев существовало "разделение
труда" - мастера специализировались на выполнении определенного этапа.
Это, с одной стороны, облегчало работу иконописцев-художников, но в то
же время и "убивало художество", по словам И. Сахарова, исследовавшего в
XIX в. иконописное дело на Руси. "Что же такое был за художник своего
дела, который знал только одну часть своего дела? Он должен быть творцом
всего своего дела, знатоком всех частей своего искусства и не зависеть
от людей. Современные сельские мастерские существуют доселе на
разделении труда".
Особенности использования. Старые иконописцы при выборе досок руководствовались двумя указаниями:
чтобы дерево не было смолисто, чтобы оно не имело суков и пороков. Эти
критерии остаются важными и по сей день.
До XVIII-XIX века иконописцы обычно не брали готовых досок от столяров,
но выкалывали их топором из готового куска дерева. То дерево считали
хорошим, которое раскалывалось ровно и по слоям. Из этого они выводили,
что такая доска не может ни трескаться, ни коробиться. Задняя сторона
доски укреплялась двумя шпонками с целью сохранения от трескания и
коробления.
Дерево всегда избиралось сухое, вылежавшее после сруба от четырех до шести лет. Одним словом, внимание старых иконописцев было обращено на прочность, как на главное основание.
В наше время доски для иконного письма приготовляются уже не иконописцами, а столярами. Знание и осторожность должны быть первыми руководителями иконописца при выборе досок. Из липы выбирать доски светлые. Они отличаются крепостью и долговечностью; такой цвет древесины говорит о том, что дерево росло на сухом или гористом месте. Доски с темной древесиной показывают, что дерево росло на сыром месте; такие доски быстро загнивают во влажной среде и легко поддаются червоточине.
Считается, что доска, составная из двух или трех частей, прочно
склеенная, хорошо укрепленная шпонками, гораздо прочнее целой широкой
доски. Она не коробится, не трескается и не расходится. Часто, если
составная доска приготовлена из липы или ольхи, сзади наклеивают еще
тонкую доску из кипариса. Такая доска еще прочнее бывает и охраняет
дерево от червоточины.
Иконные доски могут быть плоскими, с единой ровной лицевой поверхностью и шпонками сзади:
Либо иметь специальное углубление в центре, где пишут изображение Святого, а также поля по периметру. Это углубление называют "ковчегом", а переход от полей к ковчегу -
"лузгой". Ковчег может быть двойным. На полях могут помещать изображения
Святых или узор. Могут и просто оставить нетронутыми, покрыв однотонной
краской.
На полях могут помещать изображения Святых или узор. Могут и просто оставить нетронутыми, покрыв однотонной краской.
Всем интересующимся иконописными традициями, а в частности вопросом коллекционирования и сохранения старинных икон, рекомендуем почитать две книги: П.П. Муратов "Открытие древнерусского искусства" и В.А. Солоухин "Черные доски".
Куплю Иконную доску (без рисунка/чистую! желательно старую)
Вот и мне познавательно было. определил , что у меня сквозные шпонки стоят. Спасибо Макс!
Доски часто Максим на аукционе на Ревьюхе вижу. И не очень дорого уходят,если доска уже практически без росписи. Смотрел недавно себе в интернете, цены заоблачные, доска от 3 до 7 тысяч, в итоге делаю доску под врезку иконок сам.
Сергей спасибо за информацию, гляну (как только куплю себе ее, то покажу для чего;)))
вот что могу вам предложить 22см на 27см
Макс, а что у тебя левкас с картинкой есть? Его не так то просто будет на старую доску приклеить. Я давным давно пытался так икону спасти намудохался конкретно, пока в руки не попала книга по реставрации икон. Сложное, но очень интересное дело.
Нет) Я еще не умею, готовить и наносить левкас на иконную доску, да и рисунком у меня точно не получится) я для других целей присматриваю иконную доску.
Отписал вам в личку.